Події

«василию прострели колени, можешь поломать ему позвоночник, руки, исполосовать лицо. А еще я желаю, чтобы ты отрезал ему половой орган»

0:00 — 24 лютого 2006 eye 362

Так приказала «киллеру» 61-летняя женщина, супруг которой оставил ее ради молодой любовницы. Чтобы предотвратить убийство, украинские правоохранители совместно с российскими коллегами разыграли криминальный спектакль

Когда у Надежды Павловны случился очередной гипертонический криз, муж настоял, чтобы она легла в больницу. Сам отвез ее и, расцеловав на прощание, пообещал, что завтра приедет проведать. Однако ни на второй, ни на третий день не появился. Заподозрив неладное, женщина бросилась домой. На кухонном столе ее ждала оставленная мужем записка: «Надя, прости меня, но по-другому я поступить не мог. В России меня ждет женщина».

Надежда Павловна была потрясена, но попыталась взять себя в руки: вдруг вернется? Прождав три года, женщина решила «страшно отомстить».

От слухов, что муж завел любовницу, Надежда отмахнулась: «Это из зависти люди говорят»

В небольшом поселке, где проживали супруги Иващенко, их ставили в пример другим: оба из бедных семей, а вот поди ж ты — и сами в люди выбились, и детей на ноги поставили. Правда, относились к Василию и Надежде люди по-разному. Его односельчане любили: добрый, мягкий, отзывчивый. Если у кого нужда в деньгах случалась, за помощью к нему шли. Более двадцати лет Василий ездил на заработки, деньги привозил «хорошие» и никому не отказывал в помощи. Надежда же слыла скуповатой: зачастую получалось так, что в долг брали у Василия, а отдавать приходили к ней, но возвращали уже… с процентами.

Главной в семье была супруга. Заработанные деньги Василий отдавал ей, и она распоряжалась ими по своему усмотрению. Умела пристроить их так, чтобы можно было жить на проценты. Купили новенькую иномарку, две квартиры в центре Ивано-Франковска. Казалось бы, жить да радоваться, но в погоне за достатком супруги стали терять друг друга.

Шесть месяцев в году Василий проводил на заработках в России. Поначалу ради двоих детей. Но те уже выросли, а отец по-прежнему разъезжал по вахтам. Вместе с ним в Сибири работало несколько односельчан — и именно они привезли слушок: дескать, завел Василий на чужбине любушку. Надежда от этих разговоров отмахивалась: «Глупости это все! Мой Василек за всю жизнь ни на одну юбку не посмотрел. Это от зависти люди говорят». Однако когда муж вернулся домой, стала уговаривать оставить работу. Василий ни в какую! Супруги повздорили, и Надежда с гипертоническим кризом угодила в больницу.

- Когда Василий приезжал в последний раз, признался мне, что в России есть у него женщина, на пятнадцать лет его моложе, — рассказывает Тамара Михайловна, близкая подруга Надежды Павловны.  — Я стала отговаривать: «Вася, одумайся! Ты ведь седьмой десяток разменял, сколько с молодой протянешь?» Он и слушать не хотел — в облаках витал. Наде о нашем разговоре говорить не стала. Но она сама заметила: что-то не так. Сетовала, мол, Василий странно себя ведет: стал таскать домой огромные черные мешки. «Зачем это?» — удивилась. Ответил, что в хозяйстве пригодится. Потом уже поняла, что муж серьезно готовился к отъезду.

Отправив жену в больницу, Василий за несколько дней продал машину, одну из квартир

в Ивано-Франковске и вылетел в Россию. Для

61-летней Надежды Павловны это стало страшным ударом… В самолет — и за ним в Россию. Однако в поселке нефтяников Василия не оказалось — уехал по делам. Узнала, что разлучницу зовут Еленой, ради Василия она оставила своего мужа. Тот смириться с изменой не может — угрожает Елене. Надежда Павловна искала встречи с соперницей, но… та уехала вместе с Василием.

Вернувшись в Украину, женщина продала дом в поселке, который строили с мужем более десяти лет: объяснила, что не сможет жить в нем без Василия. Деньги разделила между детьми, а сама перебралась в Ивано-Франковск.

- Надя очень сильно переживала, — продолжает Тамара Михайловна.  — Плакала постоянно: «Тридцать девять лет вместе прожили, через всякое прошли и вдруг такое… » У нее были проблемы со здоровьем: диабет, гипертония. А тут еще опухоль обнаружили — Надя вообще отчаялась. Говорила, что Бог обязательно покарает изменников.

Женщина надеялась, что Василий с Еленой не уживутся и он вернется. Однако время шло…

Оплачивать убийство наперед заказчица отказалась после того, как «киллеры» несколько раз ее обманули

Вся жизнь Надежды свелась к мыслям о том, как отомстить мужу и разлучнице. Ну конечно же, убить! Киллера женщина искала… среди своих соседей: подходила во дворе к молодым парням, интересовалась, есть ли желающие выполнить «заказ»? «Киллеры» находились, но, получив на руки деньги, всякий раз куда-то исчезали. Однако Надежда Павловна упрямо продолжала разыскивать «честного исполнителя». Слухи дошли до милиции.

- К нам поступила информация, что пожилая женщина ищет профессионального киллера, — вспоминает исполняющий обязанности начальника международного отдела Управления по борьбе с организованной преступностью УМВД Украины в Ивано-Франковской области Василий Боцюн.  — Чтобы предотвратить преступление, мы разработали секретную операцию.

Сотруднику УБОПа понадобилось несколько месяцев, чтобы войти в доверие к местной криминальной группировке. Один из «братков» свел его с Надеждой Павловной. К тому времени женщина несколько изменила свои намерения: она хотела, чтобы Василия сильно покалечили, но оставили в живых, а вот его любовницу отправили на тот свет. Надежда Павловна просила «исполнителя» долго не раздумывать: «Я не могу ждать, мне очень плохо… Я хочу, чтобы расправа совершилась как можно скорее».

Через некоторое время «киллер» позвонил заказчице и сообщил, что готов выполнить задачу. В машине, где проходила его решающая встреча с заказчицей, сотрудники УБОПа установили скрытую видеокамеру. Надежда Павловна передала фотографии жертв, сообщила адрес. Однако оплачивать «заказ» заранее отказалась — ее уже несколько раз обманывали. Сумма была небольшая: 2000 долларов, но женщина сказала, что «киллер» может взять себе все деньги, которые найдет в квартире Василия и Елены. В качестве гарантии Надежда Павловна написала расписку: мол, обязуюсь уплатить обещанную сумму, когда уверюсь, что заказ выполнен. «Как же вы узнаете об этом?» — спросил «киллер».  — «Мне сообщат из России, — ответила заказчица.  — А насчет своей безопасности не волнуйся. Подозрение упадет на бывшего мужа Елены — все знают, что он ей угрожал».

Когда я в Ивано-Франковском управлении по борьбе с организованной преступностью просматривала запись разговора Надежды Павловны и «киллера», по коже бегали мурашки. Женщина спокойно обсуждала, каким способом нужно лишить соперницу жизни: «Можешь ее повесить, пустить пулю в голову, утопить, но лучше было бы сжечь ее. А Василию прострели колени, можешь поломать ему позвоночник, руки, исполосовать лицо. А еще я желаю, чтобы ты отрезал ему половой орган. Пусть мучается так, как мучилась я эти три года. Хочу, чтобы он узнал, что такое боль!»

Правда, когда речь шла о бывшем супруге, в голосе Надежды Павловны звучало такое страдание, что было понятно: на все эти муки она обрекает Василия для того, чтобы искалеченный он… вернулся домой — ну не может она без него!

Операцию по «выполнению заказа» сотрудники Ивано-Франковского УБОПа проводили совместно с российскими правоохранителями. Красноярские оперативники сообщили Василию и Елене, что на них готовится покушение. Обоих вывезли за несколько сотен километров от поселка и укрыли в одном из санаториев. А в поселок прибыли сотрудники местного райотдела и стали опрашивать знакомых Василия: мол, не было ли у него врагов? Не угрожал ли кто? Объяснили, что на него совершено разбойное нападение. Елена, дескать, мертва, а Василий находится в реанимации с тяжелой черепно-мозговой травмой. Один из земляков позвонил своей жене в Украину и попросил сообщить о трагедии близким Василия.

- Когда я рассказала Наде, что произошло с ее бывшим мужем, она разрыдалась, — вспоминает Ольга Григорьевна, приятельница Надежды Павловны.  — Все повторяла: «Лишь бы он выжил!»

Встретившись с «исполнителем», женщина передала деньги, поблагодарила за работу и… хотела поцеловать «убийце» руку! Мужчина с отвращением отдернул кисть…

Опасаясь за свою жизнь, Василий просил суд дать бывшей жене как можно больший срок

Надежду Павловну задержали по обвинению в организации заказного убийства. Во время следствия женщина узнала, что Елена не любовница Василия, а законная жена: брак был зарегистрирован три года назад (чтобы получить квартиру в Ивано-Франковске, Надежда и Василий формально развелись еще в 1988 году, но об этом не знали даже их дети!). Василий и Елена предъявили Надежде Павловне иск о возмещении морального ущерба в сумме двести тысяч российских рублей (36 тысяч гривен) каждому.

- Во всей этой истории мы с женой стали настоящими жертвами, — объяснил Василий Иващенко, с которым я связалась по телефону.  — Поздним вечером пришли двое в штатском и сообщили, что на нас готовится покушение, поэтому завтра утром мы должны уехать из города. Мы с Еленой не спали всю ночь, всякое передумали: а вдруг это ловушка? Позвонили в милицию, сообщили о подозрительном визите. Приехал спецотряд, устроил засаду, но оказалось, что те двое действительно из органов. Нам потом объяснили: поскольку операция была тайная, в нашем райотделе о ней ничего не знали. Трое суток нас с супругой держали то в санатории, то в гостинице. А когда мы вернулись в поселок, узнали, что для нас уже даже похоронные венки приготовили…

Для Виктора, сына Василия Иващенко, известие об аресте матери стало настоящим потрясением. Отец позвонил ему из России, рассказал, что бывшая жена хотела убить его и Елену. Виктор не мог поверить словам отца, бросился звонить матери, однако в квартире никто не брал трубку.

- Не хотел вникать в подробности случившегося: было страшно, — признается Виктор.  — Но потом заставил себя и попросил следователя показать мне видеозапись разговора мамы с «киллером». Был шокирован… Да, мама замышляла убийство, но ее фактически «раскрутили» и втянули в это! Можно же было попытаться остановить. Другой вопрос — удержало бы ее это или нет? Мама была очень упрямой женщиной.

Я спросила у организаторов секретной операции, зачем разыгрывали этот кошмарный спектакль. Не лучше ли было образумить женщину, которая от отчаяния, похоже, впала в состояние, напоминающее маниакальное?

- Наш сотрудник специально оттягивал момент выполнения «заказа», — пояснил куратор операции Василий Боцюн.  — Мы ожидали, что женщина передумает и откажется от своих намерений. И только когда поняли, что она готова любой ценой исполнить задуманное, подключили российских коллег.

Досудебная экспертиза не обнаружила у Надежды Павловны психических расстройств. За организацию заказного убийства ей грозило от 10 до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение. Однажды Василий позвонил судье по поводу иска. Судья спросил, не откажется ли он от своих претензий? Ведь бывшая супруга — инвалид II группы и вряд ли перенесет тюремное заключение.

- Я ответил, что буду просить о большом сроке, потому что боюсь за свою жизнь и жизнь Елены, — сказал мне Василий Федорович по телефону.  — Я прожил с Надей почти 40 лет и знаю, что, окажись она на свободе, непременно довела бы начатое до конца.

Мой собеседник был крайне скуп в оценках их с Надеждой Павловной совместной жизни. Но я поняла, что она была не столь безоблачной, какой представлялась окружающим. А, может быть, и самой покойной супруге? Да, уже покойной, потому что Надежда Павловна, не дождавшись оглашения приговора, повесилась на простыне в камере следственного изолятора. Глубокой ночью — так, чтобы никто из сокамерниц не слышал.

- Меня до глубины души потрясло самоубийство Надежды Павловны, — не скрывает эмоций прокурор отдела поддержки государственного обвинения в судах прокуратуры Ивано-Франковской области Оксана Каспрук.  — Этого от нее никто не ожидал. Она была сильной, властной женщиной, настоящая боярыня Морозова! Такие обычно не сводят счеты с жизнью. Во время последнего судебного слушания суд и свидетели увидели видеозапись беседы с «киллером». Фильм произвел сильное впечатление на присутствующих. Думаю, это сломало Надежду Павловну. Той же ночью она сама вынесла себе приговор.

На третий день после смерти Надежды Павловны Василию приснилось, будто он в Украине, в родном поселке. Идет по знакомым улицам, с людьми здоровается. И вдруг видит: с горки спускается Надежда. Он испугался, давай убегать. Но как ни старался бежать быстрее, Надежда догнала. Стала рядом и долго молча, с укором смотрела в глаза…

P. S. Героиня материала, а также члены ее семьи по просьбе близких названы вымышленными именами.

P. P. S. За помощь, оказанную при подготовке материала, «ФАКТЫ» благодарят прокурора Ивано-Франковской области Николая Гошовского, а также начальника Управления по борьбе с организованной преступностью УМВД Украины в Ивано-Франковской области Сергея Атаманчука.