Україна

В некоторых бутиках для постоянных клиентов понравившиеся вещи могут отложить не на пару часов или дней, а даже… Придержать до распродажи

0:00 — 28 січня 2006 eye 395

Чтобы избежать лишних трат, отправляясь по магазинам, заранее составьте список необходимых покупок и не берите с собой лишних денег

Дважды в год (в феврале и августе) любители шоппинга испытывают адские муки: как за месяц успеть обойти все распродажи и купить все, что реализуется хоть с какой-нибудь скидкой? Именно поэтому во время сезонных сейлов в магазинах творится что-то невероятное. Потеряв голову, люди сметают с прилавков и витрин «ценные» экземпляры, получая в итоге брешь в бюджете и кучу ненужных вещей.

Поскольку зимние распродажи набирают обороты, «ФАКТЫ» решили выяснить, как уберечь себя от ненужных покупок.

«Спортивная одежда и обувь продается гораздо быстрее, если в торговом зале пахнет цветами»

Итак, правило номер один для тех, кто хочет сэкономить время и деньги: не отправляйтесь на «охоту» в большие торгово-развлекательные центры и многоэтажные универмаги.

- Политика современных шоппинг-моллов направлена на то, чтобы привлечь и удержать внимание потенциального клиента, заманить в магазин и принудить к спонтанной покупке, — рассказывает консультант по маркетингу сети магазинов одежды Вера Кирютина.  — К примеру, вы пришли за теплой курткой. А вокруг вывески о рекламных акциях, нарядные витрины, заманчивые спецпредложения, кафе и аттракционы, заводная музыка… Настроение улучшается, в глазах появляется блеск, а в голове мысли: «Как удачно зашла! Столько полезных вещей можно купить со скидкой!» На самом деле все это сбивает с толку и отдаляет потребителя от цели. Ведь вы уже и не помните, что ищете куртку, и сворачиваете в косметический бутик, сулящий каждому покупателю подарок. На изучение ассортимента уходят лишние полчаса, на покупку пятого крема для рук — 20-40 гривен, а полученная в подарок косметичка оказывается совершенно ненужной. Никакой выгоды, а тем более экономии.

- Правда ли, что специально подобранные музыка и ароматы могут заставить сделать покупку?

- Действительно, и этими невидимыми уловками продавцы пользуются довольно активно. Например, любой специалист по размещению и рекламе товара в магазине расскажет, что продажа спортивной одежды и обуви увеличивается в два раза, если в торговом зале пахнет цветами. Аромат выпечки стимулирует покупку продуктов впрок.

Или же специальное оформление магазинов. Все направлено на то, чтобы задержать человека в торговом центре. Каждый этаж молла — это лабиринт, выбраться из которого ой как непросто. Вот кафе, а рядом игровые комнаты для детей, боулинг, косметический салон, каток, скалодром, кинозалы… Кстати, даже афиши на стенах неслучайны. Например, в коридоре торгового центра на глаза попадается плакат с рекламой фильма «Авиатор»: Кейт Бланшетт в очаровательных туфельках. Делаете пару шагов — и видите точно такие же в витрине обувного магазина. Ну, и как их не купить? Одним словом, специалисты знают: если покупатель задерживается в магазине дольше 30 минут, он оставит там денег на 40 процентов больше, чем запланировал.

- Так где же лучше покупать одежду?

- С практической точки зрения, я бы порекомендовала монобрэндовые магазины (те, в которых продаются товары одной торговой марки.  — Авт. ). Чтобы выяснить, куда идти, достаточно порыться в собственном шкафу. Наверняка, там преобладают вещи двух-трех марок. Вот в эти бутики и отправляйтесь. Экономия времени и средств колоссальная. Во-первых, монобрэнды располагаются в центре города, а во-вторых, вы не зайдете в случайный магазин.

«Тяга к покупкам сравнима с алкогольной и наркотической зависимостью»

- Да, но распродажи — хороший повод, чтобы кардинально изменить имидж.

- Именно эти слова чаще всего говорят продавцы. Мол, сейчас так дешево, примерьте новый «образ». Однако правильный подход к формированию гардероба начинается совсем не с похода по магазинам, а с анализа своего стиля жизни. Прежде чем бежать за покупками, подумайте, как распределяется ваше время в течение недели или месяца. Например, 70 процентов времени — работа в офисе, 10 процентов — дома, 10 процентов — отдых за городом, 5 процентов — занятия в спортзале, 5 — выходы в свет. А теперь откройте все шкафы с одеждой, коробки с обувью и аксессуарами и посмотрите, пропорционально ли количество вещей полученным цифрам. Уверяю, будет множество сюрпризов!

После ревизии следует определить, чего не хватает в вашем деловом, повседневном и спортивном гардеробах. Далее, составьте подробный список необходимых покупок, разделив его на две графы: «Купить сейчас» и «Купить в этом сезоне». Старайтесь не отходить от намеченного плана и следовать логике, избегая так называемых спонтанных трат. Это позволит значительно сократить расходы на одежду и аксессуары.

- Все это очень хорошо в теории, но как быть с азартными фанатами шоппинга?

- Тяга к покупкам действительно сравнима с алкогольной и наркотической зависимостью, и бороться с ней можно только путем ограничения бюджета. Перед выходом в магазин нужно просмотреть список необходимых вещей и обозначить сумму, с которой вы готовы расстаться. Азартному человеку лучше не брать с собой много денег. Хорошо бы оставить дома и кредитную карточку.

И еще, никогда не покупайте одежду сразу. Походите по магазину, посмотрите другие коллекции, примерьте понравившуюся кофточку… и уйдите. Достаточно пары часов (максимум — дня), чтобы понять, нужна ли вам она на самом деле. Если вещь не выходит из головы, а в гардеробе не обнаружилось похожей, можно за ней вернуться. Но вообще статистика свидетельствует, что в половине случаев покупатели отказываются от сделанного ранее выбора.

- Всевозможные дисконтные карточки — это тоже «крючок» для покупателей?

- Во многих магазинах одежды скидку можно получить в любое время года. Дисконтные программы выгодны как покупателю, так и продавцу. Ведь клиент, у которого есть дисконтная карточка, часто становится постоянным. Поэтому есть смысл при каждой покупке требовать выдать вам дисконтную карточку. Рассчитывать можно на скидку минимум 5-10 процентов. Часто продавцы идут навстречу клиентам, особенно постоянным. У самых любимых покупателей дисконт может доходить до 50 процентов.

- Но чтобы стать любимым, наверное, нужно заплатить астрономическую сумму?

- А вот и нет. Гораздо важнее регулярно заходить в магазин, проявлять интерес и время от времени что-нибудь покупать. Продавцы таких клиентов очень любят, с удовольствием заносят их в список постоянных, приглашают на презентации и прочие приятные мероприятия. Кроме того, любимым иногда дают возможность отложить понравившуюся вещь не на пару часов, а на несколько дней (правда, официально бутики в этом не признаются, но такая практика существует), и даже по большой дружбе могут придержать ее до распродажи. В итоге привилегированные клиенты эксклюзивных бутиков экономят гораздо больше, чем обычные покупатели в стоковых магазинах и во время сезонных скидок.

- Кстати, в стоковых магазинах тоже устраивают сезонные распродажи. Значит, там изначально продают вещи по завышенным ценам?

- В общем-то, да. Смотрите, что происходит. Даже человек, едва интересующийся модой, может заметить, что последние три-четыре года в фэшн-индустрии не существует строгого «диктата». Известные дома и кутюрье предпочитают создавать собственный стиль. Поэтому, по окончании сезона, брэндовые вещи уценивают в два-три раза и продают стоковым магазинам. Если одежда не «уходит» сразу, цена падает еще, ведь новые коллекции поступают постоянно. Так и получается, что осенью классический мужской костюм известного брэнда продавали за 600 долларов, а уже весной — за 300.