16-летняя школьница Марьяна Каюткина, ставшая вице-мисс небольшого городка в Киевской области, свою корону победительницы подарила отважной шестилетней девочке, вынесшей из горящего дома полуторагодовалую сестричку Год назад в небольшом селе Воронцовка Харьковской области едва не разыгралась трагедия. Внезапно начавшийся в сельском доме пожар застал врасплох двух сестричек — пятилетнюю Настю и полуторагодовалую Люсю. Никого из взрослых поблизости не оказалось, и тогда Настенька, не растерявшись, принялась сбивать огонь ладошками. Потом в ход пошли мягкие игрушки, но из-за этого огонь еще больше распространился по дому. Люся забилась в уголок и от страха тихонько плакала. Недолго думая, Настя схватила на ручки свою сестричку и вынесла ее из горящей хаты. Увидев соседскую бабушку, выбежавшую навстречу детям, девочка сказала: «Помойте Люсе ножки. Они у нее испачкались» — и ни слова о себе В тот же день в прессе появилось сообщение о том, что маленькая Настя Овчар, вынесшая из горящего дома свою младшую сестричку, получила ожоги 80 процентов тела. Люся не пострадала.
Эта история получила резонанс не только в Украине и в странах СНГ, но и в США, куда Настю Овчар отправили на лечение по инициативе нашего бывшего соотечественника бизнесмена Сергея Самборского. 25 марта в Соединенных Штатах на радио «Свобода» юную украинку назвали «человеком дня». Без преувеличения можно сказать, что вся Украина с волнением ожидала вестей из Шрайнеровского госпиталя в Бостоне, где Настеньке спасали жизнь.
Тогда многих поразило, с каким мужеством малышка переносила боль. Во время очень болезненной перевязки Настенька сама себя успокаивала, вслух рассказывая любимые мультики. Еще девочка постоянно вспоминала сестричку Люсю, которая осталась в Украине, интересуясь, как там она без нее…
Осенью прошлого года, после того как в Бостоне завершился первый этап лечения, Настя с мамой Ольгой вернулась в Украину. В столице семью Овчар ждала новая трехкомнатная квартира. Возвращаться в Воронцовку, где в радиусе нескольких километров нет ни телефона, ни медицинского пункта, малышке было нельзя. Ведь, несмотря на окончание первого этапа лечения, девочке необходима постоянная медицинская помощь.
Потихоньку ажиотаж в прессе вокруг Насти Овчар стих. Казалось бы, история начала понемногу забываться. Но недавно в редакцию газеты «ФАКТЫ» позвонила 16-летняя школьница из Сквиры Киевской области Марьяна Каюткина. Она рассказала, что получила на городском конкурсе красоты звание вице-мисс и хочет передать свою корону Настеньке. «Помогите, пожалуйста, — попросила девушка. — Свою победу я посвятила Насте Овчар, а приехать в Киев не могу».
Марьянка сообщила, что, когда ей вручали корону, она перед всеми зрителями пообещала передать этот приз юной героине.
- Я выступила перед членами жюри и сказала: «Если пятилетняя Настя, жертвуя собой, смогла вывести из огня младшую сестричку, то мы достойны звания самой красивой нации, — рассказывает Марьяна. — Я хотела бы, чтобы сейчас Настенька стояла рядом с нами, потому что она прекрасна в своем поступке. Она на самом деле самая красивая девочка Украины».
Выполнять такие просьбы всегда приятно. Тем более что это был хороший повод посмотреть, как устроилась семья в столице, и узнать, как Настенька учится в школе (осенью девочка пошла в первый класс).
Дом по адресу, который мне назвал по телефону отец малышки Александр Овчар, я увидел издалека. Вечером в 21-этажном здании горели только восемь окон. Дом еще окончательно не сдан в эксплуатацию, потому фактически не заселен. Но все необходимые коммуникации уже подведены, и киевская городская администрация разрешила вселиться Овчарам в новую квартиру.
На пороге трехкомнатной квартиры нас с фотокорреспондентом встретила мама Насти Ольга.
- Заходите, пожалуйста! — широко улыбнувшись, сказала молодая женщина. — Я вас узнала. Вы подходили ко мне в Харькове, когда я была там в больнице в первые дни после случившегося с Настей. Вы же из «ФАКТОВ»?
Потом в прихожей появилась непоседливая Люся, которая тут же показала незнакомым дядям пальчик, заклеенный пластырем, и объявила, что у нее «вава», потому что она помогала чистить картошку.
«Сколько тебе лет, Людочка?» — спрашиваю я. И малышка с готовностью отвечает: «Четыле!», показывая при этом два пальца.
- Люсе два годика, — поясняет вышедшая встречать гостей Настя. У девочки уже отросли волосы на голове, и она превратилась в настоящую красавицу. На открытых участках тела не видно шрамов после ожогов. Правда, стоять ровно Насте пока сложно. Видимо, рубцы на спинке еще не совсем зажили.
- Уже освоились на новом месте, — говорит Александр. — В Киеве хоть заработать можно. А в Воронцовке работа то есть, то нет, да и денег не платят. Теперь работаю сантехником в гостинице «Братислава».
- Самое главное, что все необходимое находится возле дома, — вступает в разговор Ольга. — И ожоговый центр, куда мы регулярно ходим на процедуры, и школа с детским садиком, где учатся дети. Поэтому в Киеве, конечно, лучше. Хотя в Воронцовке местная администрация приобрела для нас большой кирпичный дом. Пока за ним присматривают наши с Сашей сестры.
Ольга работает на кухне в учебно-воспитательном комплексе «Доминанта», где учатся дочки.
- Здесь я постоянно нахожусь рядом с детьми, — говорит Настина мама.
- Вы пользуетесь деньгами, которые на ваш счет перечисляли люди со всей Украины?
- Эти деньги мы не тратим — они Настеньке на лечение. Врачи говорят, что, возможно, летом нам снова придется лететь в Бостон. Еще неизвестно, будут ли нам дальше помогать, а перелет недешевый.
- А мне в Киеве больше нравится, чем в Воронцовке, — подключается к разговору Настя, норовя между делом обнять расшалившуюся младшую сестричку, которая решила продемонстрировать гостям, как она только что упала в коридоре. — Здесь мы на карусели ходили.
- И на «Чертовом колесе» катались? Не страшно?
- Нет, я совсем не испугалась, а другие дети плакали.
- Да ты вообще смелая девочка! И видно, что любишь свою сестричку. Ты, когда она была маленькая, небось и на руках ее носила?
- Нет, родители не разрешали. Тогда на пожаре впервые взяла Люсю на руки.
- А тебе нравится учиться в школе?
- Нравится, — отвечает Настя, одарив меня своей очаровательной улыбкой.
- Что вы сейчас учите?
- Читать, писать. Алфавит выучила до буквы «ш». А еще я знаю, как по-английски будет «ручка» — «a pen»!
- Кем хочешь стать, когда вырастешь?
- Медсестрой. Чтобы помогать людям, как они помогали мне. А врачи мне говорят, что я должна стать доктором.
- На доктора надо в университете долго учиться, а на медсестру — поменьше.
- Я не хочу долго учиться…
Примерив корону вице-мисс Сквиры, Настенька засияла от радости. Я набрал на мобильном номер телефона Марьянки и дал возможность девочкам поговорить.
- Настуся очень старательная ученица, — рассказывает директор учебно-воспитательного комплекса «Доминанта» Светлана Уфимцева. — Просто удивительно, насколько она целеустремленный ребенок. В ней есть какая-то жажда жить и быть не хуже, а даже лучше остальных. У нее такие разумные глаза! Девочка все понимает с полуслова. Очень дисциплинированна. Поначалу ей было трудновато, ведь она приехала к нам из маленького поселка. Но Настя очень способная и с учебной программой справляется.
- А как ее встретили одноклассники?
- Очень хорошо. Мы рассказали детям, что с ними в одном классе будет учиться Настя Овчар, и они очень обрадовались. В первый день, когда Настенька пришла в школу, одноклассники подарили ей много мягких игрушек. Правда, поначалу Настя все время пыталась уединиться.
Однажды на перемене Настенька вышла на улицу. Тогда она была еще слабенькая, и ей было тяжело стоять. И знаете, что придумали одноклассники? Они соорудили из собственных рук подобие стульчика и так, меняясь, продержали Настю всю перемену. С того времени Настя словно оттаяла. У нее появились друзья. Ей перестали сниться страшные сны. Раньше Настенька часто жаловалась мне, что опять видела пожар. Теперь у нее все в порядке.
Здесь же, только в другом корпусе, в детский садик ходит ее сестричка Люся. Настенька поначалу постоянно отпрашивалась на перемене к сестричке, чтобы посмотреть, как она. Потом успокоилась. Девочки такие неразлучные и очень любят друг друга!
Настя сидит за первой партой. Бывает, долго писать не может — у нее устает рука. Иногда ручка может упасть на пол. Если это происходит, одноклассники наперегонки бегут, чтобы подать ей ручку. Настю все ребята любят, и никакой зависти к ее известности у детей нет.
… Маленькая Люся, видимо, чувствуя, как Настенька ее любит, постоянно жмется к ней. Причем делает это осторожно, будто понимает, что может причинить сестре боль.
- Любишь Настеньку? — спрашиваю у Люси, и она утвердительно кивает головой. — Сильно-сильно?
В ответ Люся почти с благоговейным шепотом, глядя мне прямо в глаза, говорит: «Да!»