Падение доверия к представителям городской власти сопровождается, по утверждению социологов, повышением интереса к кандидатам, активно противодействующим коррупции
Скандал вокруг компании «Элита-центр», обманувшей более полутора тысяч покупателей квартир, — уже неделю как тема номер один в столице. Не секрет, что киевляне уже смирились с галопирующим ростом цен на жилье в городе. Многие давно не надеются на власти, на строительство социального жилья и пытаются выходить из положения с помощью кабальных ипотечных кредитов — жить ведь где-то надо! Однако местная власть, выделяя участки земли под застройку, не справилась даже с самым элементарным — проверкой строительных компаний, которые, пользуясь острым дефицитом жилья, беззастенчиво обманывают горожан. Неудивительно, что социологи уже заявляют о серьезных изменениях в предвыборных настроениях киевлян. Рассказать о них мы попросили Валентину Лаврененко, руководителя социологического направления ИКГ «Астарта-Танит».
- Насколько сильно повлияли события вокруг строительной аферы на электоральные настроения?
- О кардинальных сдвигах пока говорить рано. Однако совершенно очевидно, что строительный скандал, а главное — первая реакция городских властей, по которой можно сделать вывод, что вкладчики, клюнувшие на заниженную стоимость квартир, сами виноваты в том, что попали на удочку проходимцев, привели к некоторому снижению рейтинга нынешнего мэра. Мало того что само имя Омельченко у многих жителей столицы ассоциируется со строительством — землю под застройку выделяют тоже городские власти.
- Какова ситуация по другим кандидатам?
- Рейтинги двух основных соперников Александра Омельченко — Леонида Черновецкого и Валерия Пустовойтенко — напротив, выросли. Возросли шансы занять кресло мэра и у Виталия Кличко. Однако темпы роста рейтинга у известного боксера, несмотря на мощную рекламную кампанию, все-таки ниже, чем у первых двух кандидатов. Вероятно, его потенциальная электоральная аудитория близка к насыщению. И чтобы, на мой взгляд, в дальнейшем повышать рейтинг, Кличко нужно выходить за ее рамки, а для этого Виталию необходимо активнее трансформировать свой традиционный, слишком «спортивный» имидж, более презентуя себя как государственного деятеля. Леонид Черновецкий более других кандидатов улучшил свои показатели. Его рейтинг приблизился к рейтингу Александра Омельченко. Сказалась, видимо, известность Черновецкого не только как человека, занимающегося благотворительностью, но и как активного борца с коррупцией, хорошо осведомленного о делах и проблемах города. Черновецкий сразу заявил, что ответственность за создание «строительных трастов» должны нести также киевские чиновники, допустившие подобное безобразие. Широко известно, что народный депутат еще задолго до разразившегося скандала настоятельно требовал от правоохранителей произвести проверку части строительных компаний, деятельность которых вызывает у горожан вполне оправданное подозрение.
- А Пустовойтенко?
- Как я уже сказала, Валерий Пустовойтенко также повысил свой рейтинг, сделав ряд заявлений по поводу проблем жизни города. В представлении многих избирателей образ Валерия Павловича как руководителя достаточно близок образу Александра Омельченко. Значительная часть жителей столицы воспринимает обоих кандидатов как лидеров одной формации, в отличие, скажем, от Леонида Черновецкого. И если избирателя устраивает, так сказать, подобный тип городского головы, но ему не нравятся какие-то личностные, субъективно воспринятые им черты кандидата — к примеру, его моральные качества, — он довольно легко может перейти из группы сторонников Александра Омельченко в лагерь приверженцев Валерия Пустовойтенко. Как, впрочем, и наоборот. Пока, однако, мы наблюдаем первую тенденцию
Если бы выборы мэра столицы проводились в феврале 2006 года, то голоса избирателей распределились бы следующим образом *:
Александр Омельченко
25,3
Леонид Черновецкий
23,7
Валерий Пустовойтенко
13,1
Виталий Кличко
12,1
* (опрос проведен социологической службой компании «Астарта-Танит» в феврале 2006 года, репрезентативная выборка — 1500 человек, погрешность выборки — 2,5 процента)