Культура та мистецтво

Заслуженный художник украины скульптор михаил рева: «любовь для меня — смысл жизни! »

0:00 — 14 лютого 2006 eye 2506

Сегодня, в День влюбленных, в Одессе открывается памятник любви. Его автор, известный украинский скульптор Михаил Рева, украсил трехметровое бронзовое дерево, символизирующее вечность, 210 сердечками

День святого Валентина в этом году в Украине пройдет с размахом. По инициативе партии «Вчче», возглавляемой Инной Богословской, в тридцати крупных городах страны состоится акция «Вчче любовч». Ровно в 19. 20 на главных площадях собравшиеся люди произнесут извечную фразу «Я тебя люблю!» и зажгут свечи. В этот же день, несколькими часами раньше, в Одессе в центральном Городском саду состоится торжественное открытие памятника известного украинского скульптора Михаила Ревы «Дерево любви», созданного при поддержке «Вчче». Художник работал над своим произведением несколько месяцев, филигранно создавая из бронзы листочки и сердечки. Михаил говорит, что частенько засиживался в мастерской до глубокой ночи. Для автора многих знаменитых проектов, работавшего с самим Эрнстом Неизвестным, этот памятник — его личное признание в любви.

«Одесситы любят только те памятники, которые становятся частью пейзажа, остальным дают клички»

- По-моему, Одесса — самый благодатный для скульпторов город. На каждом шагу — памятники, половина из которых новые. Это ведь ваш «Стул» стоит на Дерибасовской?

- Мой. «Двенадцатый стул» я поставил в 1999 году. Теперь у меня такое впечатление, что его скоро сотрут в порошок: столько людей считают своим долгом посидеть на нем и сфотографироваться. Вообще, в Одессе ставить памятники очень сложно. Одесситы любят лишь те, которые становятся частью пейзажа, остальным же дают клички. Слава Богу, мои работы эта участь миновала.

- Подождите, вот установите «Дерево любви»… Кстати, а почему не цветок?

- Дерево — основа жизни: его корни — прошлое, крона — настоящее. Оно символизирует вечность. На дереве на 65 языках мира написано одно слово — «любовь». На нем 210 сердечек — столько же, сколько лет Одессе. Трехметровой высоты дерево, весящее тонну, сделано из бронзы. Его крона напоминает сердце. По своему посылу это очень теплая скульптура. Увы, в суматохе нынешних дней мы теряем сердечность и душевность. Поэтому мое дерево — памятник не извечному стремлению мужчины к женщине, а любви ко всему. Ведь это чувство — главное, что нас держит на этом шарике.

- А я думала, все же любовь мужчины к женщине…

- На самом деле любовь — понятие более объемное, возвышенное. Для меня это смысл жизни! А женщину, которую я люблю больше всего на свете, зовут Скульптура.

- Жена не ревнует?

- Она в курсе моих чувств. К тому же сама художник-модельер и любит искусство. Мы вместе учились в Питере, в Академии декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Мухиной, потом приехали работать в Одессу — город, где я вырос и чуть не стал моряком.

- Что же помешало?

- Папа, капитан дальнего плавания.

- ???

- Да-да! У меня морская семья. Когда отец приходил из рейсов, я с замиранием сердца слушал его рассказы о дальних странах. Сам первый раз попал за границу в 17 лет, на корабле «Шота Руставели», где работал мотористом-электриком. Тогда меня сразила своей архитектурой Барселона. Наверное, с этого все и началось. Долгое время я не мыслил жизни без моря, плавал во многие страны. До сих пор у меня дома хранятся несколько тельняшек и спортивные награды.

- Чем увлекались?

- Спортивной гимнастикой. Причем довольно долго. В 12 лет папа, всегда видевший во мне склонность к искусству, отдал меня в художественную школу. Но я не проучился там и двух месяцев — стало скучно, опять ушел в спорт. На брусьях «летал», сальто крутил…

- Сейчас слабо?

- Ну почему? И сальто могу, и на руках хожу. Только зарядку не делаю. Мне физических упражнений хватает на работе. Создание скульптур  — тяжелый физический труд. Попробуйте-ка взять кусок мрамора и отсечь от него все лишнее. Кубик, которым работаешь, весит 250 граммов. Вот и приходится им махать, бывает, целые сутки. Так что с мускулатурой у меня все в порядке.

- Правда, что за время службы в армии вам пришлось вылепить 48 барельефов Героев Советского Союза?

- И еще ленинских около 30! Причем барельефы героев для музея своей части я вылепил всего за месяц.

- Что за это получили?

- Десятидневный отпуск. Все было на достаточно примитивном уровне. Знаете, Ницше говорил, что для того, чтобы стать художником, надо пройти три стадии — верблюда (взвалить на себя все, что несли до тебя), льва (поверить в свои силы), а затем вновь стать ребенком. Только тогда на свет появится то, чего до тебя еще никто не делал. Например, такого дерева, какое будет в Одессе, нет нигде в мире.

- Значит, ребенком вы уже стали.

- Считайте, что да. Хотя на самом деле верблюдом надо быть всегда. Это я понял достаточно рано, когда только начал работать на Одесском художественном комбинате формовщиком, куда стекались заказы со всего Советского Союза. Была смешная история. Как-то на

9 Мая в центре уж не помню какого села надо было поставить бетонный памятник — солдата с автоматом — высокий, больше четырех метров. Приехал я в село, открыл ящики со скульптурой, а там лежат… женщина и мужские руки с автоматом. В шоке звоню в Одессу, спрашиваю, что делать? Мне отвечают: «Миша, не волнуйся. Устанавливай так, потому что солдат с руками женщины уехал в Узбекистан». В общем, в селе никто не заметил потери бойца, хотя монумент смотрелся, конечно, смешно. А что в Узбекистане случилось с солдатом с женскими руками, не знаю…

«Итальянцы оставляли меня в аспирантуре на четыре года»

- Ленина трудно было лепить?

- Во времена Советского Союза Ильича лепили все. Ему даже прозвище дали — Кормилец. Лепка бюста вождя была довольно высокооплачиваемой работой.

- И сколько давали?

- Я делал бюст почти в натуральную величину и получил на руки тысячу триста рублей. По тем временам сумасшедшие деньги! Тогда средняя зарплата была 130 рублей. На гонорар мы с женой безбедно прожили в Питере целый год.

- В Питер-то вы как попали?

- Благодаря папе. Когда я пришел из армии, отец, давно разглядевший во мне художественные способности, сделал все, чтобы я опять не попал на корабль. Он позвонил своему знакомому в КГБ, и мне не продлили действие заграничного паспорта. Я не понимал, что происходит, и, помыкавшись, решил ехать в Питер и поступать в «Муху». Эта академия считалась одним из самых свободолюбивых художественных вузов СССР. Поступить туда было практически нереально. Из 300 человек принимали всего семь.

- Опять помог папин знакомый кагэбист?

- Нет, он там не имел влияния. Я готовился к экзаменам, брал уроки, делал этюды и поступил. Учился хорошо, получал повышенную стипендию — 70 рублей. До Ленинской не дотянул. Зато был единственным студентом из всех художественных вузов в тот год, кто получил по окончании золотую медаль Академии художеств СССР. Потом стажировался на знаменитой вилле Абомелик в Риме. Там в свое время практиковались Брюллов, Репин, Суриков. Я провел на ней два с половиной месяца. Итальянцы оставляли меня в аспирантуре на четыре года, но для этого надо было жить и работать в Италии.

- Действительно, как неинтересно…

- Просто у них уже все есть. А у нас пустыня. Зато интересно, много возможностей. Мне и в Питере предлагали остаться, поэтому я уехал. Южный человек, люблю Одессу. Наверное, потому и памятник любви там ставлю.

«На 50-летие Путина я делал серебряные солнечные часы; за это мне дали помещение под студию»

- Завистников не боитесь?

- А чего их бояться? Настоящий художник — не тот, кто лепит или рисует лучше других, а тот, кто мыслит совершенно иными категориями. Я никогда никому не завидовал. Наоборот, помогал, если это требовалось, не ожидая ничего взамен. Нужно учиться друг у друга. Работая в Нью-Йорке с Эрнстом Неизвестным, я учился у него, а он — у меня. Ни капли зависти!

- И даже большие деньги не трогают ваше сердце?

- Абсолютно! Я могу делать вещь бесплатно, а, с другой стороны, отказаться от очень выгодного предложения. Меня не волнуют суммы, которые мне предлагают.

- Вы состоятельный человек?

- Я о-о-очень состоятельный человек! В душе просто Билл Гейтс! Если бы у меня были сотни миллиардов, я бы все равно их потратил — построил целый город. Денег нужно столько, чтобы чувствовать себя свободным человеком. У меня нет машины, но довольно хорошая квартира в центре Одессы, прекрасная студия и дача в Каролине-Бугас. Что еще мне надо?

- Вы принимаете частные заказы?

- Практически нет. Раньше часто делал работы по заказу правительства, в основном подарки. Путину делал на пятидесятилетие солнечные часы: серебряные, почти ювелирная работа.

- Вам заплатили за это?

- Нет, зато дали помещение под студию. Для одного арабского шейха делал бокал с монетами. Моя работа также находится у президента Франции — бронзовая рука с маской. Мадам Ширак была на моей выставке, ей понравились работы, и она сделала заказ. Работалось быстро, в удовольствие. Впрочем, как всегда…

- До глубокой ночи?

- Мой график не меняется уже несколько лет — с одиннадцати утра до двух часов ночи. С небольшими перерывами на чай, кофе и сигареты — никак не могу расстаться с пагубной привычкой. Когда работаю, практически ничего не ем.

- Художник должен быть голодным?

- Вот-вот. Могу добраться до стола только глубокой ночью, наесться и лечь спать. Кстати, я обожаю готовить! Наверное, если бы не стал художником, был бы поваром. В море несколько рейсов ходил как кок. Моим фирменным блюдом были котлеты по-киевски, причем делал их в огромном количестве. Пальчики оближешь!

- Это до сих пор ваше коронное блюдо?

- Мужчина должен лучше женщины готовить мясо. У меня есть свой рецепт челогачи — свинины на ребрышке. Маринад — мой секрет. Когда друзья приезжают ко мне на дачу, я готовлю это блюдо на мангале. Кулинария тоже творчество.