Несмотря на то что выплаты уже завершаются, интересы некоторых категорий пострадавших так и не были учтены
В нынешнем году заканчивается процесс выплат компенсаций жертвам нацизма. Рассказать о выполненной за несколько лет работе и нерешенных проблемах «ФАКТЫ» попросили заместителя председателя Наблюдательного совета Украинского национального фонда «Взаимопонимание и примирение» при Кабинете министров Украины Игоря Шарова.
- Целенаправленная работа всех организаций, имеющих отношение к судьбе каждого из сотен тысяч украинских граждан, переживших ужас нацистского рабства, координировалась с деятельностью парламентской рабочей группы по вопросам межгосударственных отношений по защите жертв нацизма и участников боевых действий в зарубежных странах. Эта группа была создана в начале 1999 года в составе Комитета Верховной Рады по иностранным делам. Я, как руководитель этой группы, понимал: работа предстоит огромная, а поставленные задачи потребуют от нас больших усилий. Первым делом наша рабочая группа инициировала подготовку и принятие специального закона.
- О каком именно документе идет речь?
- Мной был внесен на рассмотрение парламента законопроект «О социальной защите лиц, которые пострадали от фашистских преследований в годы Второй мировой войны». Именно его основные положения были учтены в принятом Верховной Радой весной 2000 года Законе Украины «О жертвах нацистских преследований».
Этот документ наконец-то очертил круг вопросов, связанных с такой актуальной проблемой, как защита интересов граждан Украины, пострадавших от нацистских преследований. В нем четко квалифицировались лица — жертвы нацистских преследований, определялся их статус, правовые принципы и порядок создания ими соответствующих общественных организаций. Важно и то, что в данном законе мы предусмотрели образование системы государственной социальной защиты этих людей и социальные гарантии для них. Также я от имени рабочей группы инициировал обращение народных депутатов Украины к депутатам бундестага ФРГ.
- Насколько я знаю, переговоры с Германией о порядке выплат и сумме компенсаций бывшим узникам концентрационных лагерей и остарбайтерам велись долго, и находить компромисс удавалось далеко не всегда.
- Действительно, трудности были, и немалые. В связи с этим следует признать, что правительство ФРГ постоянно откладывало решение этих вопросов, отказываясь от каких-либо переговоров о справедливых выплатах гражданам Украины. Свою позицию оно аргументировало, выдвигая на первый план заявление правительства СССР от 22 августа 1953 года об отказе от репарационных претензий в пользу финансового оздоровления народного хозяйства ГДР. Также немецкая делегация на переговорах постоянно напоминала о выплате в 1993 году одноразовой помощи гражданам бывшего СССР, которые являлись узниками концлагерей и остарбайтерами. Тогда Германия выделила миллиард немецких марок. Средний размер помощи для жителей Украины составлял 602 марки.
Вполне естественно, что такая сумма да и сама постановка вопроса ни в коей мере не удовлетворяли ни руководство нашего государства, ни самих пострадавших, ни их общественные организации, равно как и Украинский национальный фонд «Взаимопонимание и примирение». Отечественные организации отстаивали интересы на всех возможных уровнях: от дискуссий с немецкими адвокатами и сотрудничества в межпарламентской немецко-украинской рабочей группе до обращений к Президенту Украины и канцлеру ФРГ.
Хочу отметить, что наша сторона руководствовалась общепринятыми в цивилизованном мире нормами права: материалами Нюрнбергского судебного процесса над группой главных нацистских военных преступников; выводами созданной в 1942 году Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков и их союзников и нанесенного ими ущерба гражданам, колхозам и общественным организациям, государственным учреждениям СССР; статьями Европейской конвенции по правам человека, Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, Основным законом ФРГ и немецкими законами периода нацистской оккупации Украины. Также мы руководствовались постановлением Европейского парламента от 16 января 1986 года, в котором была признана обязательной в моральном и правовом отношении выплата компенсаций немецкими фирмами тем, кто принудительно работал на них во время войны.
Один только перечень этих документов свидетельствует как о глубокой и всесторонней работе участников переговоров, так и о сложностях, обусловленных различными аспектами межгосударственных отношений.
- Однако положительный результат на переговорах все же был достигнут.
- Точка отсчета в длительном и неоднозначном переговорном процессе — 16 февраля 1999 года, когда ФРГ выступила с инициативой создания фонда для выплаты компенсаций принудительным работникам немецких промышленных предприятий. Переговоры продолжались дольше года. Их активными участниками были делегации Украины, России, Белоруссии, Польши, Чехии, Израиля, а также американские адвокаты. Уровень переговоров был весьма высокий. Достаточно отметить, что сопредседательствовали на них заместитель министра финансов США Стюарт Айзенштат и представитель канцлера ФРГ — Отто Ламбдсдорф.
Еще одной вехой в этом непростом деле стало заявление президента ФРГ Йоханнеса Рау, в котором он от имени немецкого народа и от себя лично в присутствии делегации Украины принес извинения всему украинскому народу за злодеяния, совершенные нацистами.
И хотя после этого казалось, что все самое сложное позади, нашу делегацию ожидал следующий непростой переговорный этап. Имею в виду и распределение выплат, и определение числа живых жертв нацизма (нас сначала пытались убедить в том, что их всего 300 тысяч во всем мире), и общую сумму в немецком фонде.
- Каким образом удалось договориться?
- Завершились переговоры 23 марта 2000 года на 11(!) раунде. Этому в немалой мере способствовало мое обращение как народного депутата Украины к нашему парламенту с просьбой ускорить принятие Закона Украины «О жертвах нацистских преследований».
Немецкий фонд «Память, ответственность и будущее» был создан 6 июля 2000 года, когда бундестаг принял соответствующий федеральный закон. Полномочия этой организации предусматривали определение категорий претендентов на получение выплаты и порядка наследования компенсации в случае смерти пострадавшего.
К сожалению, в немецком законодательстве не учтены интересы большого числа пострадавших от нацизма, например, людей, принудительно работавших в сельском хозяйстве Германии, а также вывезенных туда детьми. На этом этапе я от имени рабочей группы Комитета Верховной Рады Украины по иностранным делам инициировал обращение нашего парламента к бундестагу с предложениями, более полно учитывающими интересы пострадавших. Ведь ожидаемые выплаты не соответствовали в достаточной степени нашим требованиям. Но при этом мы понимали: нельзя затягивать до бесконечности переговорный процесс. Ведь мы должны были учитывать возраст жертв нацизма, состояние здоровья этих людей. Моральная ответственность перед ними требовала от всех участников переговоров как можно быстрее найти компромиссное решение.
В результате была достигнута договоренность о распределении 10 миллиардов немецких марок, из которых 8 миллиардов 250 миллионов направлены на выплату тем, чей рабский труд использовали в Германии. Для украинских остарбайтеров выделили 1 миллиард 724 миллиона немецких марок. Кстати, помимо Германии, помощь жертвам нацизма оказывала и Австрия.
- Как проходила выплата и насколько отличались условия предоставления компенсаций Австрией и Германией?
- Австрийская Республика выделила украинским подневольным рабочим, вывезенным в годы войны на территорию этой страны, около 78 миллионов 500 тысяч евро. Кстати, сумму в 85 миллионов 400 тысяч евро получили почти 43 тысячи наших соотечественников — за счет средств, не использованных другими партнерскими организациями. Причем вся сумма, назначенная Австрийской Республикой, была выплачена в один этап.
Иначе обстояло дело с компенсациями от ФРГ. Выплата осуществлялась в два этапа. Первую часть уже получили все жертвы нацизма — 473 тысячи 709 человек, а также правопреемники тех, кто умер, не дождавшись денег.
Практически всем пострадавшим была назначена и вторая часть компенсации, и с февраля 2004 года началась ее выплата. По данным на 10 января 2006 года, деньги уже получили 464 тысячи 847 человек.
Но есть сегодня одна существенная проблема, связанная с теми жертвами нацизма, кому был назначен второй транш и кто не успел получить деньги, а также их правопреемниками, которые не должны потерять свое право на компенсацию.
Все правопреемники должны знать: процесс выплаты — от начала и до конца — подчинен законодательству ФРГ. Вы можете лишиться своего права на компенсацию, если не подадите в региональные отделения УНФ «Взаимопонимание и примирение» заявление и другие необходимые документы на протяжении шести месяцев со дня смерти пострадавшего. Повторюсь, это — требование немецкого законодательства! Не предоставив вовремя документы, человек окончательно теряет право на получение денег. Еще один важный нюанс: назначение выплаты жертве нацизма и даже перечисление средств в банк не является гарантией получения компенсации, как ошибочно считают правопреемники.
- И когда Германия перестанет рассматривать заявления претендентов на компенсацию?
- Прием и рассмотрение заявлений претендентов на выплаты окончательно завершены 17 ноября 2003 года, когда в Германию был отправлен последний список получателей первой части выплат. А после 30 сентября 2006 года прекращается действие всех прав на назначенную выплату. До этой даты люди должны получить уже назначенные компенсации, находящиеся в банках. Поэтому всем, кто вовремя сдал необходимые документы, а это в основном правопреемники, необходимо не позднее марта 2006 года сообщить в фонд о каких-либо изменениях, например, адреса. Еще раз акцентирую внимание правопреемников: обращения после указанной даты не гарантируют получения выплаты.
- С завершением выплаты компенсаций можно ли считать проблему жертв нацизма решенной?
- Конечно же, нет! Должен признаться, что, к сожалению, не все проблемы, затронутые на переговорах с Германией, решены. Объединения жертв нацизма не только Украины, но и России, Белоруссии, Польши, Чехии на всех уровнях пытаются добиться справедливого отношения и к другим категориям пострадавших. Но из-за существенных пробелов в федеральном законе (а в нем жертвами нацизма признаны лишь узники концлагерей и гетто, а также подневольные работники промышленных предприятий) не учтены интересы людей, вывезенных на территорию Германии детьми, или рожденных в неволе, подневольных сельскохозяйственных рабочих, узников лагерей на оккупированной территории бывшего Советского Союза и лиц, спасшихся во время расстрелов фашистами гражданского населения, принудительных работников, трудившихся на предприятиях Третьего рейха, расположенных на оккупированной территории Украины, например, таких, как Шенкель, Хольцманн, Отто Штумпф, Объединенные сталеварные заводы, Организация ТОДТ и прочих, а также остарбайтеров, вывезенных на территории стран — сателлитов гитлеровской Германии, а именно: Финляндии, Румынии, Венгрии.
Для общественных организаций, объединяющих жертв нацизма, за этим перечнем категорий пострадавших стоит многое: и ощущение несправедливого к ним отношения, и игнорирование их законных требований, вплоть до попрания норм морали. Естественно, важная задача УНФ «Взаимопонимание и примирение» — так построить свою работу, чтобы максимально объединить все усилия отечественных и международных гуманитарных и правительственных структур и направить их на помощь потерпевшим от нацизма.