Події

Разыскивая любимую кошку, полуторагодовалый ромка нырнул в 100-литровый котел… С кипятком!

0:00 — 24 січня 2006 eye 386

По мнению винницких медиков, которые спасли малыша, тяжелейшая ожоговая травма могла привести к непоправимой трагедии

Александр и Наталья Фурманчуки из села Мовчаны Жмеринского района Винницкой области, родители полуторагодовалого непоседы Ромы, никогда не оставляли мальчика без присмотра. И все же чрезмерно любопытный и шустрый малыш, которому, казалось, совершенно неведомо чувство страха, улучал минутку для разных шалостей. Но что Рома нырнет в огромный 100-литровый котел с кипятком, ни его маме и папе, ни бабушкам и дедушкам даже в самом страшном сне не могло присниться…

«По дороге в больницу он задыхался, судорожно глотая воздух, все тело распухало и покрывалось синюшными пятнами»

- Я как раз вышел из дома, чтобы в сарае дров набрать, но, услышав доносящийся из летней кухни пронзительный крик бабушки Нины, поспешил туда, — вспоминает Александр Фурманчук.  — Увидел: бабка, причитая и прижимая к себе что-то, от чего валит пар и стекает вода, побежала в дом. Даже и не сообразил сначала, что понесла она нашего малыша. Положив совершенно беспомощного ребенка на кровать и снимая с него горячую мокрую одежду, старушка сбивчиво рассказала, как, услышав стук крышки, которым закрывался 100-литровый котел с кипятком, побежала к нему и, открыв, чуть не потеряла сознание, увидев внутри ножки Ромочки.

Пока бабушка Нина утирала слезы, мы с женой бросились вызывать «скорую помощь». Сынок был без сознания. Прибывшая сельский фельдшер распорядилась обливать тело мальчика холодной водой. Объяснила: если бы мы с самого начала так делали, можно было уменьшить глубину ран. Жаль, что мы не знали…

- Надо же, я всегда так старательно ухаживала и за Ромочкой, и за старшей дочуркой Танюшей — никогда они не болели, — утирает слезы Наталья Фурманчук.  — Малыш как раз играл с кошкой — любит ее за хвост подергать, ушки вывернуть. Почти каждый день приходилось объяснять ему, что мучить животное нельзя…

Как только кошке удалось вырваться от сына, она, видимо, прошмыгнула в летнюю кухню мимо котла, а догонявший ее мальчик решил, что она прыгнула в эту емкость и спряталась там. Вот так и упал в кипяток… Нырнул прямо головой и почти весь обварился. Хорошо еще, что огромный котел, в котором мы обычно греем воду для запаривания корма домашним животным, был заполнен кипящей водой только наполовину. Но и этого хватило, чтобы Ромочка сильно обжег головку, шею, ручки, грудь, животик… По дороге в больницу он задыхался, судорожно глотая воздух, все тело распухало и покрывалось синюшными пятнами.

Врачи Жмеринской центральной районной больницы, оказав ребенку неотложную помощь, направили его в Винницкую детскую областную больницу. Провожая Ромочку, в котором еле теплилась жизнь, в больницу, бабушка Нина просила Бога, чтобы помог ему. Внучек ее рос таким шустрым! Хоть и ходили за ним по пятам, хоть и постоянно объясняли, что можно, а что нет, но он, кажется, никого не слышал. Часто маленького сорванца то из собачьей будки приходилось доставать, то в сарае вылавливать, где он пытался допрыгнуть до гривы недовольно фыркающего коня или дотронуться до вымени коровы…

- Малыш был нетранспортабелен, но медики Жмеринской районной больницы, введя ему несколько лекарственных препаратов, ничтожно малые дозы которых совершенно не улучшили его состояния, все же решили направить ребенка в Винницу, — говорит исполняющий обязанности заведующего реанимационным отделением Винницкой детской областной больницы Георгий Бабенков.  — Тяжелая и обширная ожоговая травма повлекла тяжелый шок и кому IV степени, сопровождающуюся тяжелыми расстройствами кровообращения, дыхания, нарушения сердечной деятельности, работы мозга, легких, почек…

Ожоговый шок очень опасен для жизни, поэтому необходимо было сделать все возможное, чтобы поскорее вывести ребенка из такого состояния. Мальчику была назначена интенсивная противошоковая терапия, предпринят ряд других неотложных мер. Только на четвертые-пятые сутки состояние пострадавшего немного стабилизировалось, начала восстанавливаться микроциркуляция крови. Если бы нам не удалось с этим справиться, все усилия ожоговых хирургов не принесли бы результата. Мы постоянно поддерживали маленького пациента в состоянии медикаментозного сна, позволявшего подавлять сильные болевые раздражители…

«Мальчик нуждался в помощи чуть ли не всех работающих в областной детской больнице специалистов»

- Около 50 процентов поверхности тела мальчика было поражено ожогами, большей частью глубокими,  — объясняет хирург-комбустиолог ожогового отделения Винницкой областной больницы имени Пирогова Владимир Зеленько.  — Уже на третий день после случившегося ребенку, еще полностью не выведенному из тяжелейшего шока, была сделана операция по иссечению и удалению мертвых тканей и закрытию ожоговых ран ксенокожей. Это специально обработанная свиная кожа, которая временно выполняет функцию поврежденной кожи человека. Благодаря этой операции удалось значительно снизить риск проникновения в организм ребенка продуктов распада погибших от высокой температуры клеток кожи, поражающих прежде всего почки и печень, что усугубило бы и без того тяжелейшее состояние маленького пациента.

Ксенокожей Ромочке закрыли поврежденные участки на голове, шее, части туловища, руках. Состояние малыша начало улучшаться. К концу второй недели, когда покрытые ксенокожей участки тела с поверхностными ожогами начали заживать, а глубокие раны были подготовлены к пересадке кожи, мальчику сделали очередную операцию: закрыли ожоговые раны лоскутами его собственной кожи, взятой с бедра.

Комбинируя нашу методику пересадки кожи с так называемой методикой влажной камеры, усовершенствованной московским ожоговым хирургом Василием Мензулом и его коллегами, нам еще за две операции удалось закрыть все ожоговые раны ребенка. Тельце Ромочки покрыли специальным пленочным перевязочным материалом, содержащим смесь лекарственных препаратов. Это один из самых щадящих способов лечения ожоговых ран, он сокращает время заживления и, что немаловажно, снижает возможность образования рубцов. Такая методика позволяет прямо в ране буквально за несколько дней выращивать кожу (для сравнения: американцы выращивают кожу в специально подготовленных питательных средах.  — Авт. ).

Уже за восемь дней раны ребенка затянулись и зажили, его жизнь была спасена! А узнав, что родители Ромы организовали акцию сбора денег для лечения сына, хирург Василий Мензул, гостивший тогда на Винничине, все материалы, необходимые для проведения этой операции, предоставил бесплатно…

Малыш нуждался в помощи чуть ли не всех работающих в областной детской больнице специалистов. Упав в кипяток он еще и захлебнулся, сильно обожженная слизистая ротовой полости, язык, небо, десны нагнаивались. Стоматологи их обрабатывали, чередуя облепиховое масло со специальными дезинфицирующими растворами. Стараясь меньше травмировать слизистую, аккуратно вводили через нос в желудок зонд, чтобы Рома мог получать разработанное врачами-диетологами полноценное и сбалансированное в соответствии с его состоянием питание. Часть лечебных питательных смесей готовили на больничной кухне, часть приносили родители.

«Когда сын вырастет, мы расскажем ему, как много людей боролись за его жизнь»

Осмотревшая Ромочку врач-окулист порадовала: со зрением у него не должно быть никаких проблем, поскольку, падая в котел, мальчик, скорее всего, с перепугу закрыл глаза. Значит, обычные в таких случаях отслоения сетчатки, конъюнктивиты или другие осложнения развиваться не должны. Постоянно наблюдавшие малыша врачи-пульмонологи и реаниматологи следили за тем, чтобы спавшиеся из-за ожога дыхательных путей верхние доли легких быстрее расправились, и у мальчика не развились другие опасные осложнения.

А вот с лор-врачами Роме и его родителям придется еще долго общаться. У ребенка сильно пострадали ушки, после травмы они напоминали безжизненно свисавшие и почерневшие лопушки. Он мог бы их лишиться, как, впрочем, и пальчиков на обеих ручках, если бы не виртуозная работа ожоговых хирургов. Ведь Рома получил серьезные ожоги среднего уха и травму слухового прохода, которые могут обернуться потерей слуха. Поэтому, хотя мальчика уже выписали из больницы домой, он с мамой и папой периодически приезжает к лор-врачу на специальные процедуры.

- В результате воспалительного процесса в ушной раковине ткани отекают, а выделения могут заполнить ушной проход, что приведет к его заращению, — объясняет врач-отоларинголог лоротделения Винницкой детской областной больницы Алексей Попов.  — Чтобы предотвратить это, в ушки мальчика вставляются специальные трубочки, которые ему предстоит носить, пока на поверхности слухового прохода не начнет расти кожа. Правое ушко Ромы пострадало больше левого, поэтому, восстанавливая слуховой проход правого ушка, будем ориентироваться по более здоровому левому. Не исключено, что в будущем ребенку понадобится пластика ушных раковин, ведь они деформированы.

Маленький Рома учится бороться с болью, превозмогать ее. Медики отмечают, что последствия ожогов могут проявиться тяжелыми осложнениями. Поэтому мальчик должен находиться под неусыпным наблюдением опытных педиатров, ему надо периодически подкреплять пострадавшие сердце, легкие. Ребенку показано восстановительное санаторно-курортное лечение.

- Наверное, сам Всевышний помогал врачам выхаживать сынишку! — печально улыбается Александр Фурманчук.  — Мы благодарны медикам и всем, кто поддержал нас и деньгами на лечение Ромочки, и добрым словом. В больницу совершенно незнакомые люди приносили игрушки, конфеты, памперсы, деньги. Очень многие молились за его выздоровление. Наверное, поэтому он и выжил. Бывало, пожилые женщины приносили 10 или 20 гривен из своей скудной пенсии, объясняя, что деньги им не лишние, но мальчику они сейчас нужнее. А мальчишки, дававшие на лечение Ромочке по несколько гривен, говорили, что деньги им подарил святой Николай, значит, их надо потратить на благое дело. Еще как-то пришел в больницу мужчина, мягко говоря, не совсем трезвый, да еще и с недопитой бутылкой водки. Узнав, что именно здесь лечат тяжелобольного мальчика, отдал медикам

10 гривен.

Мы, как и большинство сельчан, живем с подсобного хозяйства — у нас большой огород, продаем коровье молоко. Постоянного заработка нет. Чтобы лечить сына, пришлось потратить все семейные сбережения, продать свиней, корову, коня. Но ведь это, как говорится, дело наживное…

Ромка, раньше веселый и озорной мальчишка, любивший бегать по двору, теперь не сходит с рук мамы или папы. Ему еще трудно стоять на ножках — постоит минуту-другую и начинает плакать. А еще родители мальчика заметили, что он боится оставаться один.

- Мы знаем, что сейчас даже ласковым словом можно поддержать сына, ведь оно творит чудеса! — добавляет Наталья.  — Как-то я осторожно спросила Ромочку: помнит ли он, что с ним произошло? Малыш отрицательно покачал головкой. И слава Богу, что не помнит! Когда вырастет, мы обязательно расскажем ему об этом. Чтобы он знал, как много людей боролись за его жизнь…