Події

В армении в конце xx века появился налог на пыль, а в италии — на… Тень!

0:00 — 18 січня 2006 eye 3114

С давних времен власти, заботясь о пополнении государственной казны, вводили забавные налоги

Сейчас в Украине активно обсуждается перспектива введения налога на недвижимость. Более того, некоторые парламентские фракции предлагают взимать его уже со следующего года. Правда, разработчики двух альтернативных законопроектов еще не определились: устанавливать налог на недвижимость в зависимости от стоимости или от площади жилья. Так что украинцам остается только гадать, к какому варианту склонятся наши законодатели. Ведь, как свидетельствует мировая история, власти бывают весьма изобретательны в своей фискальной политике.

Крылатое латинское изречение «Деньги не пахнут» принадлежит римскому императору Веспасиану, который жил в начале нашего тысячелетия. Он ввел налог на общественные туалеты, который на латинском языке именовался не иначе как «мочевой налог». Когда сын Веспасиана Тит упрекнул отца в том, что он ввел налог на общественные уборные, император поднес к его носу деньги, поступившие по этому налогу, и спросил, пахнут ли они.

Одним из самых обременительных для населения был налог на соль. В Китае его ввели во втором тысячелетии до нашей эры. С помощью одного этого налога римский консул Ливий… покрыл расходы на Вторую Пуническую войну. А в Индии британцы довели ставку этого налога до 4 тысяч (!) процентов стоимости товара.

Некий восточный паша брал с жителей налог на износ своих зубов. Таким образом он решил компенсировать себе тот ущерб, который наносила его зубам некачественная местная пища.

В Византии налог платили в зависимости от размеров здания. Чем объемнее хоромы, тем большую сумму нужно было перечислить в казну государства. Поэтому его назвали налогом на воздух.

В начале XVIII века в Башкирии власти ввели налог на глаза. Сумма зависела от цвета глаз: серые оценивали в 8 алтын (в старину: алтын — 3 копейки, а также трехкопеечная монета), а черные — в 2-3 алтына.

Налог на бороду был введен 1 сентября 1689 года Петром I. Борода дворянина или приказчика «стоила» 60 рублей, купца — 100 рублей, рядового торговца — 60 рублей. Холопы платили 30 рублей. Крестьянин у себя в деревне мог носить бороду даром. Но при въезде в город, как и при выезде, платил за нее копейку.

Налог на воробьев придумали в XVIII веке в Вюртемберге (Германия). Хозяин каждого дома обязан был уничтожить дюжину воробьев, за что получал 6 крейцеров. Если факт вылова птиц не подтверждался, в казну нужно было внести налог в размере 12 крейцеров. Для того чтобы уклониться от уплаты налога, люди покупали нужное количество дохлых воробьев у подпольного торговца, который доставал их на городской свалке.

Существовал также налог на убийство. В Древней Руси платили судебную пошлину — «виру»: за убийство невиновного чужого холопа преступник выплачивал его хозяину указанную им сумму и дополнительно князю — 12 гривен. Если поймать убийцу не удавалось, то «виру» платили жители того округа, где нашли жертву.

На острове Ява в XVIII веке был введен налог на взятки. Дело в том, что коррупция там достигла невероятного размаха. Младший торговец платил (официально!) 3 тысячи 500 гульденов, чтобы его назначили на должность с окладом 40 гульденов. Кстати, с 2004 года взятки облагаются 13-процентным налогом и в Украине.

В Англии в 1797 году был введен налог на часы. Все владельцы часов ежегодно платили в казну 5 шиллингов. Этот налог был отменен в 1798 году из-за своей финансовой несостоятельности.

21 ноября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, чтобы собрать дополнительные средства для оказания помощи многодетным матерям, был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Этот налог существовал только в СССР и Монголии и в народе назывался «налог на бездетность». Он просуществовал до начала 90-х годов.

В Армении в конце XX века Министерство экономики постановило: население должно оплачивать расходы на удаление пыли из расчета 1,91 драма (около 2 гривен) за 1 квадратный метр площади. Так появился налог на пыль.

Налог на мир удерживают с жителей Гвинеи: каждый год без войны обходится в сумму, эквивалентную 700 бельгийским франкам (около 17 евро).

В Австрии горнолыжники при спуске с горы обязаны уплатить так называемый гипсовый налог. Собранные деньги передаются австрийским клиникам. Ведь, по статистике, в Австрийских Альпах ежегодно травмируются примерно 150 тысяч лыжников и на их лечение тратится около 70 тысяч евро в год.

В Болгарии удерживается налог на мусор. Размер выплаты местные власти определяют пропорционально балансовой стоимости здания или в зависимости от количества отходов. В среднем ставка достигает 0,3-0,5 процента стоимости дома. И вносится вся сумма одновременно с налогом на недвижимое имущество.

С 1993 года в Венеции взимается налог на тень. Под налогообложение попали принадлежащие магазинам и кафе навесы и зонтики, тень от которых падает на коммунальную собственность — землю. В результате навесов заметно поубавилось.

Летом 1996 года власти китайского портового города Тяньцзинь ввели налог на гражданский брак: сожительство без брачного свидетельства обходится нарушителям в 1000 юаней в год (около 120 долларов).

Также в мире существуют налоги на секс. Власти бельгийской столицы ввели ежегодный налог на витрины, в которых проводят время, ожидая клиентов, проститутки в квартале «красных фонарей». Этот налог приносит городскому бюджету 100 тысяч евро.

А в немецком городе Кельн с 2004 года взимают специальный налог с владельцев борделей, секс-клубов, эротических массажных салонов и саун. Они платят 150 евро в месяц за каждое «рабочее место» — массажный стол или кровать.

Сотрудница финансового управления города Стокгольма (Швеция) Эльфрида Карлсон освоила более 20 разновидностей собачьего лая. Ее работа — гавкать у дверей домов, пытаясь вызвать ответный лай песика, которого хозяин прячет, чтобы не платить налог на собак. Кстати, шведы отдают предпочтение приземистым таксам, а норвежцы — длиннолапым породам. Это обусловлено тем, что в Швеции размер налога на собаку зависит от ее роста, а в Норвегии — от длины.

Между прочим, в Египте исполнительницы танца живота являются пятым по значимости источником пополнения казны государства (после Суэцкого канала, туризма, экспорта нефти и хлопка). Ежегодно плясуньи платят государству в качестве подоходного налога 900 миллионов египетских фунтов (264 миллиона долларов).