Україна

«бесценный скелет ископаемого слона динотерия настолько пропитался влагой, что в любой момент может рассыпаться»

0:00 — 28 січня 2006 eye 508

Из-за потопа в главном природоведческом музее Украины погибает уникальная коллекция останков доисторических животных. Развалившийся на глазах работников музея череп ископаемого жирафа утрачен навсегда. Часть экспонатов — под угрозой уничтожения

В залах Национального научно-природоведческого музея НАН Украины, где вчера побывали корреспонденты «ФАКТОВ», обстановка жуткая: паркет вздулся, с потолка свисают куски отслоившейся краски, на стенах огромные водяные разводы… Трубу отопительной системы здесь прорвало в ночь на четверг, и кипяток заливал залы в течение нескольких часов, до утра. Вылились тонны воды. Чтобы ее остановить, музей на полдня отключили от теплоснабжения.

- В четверг утром в огромном зале на втором этаже, где хранится коллекция черепов и скелетов животных, вымерших несколько миллионов лет назад, я застала кошмарную картину: помещение напоминало парную в бане, — рассказала научный сотрудник Палеонтологического музея кандидат биологических наук Татьяна Крахмальная.  — Стоял до того густой пар, что на расстоянии нескольких метров ничего не было видно. Промокшие до нитки работники бухгалтерии, канцелярии, смотрители залов вычерпывали воду, по щиколотки заполнившую зал. Я бросилась им помогать и уже через пару минут тоже полностью вымокла. Вскоре обнаружили, что вода течет и с потолка. На этом этаже потолок подвесной, из пластиковых секций, и вода скопилась над каждой из них. Вначале попробовали снимать секции, но на человека тут же обрушивался поток. Последствия потопа для экспонатов я увидела через несколько часов: утром череп ископаемого жирафа был еще цел, а днем он полностью рассыпался.

- Для ископаемых костей условия повышенной влажности губительны, — говорит заведующий отделом Палеонтологического музея Юрий Семенов.  — А тут ведь настоящая парилка! Костная ткань пропиталась влагой, а это значит, что многие экспонаты могут в любой момент рассыпаться под тяжестью собственного веса. Их надо экстренно спасать. Коллекция у нас богатая, некоторые экземпляры уникальны. Скелет огромного ископаемого слона динотерия, найденный на Тернопольщине в 1963 году, нужно высушивать, спасать, хотя он пострадал меньше, чем экспонаты, находящиеся в витринах. Часть коллекции находится в удручающем состоянии: черепа ископаемых оленя и гиппариона (трехпалой лошади) растрескались.

- Сколько стоит коллекция?

- Ее стоимость не определяли. Могу лишь сказать, что, когда широко известное жилище древнего человека, сделанное из костей мамонта (оно расположено на первом этаже музея.  — Авт. ), вывозили на выставку за рубеж, его оценили в миллион долларов.

Кроме костей, пострадали картины кисти знаменитого мастера, народного художника Украины Ивана Ижакевича, и лучшего в Украине художника-анималиста Геннадия Гликмана. На полотнах изображены доисторические леса и их обитатели. Также оказалось затопленным расположенное под Палеонтологическим музеем огромное помещение, где хранилась коллекция геологических экспонатов. В этом крыле год назад сделали ремонт, который обошелся в 100 тысяч гривен. Теперь ремонтировать помещения придется заново.

- По нашим подсчетам, понадобится полмиллиона гривен, чтобы восстановить залы, — сообщил директор Национального научно-природоведческого музея академик НАН Украины Евгений Шнюков.  — Помочь высушить помещения обещало МЧС Украины. Думаю, за два-три месяца с первоочередными работами мы справимся. Но нельзя гарантировать, что подобная авария не повторится: здание музея построено в 1927 году, его инженерные коммуникации с тех пор не менялись, ведь значительная их часть вмонтирована в стены.

- То, что случилось, лишь «цветочки», — рассказал главный инженер музея Иван Каблучко.  — Порывы могут происходить в будущем, только с куда более масштабными последствиями. Чтобы избежать этого, необходимо оборудовать помещения музея новыми системами с использованием более современных технологий теплоснабжения. Мы неоднократно обращались в Академию наук, но денег на ремонт и реставрацию так и не выделили. Не нашли мы поддержки и у городских властей. Средства нужны немалые: только в проекте на фасадные работы заложено более двух миллионов гривен. У нас же как обычно: пока гром не грянет… Музей ждет своего часа уже долгие годы.

Несмотря на ЧП, природоведческий музей продолжает работать.