Події

К горящему общежитию съехались около десяти машин пожарной охраны и скорой помощи, но спасти оставшихся внутри людей было невозможно

0:00 — 11 березня 2006 eye 314

Несчастный случай, произошедший в начале февраля недалеко от Праги, оставил в Украине полусиротами семерых детей В Закарпатской и Тернопольской областях предали земле останки троих заробитчан, погибших в огне страшного пожара в Чехии. Похороны состоялись лишь после окончания официального расследования причин пожара…

На окнах деревянного одноэтажного общежития, где жили рабочие, были установлены решетки

Из села Золотарево Хустского района (Закарпатье) на заработки за границу уехала большая часть здешних селян трудоспособного возраста.

- Село у нас большое, раньше здесь работали аж два завода — по выпуску соков и кирпичный, — с горечью в голосе объясняет председатель сельсовета Иван Довганич.  — Когда начался развал в стране, предприятия остановились. Шесть лет назад бывший совхоз продал сокозавод, и инвестор пообещал возобновить его работу. Здесь ведь вокруг сады — только успевай собирать и перерабатывать урожай. Но новый владелец, вместо того чтобы заняться делом, демонтировал и продал цистерны, так что теперь о восстановлении производства нечего и думать. Так же получилось и с кирпичным заводом: бывший народный депутат, который его выкупил, обещал установить новую линию, да так ничего и не сделал.

Теперь из более двух тысяч людей трудоспособного возраста в селе работают всего около двухсот — в школе, детсаде, амбулатории, клубе… Остальные, как правило, за границей — в России, Чехии, Италии, Португалии. Люди возвращаются домой в лучшем случае на неделю-две в год, так что дети при живых родителях растут в неполных семьях. Два года назад в Португалии погиб 26-летний парень из Золотарева, в соседний район из-за границы тоже привозили закрытые гробы…

Погибшие в Чехии женщины — 36-летняя Мария Розман и 31-летняя Светлана Слава — были родными сестрами. Обе после школы вышли замуж, родили детей и по примеру односельчан отправились на заработки. В селе говорят, что Светлана долгое время трудилась на каком-то хлебокомбинате в Чехии. Разрешения не было, поэтому женщине приходилось работать по ночам за небольшую плату, а днем прятаться от полиции. Пять лет назад Светлане удалось официально устроиться на сельскохозяйственное предприятие, и она «перетянула» в эту страну мужа и старшую сестру. На заработанные в Чехии деньги семья выстроила в Золотареве новый просторный дом, и в последний этот год муж остался дома, чтобы заняться отделочными работами.

- «Ческа фарма», на которой трудились сестры, находится в пригороде Праги Мохове, что всего в десяти минутах езды от столицы, — рассказывает Светлана Алечко, работающая на том же предприятии и на несколько недель вернувшаяся в родное село.  — Владелец фирмы — гражданин Англии, а управляющий — чех. На предприятии работают около тридцати украинцев — выращивают картошку, свеклу, лук… Сначала сестры сажали овощи в поле, а позже перешли на склад — мыли, сортировали и готовили продукцию к отправке в магазин. Последние три месяца Света в бригаде была за старшую.

В Чехии 8-часовой день, но украинцы добровольно трудились по 10-12 часов в две смены, в месяц им платили около пятисот долларов. Бригада жила рядом с сельскохозяйственным складом в деревянном одноэтажном общежитии — это жилье фирма предоставила бесплатно. В доме было пятнадцать комнат, кухни, душевые, туалеты. На окнах решетки… О том, что в здании может случиться пожар, никто и в мыслях не допускал. Хозяин старался обеспечить людям комфортный быт, завез телевизоры, стиральные машины, кухонные плитки, обогреватели. Полгода назад проверяющие общежитие санитарная и противопожарная инспекции никаких нарушений не обнаружили.

- Все украинцы работали на предприятии легально, они могли ездить домой хоть каждый месяц, — продолжает Светлана Алечко.  — Но дорога требует времени и денег, поэтому просто почти каждую неделю передавали домой рейсовыми микроавтобусами посылки — одежду, деньги на проживание, подарки детям… Света большую часть заработанного откладывала на достройку дома и образование детям — у нее осталось двое сыновей 6 и 12 лет, а Мария в этом году планировала подвести к дому газ. У старшей сестры осиротели трое детей  — 10-летний сын и две дочки 14 и 16 лет. Обе матери хотели, чтобы их дети всегда были сыты, прилично одеты и обуты, чтобы им было тепло…

Владельцы фирмы собираются выплатить осиротевшим детям по десять тысяч долларов компенсации

- В тот день в общежитии остались двенадцать человек, которые работали в ночную смену, — продолжает Светлана Алечко.  — Мария с утра должна была выйти на работу, но почувствовала себя плохо и попросила разрешения несколько часов отдохнуть. Еще трое женщин вышли в магазин за покупками. Пожар начался в полдесятого утра, но где именно и как, никто толком объяснить не может. Огонь распространялся очень быстро, дом ведь деревянный. Огромные языки пламени раздувал ветер, в комнатах один за другим взрывались телевизоры, страшно трескался шифер… Шестеро человек успели выбежать наружу, а трое так и остались внутри. У третьего погибшего, 36-летнего жителя Тернопольской области, дома тоже осталось двое детей. Мужчина заметил начало пожара, но вместо того чтобы спасаться самому, стал спасать… вещи. Успел выбросить в окно мобильный телефон, еще какие-то мелочи, и лишь после этого бросился к выходу. До двери ему оставалось всего пять метров.

Я прибежала к общежитию минут через десять после начала пожара. Там уже были все наши рабочие со склада, съехались около десяти машин пожарной охраны и скорой помощи, но помочь оставшимся внутри людям было невозможно.

Говорят, в начале пожара обе женщины громко звали на помощь и пытались выломать решетки, но я этого не видела. Из крайних комнат, которые расположены намного дальше от входа, успели выбежать шесть человек. Почему не сумели спастись Света с Марией, неизвестно. Видно, так им было суждено — погибнуть…

На «Ческой фарме» работают еще несколько человек из Хустского района. Они позвонили домой, поэтому в Золотареве о трагедии знали в тот же день. Детей Светланы сразу увезли к родственникам в другое село.

- Будь дома какая-нибудь работа, разве Света поехала бы за границу? — задает по дороге с кладбища риторический вопрос свекровь погибшей Светланы.  — Старший сын узнал обо всем сразу, а младшему, 6-летнему, мы сказали лишь сегодня, на похоронах. «Подойди ближе, Антончик, попрощайся с мамой», — показываем ему на закрытый гроб. А он не верит: «Мама не умерла, вы неправду говорите… »

Владельцы «Ческой фармы» восприняли смерть украинских рабочих как личное горе. По словам Светланы Алечко, хозяин предприятия пообещал сделать все, чтобы люди как можно скорее забыли о последствиях страшной трагедии и предприятие могло нормально функционировать дальше. Тела погибших оставались в Чехии еще 24 дня, все это время правоохранители выясняли, не было ли случившееся в общежитии убийством или умышленным поджогом. Расследование выявило, что возгорание возникло из-за короткого замыкания. После этого тела за счет фирмы в герметичных гробах доставили в Украину.

Каждой из трех семей «Ческа фарма» выделила по пятьсот долларов на похороны, кроме того, владельцы собираются выплатить сиротам по десять тысяч долларов компенсации. Часть суммы дети будут получать постепенно, а остальными деньгами смогут распорядиться после достижения совершеннолетия. Однако вопрос пока в стадии разработки — для этого в Украине нанят адвокат и окончательное решение еще не принято.

Остальных заробитчан фирма обеспечила всем необходимым — начиная от зубных щеток и заканчивая верхней одеждой — и компенсировала утраченное в огне имущество и деньги. Людям просто поверили на слово, не проводя никакой проверки: у кого сгорели 500 долларов, тому вернули такую же сумму, кто сказал, что потерял 2000 долларов и золотую цепочку за 200 долларов, тому выплатили 2200 долларов. Местные жители тоже не остались равнодушными и за несколько дней нанесли потерпевшим огромное количество одежды, посуды… Сейчас украинские рабочие живут в пансионате, фирма на своем транспорте возит их на работу и каждый день кормит бесплатным обедом. Новое общежитие обещают построить до конца года. Никто из украинцев увольняться не собирается, ведь найти аналогичную работу в Чехии нелегко, а возвращаться домой нет смысла…

- Последний раз я видела Свету и Марию накануне трагедии, — заканчивает рассказ Светлана Алечко.  — Мы поговорили о работе, домашних делах. В марте должен был миновать год, как Света не была в родном селе. Планировала приехать на Рождество, но не получилось, поэтому думала взять небольшой отпуск на Пасху. Очень хотела домой, не могла дождаться дня, когда увидит своих родных…

P. S. По информации Закарпатского управления статистики, в прошлом году за пределами области умерли 160 человек, из них за границей погибли 62 человека, причем более двух третей — насильственной смертью: в дорожно-транспортных происшествиях, утонули, были убиты… Печальное лидерство в этом смысле удерживают Россия

(45 украинцев) и Чехия (13 человек) — страны, куда из Закарпатья традиционно выезжает много заробитчан.

P. P. S. Автор выражает благодарность секретарю Золотаревского сельсовета Кристине Тяско за содействие в подготовке материала.