Сегодня выдающемуся шахматисту исполняется 80 лет
Став в возрасте 78 лет отцом двух очаровательных близнецов — Машеньки и Димочки, Тайманов несказанно удивил поклонников своего таланта. Это событие произошло в июне 2004 года. Тогда наша газета одной из первых поздравила выдающегося гроссмейстера с радостным событием. Чтобы узнать, как идут дела у этой необычной семьи, корреспондент «ФАКТОВ» вновь позвонил в Санкт-Петербург.
В трубке послышался приятный моложавый баритон главы семьи.
- Машеньке и Димочке уже год и семь месяцев, — поделился радостью Марк Тайманов. — Детки сидят рядом со мной и очень бурно реагируют на ваш звонок.
- Может быть, они скажут что-нибудь нашим читателям?
- Димочка, хочешь поговорить по телефону?
В трубке послышалось сопение, но говорить со мной Дима не стал. Засмущался, наверное.
- Какое первое слово произнесли ваши дети, помните?
- Я вам похвастаюсь: «Папа»! Надя может это подтвердить.
- А к какой первой игрушке потянулись?
- Кажется, все-таки к шахматам, — слышу, как говорит мужу Надежда Тайманова. Надежда моложе супруга на 35 лет, а вместе они уже 18 лет.
- Действительно, шахматными фигурками они очень любят играться, — продолжил гроссмейстер. — Но, конечно же, у малышей есть и другие радости. Слышите, как они сейчас голосят? Димочка приделывает к крокодилу ноги, а Машенька собирает кубики.
- Характер уже проявляют?
- Машенька больше любит компанию, она у нас такая тусовщица. Вот сейчас к нам заглянули друзья, и дочка уже пытается их обаять. Зато Димочка очень серьезный. Наверное, пойдет по технической линии. Он уже проявляет большой интерес к нашей машине «Опель-Астра» и требует, чтобы его посадили за руль. Еще любит нажимать на кнопки компьютера, телевизора, радио. Под музыку они вдвоем с Машенькой начинают танцевать. И еще им очень нравится играть мячиками.
- Знаю, что у вас есть еще один полноправный член семьи — эрдельтерьер Джессика.
- Очень люблю эту породу. Раньше у меня тоже был эрдельтерьер — Чесс. В переводе с английского — «шахматы». Очень интеллигентный был пес. К сожалению, умер от инсульта. Спустя время мы взяли внучатую племянницу Чесса — Джессику. Ей сейчас два года. Дети любят с ней играть, таскают ее за бороду, за хвост. И собаке, представьте, это очень нравится.
- С прошлым юбилеем вас поздравили Эдита Пьеха, Людмила Чурсина, Юрий Темирканов и многие другие знаменитости. Кого на этот раз ждете в гости?
- На такое общение с друзьями, как раньше, времени уже нет. Сейчас мы живем довольно уединенно, занимаемся детьми. Сначала нам помогала Надина мама, но она серьезно заболела. Так что пригласим лишь самых близких.
- Шахматисты поздравят?
- К сожалению, питерская шахматная федерация к этому событию особого энтузиазма не проявляет. Так что у нас запланирована теплая семейно-дружеская встреча.
- В честь праздника позволите себе нарушить спортивный режим, выпьете рюмочку-другую?
- По опыту знаю, что норма должна быть у каждого своя. Помню, в 1964 году на турнире в Гаване мне предстояло играть со шведским гроссмейстером Штальбергом. Мы вместе обедали в ресторане, и я увидел, что партнер заказал пол-литра коньяка и шесть бутылок пива. Обед закончился примерно за полчаса до начала игры. Штальберг выпил все, что ему принесли, и, встав из-за стола, пошатываясь, направился к выходу. Я, грешным делом, обрадовался, что победа сама плывет мне в руки. Действительно, соперник неудачно начал игру и быстро получил трудную позицию. Но только я расслабился, как Штальберг заиграл очень сильно и перехватил инициативу. Мое поражение казалось неминуемым. Но тут шведский гроссмейстер как-то обмяк, надолго задумался и сделал неудачный ход. Положение на доске уравнялось, и мы согласились на ничью. Вечером после игры врач, сопровождавший в поездке советскую делегацию, пояснил, что это типичный пример алкогольного опьянения: вялость мысли сменяется короткой эйфорией, когда мозг работает с огромной энергией, затем — внезапный слом и полное торможение.
- Примеру коллеги последовать не пробовали?
- Однажды на тренировочном соревновании в Грузии, где каждый день проводился банкет в честь кого-либо из участников или организаторов, мне, чтобы никого не обидеть, пришлось действовать по системе Штальберга. Правда, я внес свои коррективы: постарался уменьшить дозу спиртного и увереннее играть в начале партии. Результат того турнира превзошел все мои ожидания.
А вот перед концертами пить зарекся. Однажды перед выходом позволил себя бокал сухого вина. В результате перебирал совершенно не те клавиши. Хорошо еще, что жена — партнерша по дуэту — не потеряла самообладания и постаралась исправить положение. Самое удивительное, что, как только мы вышли на поклон, состояние беспомощности у меня вдруг пропало. И мы, как ни в чем не бывало, сыграли несколько произведений на бис. Но я до сих пор помню ужас, пережитый мной на сцене.
- Киевские меломаны со стажем хорошо помнят выступления вашего дуэта в сопровождении оркестра под управлением Натана Рахлина. В январе нынешнего года выдающемуся дирижеру исполнилось бы 100 лет
- С нежностью вспоминаю Натана Григорьевича. Невероятно талантливый был человек! У меня до сих пор осталось ощущение чуда, которое он дарил своим темпераментом, вкусом и любовью к музыке. На выступлениях Рахлина постоянно случались различные казусы. Помню, придя на концерт, он обнаружил, что не захватил пояс для фрака. На помощь пришла жена дирижера. В гримерной она отыскала два вафельных полотенца, которыми можно было подпоясаться. К сожалению, от долгого употребления эти полотенца утратили свою белизну и резко контрастировали с белоснежной накрахмаленной рубашкой Рахлина. «А что, если припудрить?» — предложил кто-то. Сказано — сделано. В то время артисты, чтобы на сцене не лоснилось лицо, использовали пудру «Лебяжий пух». Этой пудрой и навели марафет. Не учли, правда, одного. Когда Рахлин, выйдя на сцену, взмахнул руками, отделившееся от полотенец облако стало оседать прямо на костюмы и инструменты растерявшихся оркестрантов
- Слышал, что, несмотря на все шахматные и музыкальные достижения, пенсия у вас очень маленькая.
- Сейчас немного прибавили — стало 3 тысячи рублей (чуть больше ста долларов. — Авт. ). Считаю несправедливым, что такие гроссмейстеры, как Смыслов, Бронштейн, Тайманов, выступавшие на высшем уровне по пятьдесят лет, не вошли в число российских спортсменов, которым назначена персональная пенсия. Дело в том, что шахматы не являются олимпийским видом спорта. В течение трех лет Международная федерация шахмат доплачивала мне по тысяче долларов в месяц, но уже два с половиной года, как эти выплаты прекратились А вообще, самое главное, конечно, это мои дети. Я молю Бога, чтобы он даровал мне возможность как можно дольше быть рядом с ними, помогать им. Кстати, из публикации «ФАКТОВ» я узнал, что у меня, оказывается, семеро детей, а не трое, как я раньше думал.
Тут я немного смутился. У шахматиста действительно трое детей (сын гроссмейстера от первого брака Игорь старше Машеньки и Димочки на 56 лет, а внучка Марка Евгеньевича Кира старше своих дяди и тети на 22 года). При подготовке нашего предыдущего материала были просто перепутаны цифры.
- Зато благодаря «ФАКТАМ», — успокоил меня юбиляр, — мы с Надей подумали: «А не завести ли нам еще два раза по двойне?» В конце концов, надо же соответствовать требованиям прессы.
Марк Тайманов родился 7 февраля 1926 года в Харькове. Через несколько месяцев после рождения Марка семья переехала в Ленинград. Тайманов — чемпион СССР 1956 года (всего же участвовал в рекордном числе чемпионатов Советского Союза — в 23). В составе сборной СССР побеждал во Всемирной шахматной олимпиаде и на четырех европейских первенствах. Неоднократный претендент на звание чемпиона мира. Дважды завоевывал звание чемпиона мира среди ветеранов. Тайманов получил широкое признание и как пианист, выступая вместе со своей первой женой Любовью Брук. Записи семейного фортепьянного дуэта были включены в серию компакт-дисков «Великие пианисты XX века».