Україна

Испанский суд обязал три компании, среди которых и «украинско-средиземноморские авиалинии», выплатить 10 миллионов евро семьям 62 испанских военнослужащих, погибших в 2003 году в авиакатастрофе украинского самолета як-42 в

0:00 — 14 лютого 2006 eye 239

Компании виновными себя не признают. Как стало известно «ФАКТАМ», до сих пор Украина не предоставила даже предварительные результаты расследования обстоятельств трагедии

В Сарагосе завершился судебный процесс по делу о гибели 62 испанских миротворцев в авиакатастрофе в мае 2003 года в Турции. Родственники погибших подали коллективный иск против трех компаний, обеспечивавших тот роковой полет: украинской авиакомпании «Украинско-средиземноморские авиалинии», посреднической фирмы «Чэпмен Фриборн» из Великобритании и страхового агента «Бьюзин Джойнт-Сток Иншуаренс». Сумма иска составляла 60 миллионов евро (более 71 миллиона долларов).

Напомним, что группа испанских миротворцев возвращалась из Афганистана на родину для участия в военном параде. Для их доставки был зафрахтован самолет Як-42 «Украинско-средиземноморских авиалиний». Он врезался в гору возле Трапзона (Турция), когда пошел на посадку для дозаправки. Находившиеся на борту самолета 62 испанских военнослужащих и 12 членов украинского экипажа погибли.

В Испании, для которой эта авиакатастрофа стала крупнейшей за всю историю, была создана общественная организация — Ассоциация жертв Як-42. От ее лица и подавался иск. Судья счел претензии обоснованными, однако значительно снизил сумму компенсации. Теперь три компании должны заплатить родственникам погибших в общей сложности 10 миллионов евро (почти 12 миллионов долларов). Сумма складывается из отдельных компенсаций, размер которых варьируется от 8856 евро (10530 долларов) до 130 тысяч евро (155 тысяч долларов). Как сообщают местные газеты, подобная практика распространена в Испании. Размер компенсации в каждом конкретном случае зависит от «индивидуальной ценности» погибшего, которая определяется по двум основным критериям  — величине его среднего заработка и числу иждивенцев.

Международная комиссия, занимавшаяся расследованием крушения украинского Яка, признала причинами катастрофы самолета Як-42 недостаточную подготовку экипажа, усталость пилотов, а также технические неполадки с авиалайнером. Замглавы минобороны Испании Франсиско Пардо заявил, что украинские пилоты находились в состоянии крайней усталости и потеряли контроль над ситуацией, неправильно использовали системы автопилота, из-за чего самолет летел на малой высоте. Экипаж не имел достаточной подготовки для полета в плохих погодных условиях, заявил замминистра, а в разбившемся лайнере были испорчены некоторые механизмы, и он вообще не мог быть допущен к полету. Причиной усталости экипажа эксперты называют то, что украинская авиакомпания, пытаясь добиться максимальной рентабельности, допускала серьезные физические перегрузки пилотов, летавших без отдыха значительно больше, чем разрешено международными нормами.

Все три компании, указанные в исковом заявлении, отказались признать себя виновными. Несмотря на вынесение приговора, в деле еще рано ставить точку. Верховный суд Испании продолжает расследование, целью которого является установление роли в этой трагедии высокопоставленных чинов из министерства обороны Испании.

Как сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе авиакомпании «Украинско-средиземноморские авиалинии», официально никакой информации о решении испанского суда компания не получала. А когда получит и изучит, будет принято решение о целесообразности подачи апелляции.

В Госслужбе по надзору за обеспечением безопасности авиации Министерства транспорта и связи Украины «ФАКТАМ» сообщили, что суд в Испании еще не последняя инстанция и само решение о выплате компенсаций еще не означает, что украинская авиакомпания признана виновной в случившейся катастрофе. Расследование, которое ведется в Турции, еще не закончено, и Украине не предоставлены даже предварительные результаты расследования. В связи с этим авиакомпания вполне может опротестовать решение испанского суда. Что же касается выплаты компенсации родственникам погибших испанцев, то украинская авиакомпания не обязана выплачивать страховку.

Кстати, сразу же после катастрофы «Украинско-средиземноморские авиалинии» начали переговоры со страховой компаний «Бьюзин». Каждый пассажир и член экипажа был застрахован на 20 тысяч долларов, а самолет оценен в 2 миллиона долларов. Как удалось узнать у представителя авиакомпании, который не захотел называть свое имя, родственники 12 погибших членов экипажа получили компенсацию от страховой компании. После трагедии руководство «Украинско-средиземноморских авиалиний» обещало родственникам погибших членов экипажа оплатить расходы на похороны и установку надгробных памятников. К сожалению, из-за табу на общение с прессой в связи с судебными разбирательствами в Испании, так и не удалось узнать, помогли ли работодатели погибших авиаторов украинским семьям, оставшимся без кормильцев.