Свои признания экс-майор задокументировал лично, Генпрокуратуре сделанную запись якобы передал его собеседник. Но Генпрокуратура эту информацию не комментирует
«Украинская правда» опубликовала материал, который можно назвать очередной версией пресловутого «кассетного скандала», уже шестой год будоражащего страну. В статье «УП» фигурирует распечатка аудиозаписи рассказа Мельниченко о том, как он прослушивал президента Украины. Рассказ, точнее разговор с неизвестным, был задокументирован по собственному желанию экс-майора. Оригинал записи якобы уже находится в Генпрокуратуре Украины, куда ее передал собеседник Мельниченко. Он, по утверждению «Украинской правды», уже дал соответствующие показания Генпрокуратуре. Бывший охранник Леонида Кучмы в беседе, записанной на пленку, сообщил о том, кто и как помогал ему записывать разговоры в кабинете главы государства. Из слов бывшего майора, подлинность которых он пока не подтвердил, можно сделать вывод, что подслушивал Леонида Кучму он не один, а при активном содействии известных украинских политиков.
Так, в материале «Украинской правды» упоминаются фамилии Евгения Марчука и Александра Мороза. Ранее оба политика отрицали свою причастность к пленкам Николая Мельниченко. Евгений Марчук утверждал, что никогда не был знаком с Мельниченко, а Александр Мороз — что ознакомился с содержимым пленок президентского охранника аккурат накануне своего выступления 28 ноября 2000 года в Верховной Раде и последовавшей затем пресс-конференции, на которой лидер социалистов обвинил высшее руководство страны в причастности к исчезновению Георгия Гонгадзе (как известно, журналист исчез 16 сентября 2000 года. — Ред. ). Фрагменты записи разговора самого Николая Мельниченко с неизвестным (о подлинности и наличии которых Генпрокуратура ничего не комментирует) свидетельствуют о несколько ином.
Так, согласно записи разговора Николая Мельниченко с неизвестным, президентскому охраннику активно помогал Евгений Марчук. Их сотрудничество началось, по словам экс-майора, в начале 1999 года. «Марчук — это тот человек, который после Лазаренко представлял наибольшую опасность для Кучмы. И я стал искать выходы на Марчука Наша встреча с Марчуком состоялась в начале весны 1999 года. В один день на Севастопольской площади Мы разговаривали на протяжении 17 минут » — идет речь на одном из фрагментов записи бывшего майора, которую обнародовала «Украинская правда». Бывший охранник Леонида Кучмы рассказал, что он сообщил тогдашнему кандидату в президенты, что записывает разговоры в кабинете Леонида Кучмы и попросил у Евгения Марчука совет по поводу того, что делать дальше. На что тот ответил: «Нужно это зло останавливать. И давай записывай дальше. Записывай, и мы найдем путь, как это зло остановить».
Из записи также видно, что Николай Мельниченко получал средства от Евгения Марчука. «Это не был торг, что он покупает эти записи, — об этом никто не говорил. Но для некоторой поддержки он дал тогда тысячу марок. Одной купюрой. Это не есть вербовка, не есть покупка информации Он спросил: как с деньгами? Я сказал, что очень тяжело с деньгами», — рассказал своему собеседнику Николай Мельниченко.
Как видно из расшифровок признания самого Мельниченко, его контакты с Марчуком закончились после назначения последнего на пост секретаря СНБО осенью 1999 года, после первого тура президентских выборов. «Я договаривался несколько раз с Марчуком, когда он уже был секретарем Он находил любые поводы, чтобы не встречаться», — сообщил Николай Мельниченко.
Личный контакт с Евгением Марчуком Николай Мельниченко утратил после того, как в феврале 2000 года секретарь СНБО попал в загадочную автокатастрофу.
Как следует из публикации расшифровок на сайте «УП», после этого экс-майор вышел на лидера социалистов Александра Мороза. «За мостом Патона есть такой рукав — ответвление от основной трассы Киев-Конча-Заспа, по которому каждый день ездит Кучма. Там есть еще такой карман, и там монастырь. Так вот мы туда заехали. Мы вышли, и я с ним (Морозом) пообщался», — рассказал Николай Мельниченко.
«Я сказал, что я офицер спецслужбы и имею убедительные доказательства того, что Кучма вор, что я некоторое время работал с Марчуком. И Марчук должен был этого вора убрать, но не пошел на это», — говорится в другом фрагменте записи.
«Ну я записывал, потом собралась информация. Я встретился (с Морозом) и говорю: есть такая-то информация. Что реально планируется сделать (Кучмой), и какие пути могут быть приняты по этому Это был май-июнь 2000 года. Где-то уже май пошел Тогда я встретился с Морозом, дал ему такую и такую информацию. Он говорит: «Хорошо». Но, как сообщает «Украинская правда», полученную от экс-майора информацию Александр Мороз никак не использовал. С заявлением о причастности высшего руководства страны к исчезновению журналиста Гонгадзе, о котором, как известно из пленок Мельниченко, в президентском кабинете говорили еще летом 2000 года, лидер социалистов выступил с трибуны парламента только в ноябре 2000 года.
Но якобы рассказ Николая Мельниченко о своем сотрудничестве с украинскими политиками, задокументированный на пленку, — не последняя сенсация в «деле Гонгадзе», появившаяся в последнее время. В российских СМИ на днях было обнародовано якобы письмо генерала Алексея Пукача, которого Генпрокуратура подозревает в убийстве журналиста. Его розыском по всему миру безуспешно занимаются украинские правоохранители и Интерпол. В письме, опубликованном в российском издании «Российские вести» (подлинность послания генерала журналистам опять же подтвердить не удалось), генерал утверждает, что непричастен к убийству журналиста. А «дело Гонгадзе» является полностью сфабрикованным. «Протасов и Костенко, мои бывшие подчиненные, которые якобы признались в соучастии в убийстве Гонгадзе, на самом деле никакого отношения к его исчезновению не имеют, — говорится якобы в письме Пукача. — Да, по имеющимся у меня данным, они совершили убийство. Но совершенно другого человека — бизнесмена по фамилии Белоцерковский. Им явно предложили выбор: либо получить на полную катушку за организацию и исполнение убийства, либо «чистосердечное признание» в соучастии.
Да, наше подразделение занималось слежкой за журналистом. Министр Юрий Федорович Кравченко поставил задачу собрать всю информацию по нему, в частности, проверить его причастность к криминальным разборкам в Одессе. Но никто из нас, и Кравченко тоже, тогда не знал, что готовится крупномасштабная провокация. Категорически заявляю, что мои подчиненные не похищали и не убивали Гонгадзе!
Наоборот, по личной просьбе Кравченко я активно, правда, не официально, занимался расследованием дела Гонгадзе. Я достаточно близко приблизился к истине.
Думаю, именно поэтому меня решили назначить главным «убийцей». И искали меня не для того, чтобы я предстал перед судом, а для того, чтобы ликвидировать. Самыми активными оказались люди Турчинова в период его руководства СБУ. По имеющейся у меня информации, Тимошенко не жалеет денег на мои поиски. Только одна из нескольких групп действительных и бывших сотрудников СБУ получила на расходы 190 тысяч долларов.
Кстати, именно Гончаров, а не Нестеров участвовал в убийстве охранника Плюща Потеряйко. Потеряйко работал в охране Марчука в момент организации прослушки Кучмы и встречался с Мельниченко — забирал у него пленки для Марчука. Когда Потеряйко стал болтать лишнее своим собутыльникам, его ликвидировали.
Все началось еще с 1999 года. Накануне президентских выборов Евгений Марчук активно распространял слухи о наличии у него «чемоданов компромата» на всех и вся в Украине. Уже тогда его люди завербовали Мельниченко, и тот начал писать Кучму. После выборов, после того как Марчук стал секретарем СНБО, он самоустранился от этого. Потеряв жесткое управление, майор стал сам выходить на разных людей и продавать отдельные фрагменты записей». В якобы письме генерала Пукача упоминаются фамилии и других политиков, которые были заинтересованы в дискредитации тогдашнего главы государства Леонида Кучмы. Поэтому они сотрудничали с экс-майором. Среди них — представители нынешней украинской власти В общем, до конца предвыборной кампании осталось чуть больше недели. Продолжение сенсаций следует?
Инф. «ФАКТОВ»