Україна

На чердаке дома в черновцах художник анатолий федирко обнаружил картину, стоимость которой, по оценкам экспертов, может достичь 10 миллионов евро

0:00 — 3 лютого 2006 eye 857

Не исключено, что автором полотна является Казимир Малевич

- Пару месяцев назад ко мне обратился 84-летний житель нашего города Виктор Петрович, — рассказал Анатолий Михайлович «ФАКТАМ».  — Он собирался перебраться к сыну в Подмосковье и поэтому искал человека, которому мог подарить часть хранившихся у него дома на чердаке старинных вещей и картин. Его выбор пал на меня после того, как в прошлом году ко Дню города я создал скульптурную композицию, в которой, мне кажется, передал уникальную атмосферу нашего древнего города и характер его жителей. Несколько портретов офицеров советской армии, выполненные в стиле соцреализма, меня не впечатлили. А вот полотно с изображением альпийского пейзажа сразу привлекло мое внимание своей квадратной формой. Картина, написанная на металле, сильно пострадала от времени — в некоторых местах краска облущилась. Сквозь эти «прорехи» ясно просматривался насыщенный красный цвет, что никак не гармонировало с пейзажной техникой. Все указывало на то, что под верхним слоем скрывается другое творение.

О необычной находке художник рассказал близким друзьям, один из которых — польский реставратор Гжегож Глазик — взялся восстановить первоначальный вид картины. Когда реставратор «снял» пейзаж, под ним оказалась выполненная в супрематической манере композиция: в центре — изображение черного креста, по краям — четыре квадрата (три белых и красный). (Супрематизм — одно из направлений русского авангарда, разработанное Казимиром Малевичем).

- Картина оказалась двухсторонней, — продолжает Анатолий Федирко.  — На обратной ее стороне под другим пейзажем скрывалась еще одна композиция, выполненная в том же супрематическом стиле. Увы, вторая картина на 80 процентов повреждена эрозией и внешним воздействием. Но все равно в центре ее хорошо просматривается круг, вписанный в квадрат. Польский эксперт по химическому составу красок установил, что обе картины были написаны в начале 20-х годов прошлого века. Металлическая основа была изготовлена в Германии.

О том, что крест в окружении квадратов принадлежит руке художника с мировым именем Казимира Малевича или одного из его учеников, свидетельствуют несколько признаков. В своем творчестве Малевич неоднократно обращался к «теме» креста — в 1915, 1924 и 1927 годах. О серии с квадратами и говорить нечего. Кроме того, фигуры, которые он изображал, не доведены до чистой геометрии (если это квадрат, то он обязательно не совсем правильной формы). То же самое прослеживается и в моей находке. Все, кто присутствовал на презентации этой картины в Черновцах (презентация состоялась позавчера вечером.  — Авт. ), а также участвовал в ее экспертизе, в один голос твердят о той магической силе, которую она излучает. Хотя, конечно, это мнение субъективно.

Анатолий Федирко считает, что написанные поверх супрематических композиций пейзажи должны были сохранить творение, выполненное в технике, запрещенной в начале прошлого века в тоталитарных странах. Проследить сейчас судьбу этой картины довольно сложно — ее бывший владелец скончался в декабре прошлого года. О себе он ничего не рассказывал. По мнению А. Федирко, этот человек был отставным военным, служившим в свое время в Германии или Польше, а найденный раритет — его военный «трофей».

Польские эксперты полагают, что найденная в Черновцах картина представляет огромную ценность. Если же подтвердится ее принадлежность кисти Малевича или его ученика, стоимость находки, по оценкам специалистов, может достичь 10 миллионов евро. А. Федирко поместил полотно на хранение в один из столичных банков. Продавать его художник не собирается.

- Моя цель — создание в Черновцах, городе с европейскими традициями, Центра современного искусства, где мы могли бы демонстрировать свое национальное богатство, — говорит Анатолий Михайлович.  — К сожалению, государство не сильно обеспокоено сохранением культурных ценностей, а среди меценатов, пожалуй, только народный депутат Виктор Пинчук интересуется проблемами современного искусства.

P. S. Кстати, после того, как в прессе появилась информация о находке и ее возможной стоимости, Анатолию Михайловичу из Америки стали звонить люди, которые надеялись, что Виктор Петрович может оказаться их дальним родственником…