Політика

Анна скрипник: «большие мега-блоки — это очень дорогостоящее удовольствие… Говорят, одно место там стоит около восьми миллионов долларов»

0:00 — 25 лютого 2006 eye 377

Директор Института искусствоведения, фольклористики и этнографии в интервью «ФАКТАМ» заявила, что в мире должны знать: Украина — это не только глечики и шаровары

«Советская пропаганда имела колоссальный успех потому, что была общегосударственной»

- Анна Аркадьевна, скажите, а почему вы, ученый и директор института, решили вдруг пойти в политику?

- Наш институт исследует проблемы как народной культуры, так непосредственно и профессионального искусства — кино, театр, культурология, изобразительное искусство и так далее. Поэтому институт постоянно выступает как эксперт законодательных актов, правительственных программ. Вот и сейчас мы рассматриваем кабминовскую программу по культуре. Словом, так или иначе, мне постоянно приходилось иметь отношение к вопросам политики, пусть и культурной. Кроме того, до недавних пор я возглавляла Конгресс украинской интеллигенции, а в настоящее время я президент Национальной ассоциации украинистов. То есть вопросы украинистики, межэтнические и межнациональные отношения — для меня не в новинку. А положение вещей в сегодняшней политике, когда на арене появилось несколько больших мега-блоков… Это очень дорогостоящее удовольствие… Говорят, что одно место там стоит около восьми миллионов долларов!

- То есть вы хотите сказать, что места в блоке Костенко-Плюща, в котором вы в первой пятерке, — гораздо дешевле?

(Смеется. ) — В блоке Костенко-Плюща места бесплатные! Меня пригласили эти политики к себе в блок потому, что люди знали, что я провожу различные конференции, круглые столы по межнациональным и другим вопросам. Я приглашала широкий спектр политиков на эти мероприятия. Поэтому знакомство с ними у меня, можно сказать, давнишнее. А им, вероятно, нужен был человек, владеющий глубокими познаниями в области культурной политики. В парламенте нужны не только юристы и экономисты: ведь такой важный сегмент, как наука, не может остаться неохваченным. А в обществе, в котором обесценены моральные и культурные ценности, давно назрела потребность в переменах.

- Как вы собираетесь, попав в парламент, поднимать шкалу моральных ценностей? Помнится, один депутат этого созыва даже закон о морали сочинил, и что?..

- Все наши усилия в сфере образования, культуры имеют характер эпизодических вкраплений, а системного подхода нет. Поэтому случайные движения в области, например, культуры не могут дать положительного резонанса в обществе. Даже в советские времена была определенная система!

- Но ведь в советское время была не общегосударственная культурная программа, а чистой воды пропаганда!

- Эта пропаганда имела колоссальный успех потому, что была общегосударственной. В любой стране мира, даже самой демократической, нет такого, чтобы государство полностью дистанциировалось от сфер образования и культуры. Я специально отслеживала, как культурно-информационное пространство создается во Франции. Они приняли законодательство о чистоте французского языка, это ведь делается специально, чтобы не было засилья английских терминов. Французское телевидение тоже не пущено на самотек, там жесткий контроль со стороны государства, чтобы, скажем так, морально-этическая планка программ не опускалась ниже допустимых норм.

- Простыми запретами на показ по телевидению сцен насилия и секса проблему ведь не решить…

- Это не «простые запреты». Во Франции, например, да и в любой нормальной стране есть соответствующие службы, которые отслеживают, что предлагается зрителю. Если же информационный продукт курируют частные структуры, то все население становится заложником интеллекта, вкуса владельцев этих структур. Поэтому наш институт разработал программу развития национальной культуры. Мы с нею несколько раз выходили на пра-

вительство, но, очевидно, предыдущим Кабминам это было неинтересно.

«Дети уже взрослые, они сами себя могут обеспечить и организовать свой быт… »

- В чем же «изюминка» вашей культурной программы?

- Миру Украина интересна в первую очередь своей самобытностью, и, невзирая на происходящие процессы глобализации, нельзя отказаться от своих корней. Ошибочное мнение, будто лишившись украинского этнокультурного наследия, мы станем успешнее в евроинтеграционных процессах. Те же Япония, Финляндия, Чехия и многие другие страны, продвинутые в технологическом отношении, не отбросили свои самобытные национальные корни. Тот народ, который не знает своего прошлого, не имеет будущего — это однозначно. Еще в 1989 году на конференции ООН было принято решение рекомендовать каждому государству ввести правовые механизмы защиты фольклорной традиции и культуры. Мы в прошлом году провели такую, скажем, балладную конференцию, на ней присутствовали представители 40 стран. Они ознакомились с нашими культурными фондами, были от увиденного в восторге и, более того, взяли на себя обязательство перевести трехтомную книгу украинских баллад, изданную нашим институтом, на 15 языков мира! А украинские песенные традиции — это вообще уникальное явление нашей культуры! Да и не только нашей, вообще для мира в целом, и это — не преувеличение. Чтобы украинская культура стала и мировым достоянием тоже, нужна поддержка этих программ на государственном уровне.

- Извините, но мне казалось, что в мире происходят процессы взаимопроникновения культур, а в своей «маленькой национальной лодочке» далеко не уедешь…

- Сегодня мы действительно живем в глобальном мире, когда пространство спрессовано. Отсюда интернационализация культур. Поэтому искать свой, изолированный от всех путь развития — это бесперспективно. Но используя все достижения глобализированного общества, необходимо все-таки сберечь свою национальную самобытность. Мы друг другу интересны в мире, когда имеем свое культурное своеобразие. В мире должны узнать, что Украина — это не только глечики и шаровары.

- Анна Аркадьевна, ну, с культурой все понятно. Давайте вернемся к политике. Ходят слухи, что за вас замолвил словцо сам Виктор Андреевич Ющенко — большой подвижник национальной самобытности…

- Боже правый, если бы Виктор Андреевич имел на меня виды, как вы говорите, то по логике вещей я бы оказалась в другом блоке. (Смеется. ) Это чисто журналистские фантазии, хотя мне приятно подобное слышать… Более того, с Иваном Степановичем я познакомилась уже после того, как я попала в избирательный список. (Смеется. )

- Хорошо — убедили. Скажите, а как ваша семья отнеслась к тому, что вы пошли в политику?

- Да я, можно сказать, в политике уже много лет, только народным депутатом не была. Ведь еще с 1992 года я — член руководящих органов партии Костенко. Правда, несколько раз баллотировалась, но это были так, первые шаги. Так что для моих домашних это не новость. Да и моя дочь-студентка (она изучает голландский и сейчас находится в Голландии на стажировке) во время «оранжевой» революции стояла во главе страйкома госуниверситета имени Тараса Шевченко. Дочь еще возглавляла от Украины Студенческий европейский союз и организовала приезд в Киев 70 иностранных наблюдателей. Так что у нас в семье все интересуются политикой. Мы всей семьей за построение демократического государства — ни больше ни меньше!

- Но семья все-таки отдает себе отчет в том, что вскоре, судя по всему, они вас дома вообще перестанут видеть?

- Да они и так меня не видят! (Смеется. ) Ну что вы хотите, если женщина возглавляет институт и на общественных началах — несколько научных международных организаций? А дети уже взрослые, они сами себя могут обеспечить и организовать свой быт…