«ФАКТЫ» ищут папу и маму для двух маленьких сирот — пятилетней Насти и ее четырехлетнего братика Коли
В начале минувшего лета Центр общественных связей УМВД Украины в Херсонской области распространил информацию о троих детишках, подброшенных на порог Новокаховской центральной городской больницы. Девочка, которой исполнилось лет пять, и мальчик чуть помладше совсем не умели разговаривать! Чьи они, откуда? Судя по тому, как старшие заботились о полугодовалом грудничке, а тот радостно тянул ручки к девочке, сделали вывод: все трое подкидышей из одной семьи.
- Началась обычная в таких случаях работа — сбор информации о неблагополучных семьях, — вспоминает инспектор ЦОС УМВД Украины в Херсонской области Александр Ковалев. — Отрабатывалась и Новая Каховка, и соседние районы. Поиск осложнялся тем, что в летний период люди много ездят, оставляя насиженные места.
В Новокаховской городской больнице, куда подкидышей тотчас поместили, через неделю-другую уже готовы были подобрать детишкам какие-нибудь красивые имена, как вдруг старшая девочка заговорила! Она, правда, сообщила немного: имя папы и мамы, а также то, что в Новую Каховку они вместе с мамой приехали автобусом. Тем не менее эта скудная информация все же вывела правоохранителей на верный след.
- Дети есть дети, они быстро оттаивают в атмосфере заботы и тепла, — говорит Неля Остапенко, заместитель главного врача Новокаховской городской больницы. — Я бы не сказала, что малыши стали забывать о том, что с ними произошло, но постепенно все же отходили от шока, освоились в больнице, начали играть с другими детьми, даже баловались. Правда, на вопросы о родителях не отвечали, сразу становились замкнутыми.
- И все же в результате выяснилось, что потерявшиеся ребята — из нашего района, — рассказывает Людмила Сенченкова, начальник службы по делам несовершеннолетних Бериславской райадминистрации. — Семья, в которой родились пятилетняя Настя, четырехлетний Коля и их годовалый братик, нам известна. До недавнего времени она считалась весьма благополучной.
Людмила Васильевна хорошо помнит Любу, маму подкидышей, еще с той поры, когда та была десятилетней девочкой и росла в многодетной семье.
- Родителей Любы, которые жили в Крыму, в свое время лишили родительских прав, — вспоминает Сенченкова, — и малышку забрала к себе в Берислав родная бабушка. Внучка окончила школу и вышла замуж в отдаленном от райцентра селе, куда и автобус-то заезжал всего два раза в неделю. Работать было негде, люди вели натуральное хозяйство, но семья мужа крепко стояла на ногах. Мы радовались за Любу, которая попала в семью к хорошим людям. У молодоженов вскоре появился первенец. Папа, мама, бабушка, дедушка, дядюшки-тетушки Настенька просто купалась в их любви. Со вторым ребенком медлить не стали. И вскоре у Настя появился братик. Свекровь помогала Любе, молодые ни в чем не нуждались, на них с завистью смотрели соседи. Кто мог предположить, что все в одночасье рухнет?
Все бы и дальше шло таким счастливым образом, не вздумай Люба съездить в Крым погостить к своим кровным братьям и сестрам. Отправилась молодая женщина к родне без мужа, с двумя детишками, а вернулась с тремя. Супруг не признал новорожденного своим, на невестку ополчились свекровь со свекром. Словом, Любу выгнали из дому. Забрав детей, она отправилась к подруге в Новую Каховку. Какое-то время приятельница помогала «беженцам», а потом 24-летняя Люба объявила, что едет искать работу, и попросила хозяйку присмотреть за детьми. Прошел день, второй, прошла неделя — Люба не возвращалась. И ее подруга не придумала ничего лучше, чем подбросить детей в местную больницу. Отвела малышей в детское отделение. Там завернутого в пеленки грудничка положила на подоконник, велев старшим — Насте и Коле — глаз с него не сводить. «Мама скоро придет и заберет вас, ждите», — пообещала Насте и Коле тетя.
- У старших детей были хотя бы свидетельства о рождении, а появление на свет младшего не узаконено ни одним документом, — рассказывает Людмила Сенченкова. — Мы связались с крымскими коллегами и установили с их помощью медучреждение, в котором Люба родила Юрочку. Ну и, конечно, искали маму. А потом удалось напасть на ее след С первой минуты разговора стало ясно: подкидышам не позавидуешь.
Я понимала, что судьба детей зависит от нашего с Любой разговора. Однако все мои аргументы женщина не воспринимала и твердила: «Я не смогу поднять троих детей!» Работу поможем найти, ребятишек устроим на время в детское учреждение, убеждала я мамочку, но в ответ только «нет и нет».
Тогда-то и возникла идея найти папу и маму детишкам с помощью «ФАКТОВ», тем более что такой опыт наша газета уже имеет.
- Младшего из деток могут забрать на усыновление хоть сейчас, — поделилась служебной информацией Людмила Васильевна. — Местная семейная пара уже почти год стоит в районной очереди на усыновление. Но ведь так не хочется разлучать детей! Тем более что и Настя очень привязана к крохе-брату, заботится о нем! А с другой стороны, кто же у нас сразу троих возьмет?
Разговор о возможном участии газеты в поисках родителей для подкидышей состоялся еще в сентябре прошлого года, но Людмила Васильевна надеялась, что у Любы хватит разума, тепла и заботы, чтобы вновь оказаться рядом со своими малышами.
- Любу вызывали в судебное заседание для лишения материнских прав, — сообщала мне по телефону Сенченкова в декабре. — Приехала расфуфыренная, вела себя вызывающе.
И все же суд отложил окончательное решение. В таких делах торопиться не следует, посчитала судья. Люба получила еще один шанс.
Тем временем Колю и Настю все-таки разлучили с младшим братиком.
- Грудничок нуждался в лечении, — утверждает заведующая детским отделением Бериславской районной больницы Наталья Недовизий. — Он немножко отставал в психическом развитии, в свои восемь месяцев не умел сидеть и вставать на ножки. Было очевидно, что ребеночком родители не занимались. Вместе с тем он в семье, очевидно, был приучен к вниманию, потому что в больнице постоянно требовал, чтобы его брали на руки.
Здоровых Колю и Настю нельзя было надолго оставлять в лечебном учреждении, ведь врачи не разрешали им контактировать с пациентами больницы, поэтому братика с сестричкой отправили в детский санаторий для детей со слабым здоровьем, где я их и нашла.
- Да мы и сами сперва думали, что эти дети вообще не разговаривают, — делится своими наблюдениями Надежда, няня. — Все, что с ними произошло, ребятишки восприняли как настоящую трагедию. Невооруженным глазом видно, как им трудно без мамы. Настю и Колю определили в разные группы, но узнать их можно сразу по печати брошенности, которой словно отмечены лица этих маленьких горемык. Хотите поглядеть на них?
- Настенька, иди сюда! К тебе пришли! — позвала Надежда.
Девочка встрепенулась. Она, наверное, подумала, что это мама нашлась! Но, увидев незнакомую тетю, вновь замкнулась.
В детском санатории по нескольку месяцев оздоравливаются ослабленные дети со всех районов области, их приезжают проведывать родные. И только к Насте и Коле никто не приезжает.
- Помните, может быть, детскую песенку со словами: «Пусть мама придет, пусть мама найдет — ведь так не должно быть на свете, чтоб были потеряны дети»? — спрашивает няня. — Мне кажется, эта песенка в головках Коли и Насти крутится постоянно. Бывает, сестричка забудется ненадолго, заиграется в песочнице, но стоит ей взглядом встретиться с братом, как слезы набегают на глаза. Они оба немного дикие: насторожены, замкнуты. Дети постоянно ждут маму.
В тот день, когда мы встретились, у Коли было особенно плохое настроение: после обеда он проснулся в мокрой кроватке, поэтому чувствовал себя провинившимся. В умных серых глазах можно было прочитать и испуг, и страх, и печаль.
- Не один год я в этих стенах, — вздыхает няня, — а привыкнуть к детским слезам не могу. Наверное, это непрофессионально Уже ясно, что мама за этими детьми не придет, их отдадут в другую семью.
Няня Надя каждый день едет через весь город, чтобы посадить на колени Настю или Колю, узнать, как они спали, как ели. Женщина получает за это совсем небольшую зарплату и очень достойно несет свой крест — ухаживать за чужими больными детками. Подкидышей ведь тоже здоровыми не назовешь, их сиротский несчастный вид удручает куда больше, чем вид больных детишек.
Осенью из Берислава пришла весть, что органы опеки приняли решение все же отдать на усыновление самого младшего Любиного ребенка, лишив женщину материнских прав. В суде непутевая мама плакала и обещала немедленно забрать Настю и Колю к себе, если уж Юрочку потеряла. Суд поверил ей и решение вопроса со старшими в очередной раз отсрочил. Но это был, как потом оказалось, лишь минутный порыв молодой женщины. Когда Людмила Сенченкова через месяц в который раз приехала в Новую Каховку, где горе-мамаша продолжала жить у своей подруги, то услышала: Люба уехала неизвестно куда, а забирать детишек она и не думала.
- Мне удалось разыскать Любиного мужа, — говорит Сенченкова. — Он оставил родное село, на новом месте устроился на работу, но о детях не хочет даже слышать. Когда я сообщила ему, что отдаю их на усыновление, он устало махнул рукой: делайте что хотите! И отец, и мама детей говорят: «Нам трудно». И это снимает с них всякую ответственность за ребятишек. Да и нужна ли Коле с Настей такая вот добровольно-принудительная любовь?
Суд долго откладывал окончательное решение, надеясь, что сердце все же даст Любе и ее супругу какой-нибудь совет. Но мать и отец молчали.
«Посылать материал в газету?» — спрашивала я время от времени у тех, кто решал судьбу Насти и Коли, и каждый раз в Бериславе отвечали: давайте еще подождем.
Мне каждый раз рассказывали, как счастливо складывается судьба самого маленького Любиного сыночка: сотрудники райотдела образования оформили свидетельство о рождении мальчика, а местная бездетная пара усыновила младенца. Тридцатилетние папа и мама, прожившие в браке десять лет и не имевшие детей, не могут нарадоваться малышу.
- Мы с коллегами проведываем Юру, — рассказывает Людмила Сенченкова. — Мальчишку не узнать! Он не только догнал своих сверстников по развитию, набрал в весе, но это даже с виду совсем другой ребенок! Он светится счастьем.
На прошлой неделе мы вновь созвонились с Людмилой Васильевной.
- Знаете, есть уже, наконец, решение суда по Коле и Насте, — сообщила она. — Пора искать детишкам новых маму и папу! А вдруг и в самом деле найдется в Украине бездетная пара, которая заберет сразу и брата, и сестричку? Попадется им на глаза ваша публикация — и, дай-то Бог, у Коли с Настей жизнь изменится к лучшему. Малыши уже несколько месяцев находятся в херсонском детдоме. Они продолжают ждать маму. Так пусть же приедет настоящая — та, которая будет любить. Надеюсь, подкидыши долго в детдоме не задержатся, если «ФАКТЫ» расскажут о них.