Події

Сергей ермилов: «чтобы чувствовать лошадь, с нею нужно общаться не реже двух-трех раз в неделю»

0:00 — 18 березня 2006 eye 1291

К своему любимцу — жеребцу по кличке Эликсир — директор Института проблем экологии и энергосбережения привязался, выхаживая заболевшее животное Выпускники Киевского политеха часто шутят, что их вуз готовит специалистов очень широкого профиля. Их можно встретить практически на любой фирме, чья деятельность никак не связана с инженерной профессией. Сергей Федорович Ермилов  — пожалуй, один из немногих выпускников КПИ, посвятивший свою жизнь профессии, выбранной смолоду. Пройдя все ступени, начиная от машиниста-обходчика и старшего инженера, он добрался до наивысшей. И несколько лет «рулил» Министерством топлива и энергетики Украины. Причем делал это Сергей Ермилов дважды — с 2000 по 2001 год и с 2003 по 2004-й. Даже уйдя с министерского поста, он все же не изменил энергетике, создав Институт проблем экологии и энергосбережения.

«В институте увлекался гитарой, природой и философией»

- Сергей Федорович, вы родились и жили в Казахстане. А какими судьбами оказались в Украине?

- Экологическими. Мои родители работали в Казахстане, поднимали целину. Мой младший брат родился очень болезненным, и отца перевели в Крым. Спасать ребенка.

- Как получилось, что вы пошли работать в 17 лет? Семью кормить нужно было?

- Нет, с семьей все было благополучно. Просто после окончания школы я поехал поступать в Киевский политехнический институт, на факультет электронной техники. Все вступительные экзамены сдал нормально, а вот сочинение «запорол» — написал на «двойку». Так что пришлось год поработать транспортным рабочим, а потом опять поступать. Правда, уже на теплоэнергетический факультет. Вот так и началась моя «энергетическая» карьера. А в финансовом плане я с молодых лет не зависел от семьи. Подрабатывал и на разгрузке вагонов, и в институте, и в стройотрядах.

- Выходит, мы с вами коллеги… Но вы не изменили своей профессии. Точными науками, наверное, интересовались с детства?

- Любимыми предметами в школе были математика, физика. Я неплохо разбирался в технике. С шестого класса учился в малой Академии наук на отделении кибернетики. Уж очень меня компьютеры интересовали. Правда, какие в то время были компьютеры… Электроникой интересовался, паяли с друзьями разные штучки. Разбирали старые телевизоры, радиоприемники. Я даже в школьном ансамбле играл на электрогитаре, которую сделали сами. Ведь тогда электрогитары были большим дефицитом. Но ничего — мы выкручивались, не надоедая своими просьбами родителям.

- А чем в институте увлекались? Кроме учебы, конечно…

- Не скажу, чтобы я так уж сильно увлекался учебой. Несмотря на то что КПИ имеет репутацию трудного вуза, я учился достаточно легко. Чем увлекался? Да всем, чем увлекаются нормальные студенты! Друзья, гитара, природа… И философскими дискуссиями. Был у нас в институте философский кружок, который я одно время возглавлял. Часто с друзьями выбирались на экскурсии в другие города.

- На гитаре сейчас не играете?

- Совершенно не хватает времени. Да и соседи, думаю, не одобрили бы моих музыкальных экзерсисов.

«К 2050 году население Украины может уменьшиться в два раза»

- На что же времени хватает?

- Работа, работа и еще раз работа. Сейчас я возглавляю Институт проблем экологии и энергосбережения.

- Довольно крутой поворот — от министра топлива и энергетики к специалисту по экологическим проблемам…

- Для меня это был вопрос этики. После того как я много лет проработал министром топлива и энергетики, не мог продолжать заниматься этой же тематикой. Нужно было выбирать что-то альтернативное. А энергосбережение и экология — наиболее важные для нашего общества вопросы. Особенно экология. Я очень много езжу по регионам и вижу, как живут люди в разных областях. И, честно говоря, во многих местах ситуация просто ужасающая. Например, в Донецком-Днепропетровском регионе продолжительность жизни людей всего 59 лет!

Я читал прогнозы специалистов, и они очень неутешительны для Украины. К 2050 году нас может оказаться от 26 до 35 миллионов! Так что нас нужно не призывать «кохатися», а спасать. Игнорирование проблем экологии для нас смерти подобно. Исправить ситуацию могло бы введение 25-процентной экологической надбавки ко всем выплатам — зарплатам, стипендиям, пенсиям. Люди могли бы покупать чистые продукты, воду, оздоравливаться в экологически чистых районах.

А государству вместе с бизнесом следовало бы всерьез озаботиться внедрением технологий, уменьшающих объемы вредных выбросов. Тем более что под такие программы охотно дают долгосрочные кредиты различные международные финансовые институты. К примеру, Европейский банк реконструкции и развития. Да и продукция, выпускаемая, к примеру, на металлургических заводах с применением этих технологий, была бы более конкурентоспособной на международном рынке. Ведь и в Америке, и в Европе всегда отдается предпочтение экологически чистым продуктам.

- А как решаются проблемы здорового питания в вашей отдельно взятой семье? Экологически чистую картошку-капусту на даче не выращиваете?

- Дача когда-то была. Но уже лет пятнадцать, как ее нет. Не до того сейчас. Да и кто с уверенностью может сейчас сказать, что выращенные на даче овощи являются чистыми? Ведь никто не знает, насколько загрязнена вода и почва. Как-то в одном из районов я пытался узнать эти данные у местных властей. Безуспешно. А это, между прочим, нарушение 50-й статьи Конституции Украины, которая гласит, что каждому гражданину гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды.

«С лошадьми нужно дружить систематически»

- Сергей Федорович, а чем кроме работы вы увлекаетесь? На самом видном месте в конференц-зале института лежит папка с материалами о международном турнире по выездке. Лошади — ваше хобби?

- Увлечение лошадьми началось с того, что лет шесть назад мне подарили жеребца украинской верховой породы. Его зовут Эликсир. Как-то он заболел, и я часто ездил на конюшню, ухаживал за ним, лечил. С тех пор и привязался к лошадям.

- А в соревнованиях не участвовали?

- Нет, я уже давно не езжу. Времени не хватает. Для того чтобы чувствовать лошадь, с ней нужно общаться не реже двух-трех раз в неделю, а не раз в месяц. Дружить нужно систематически! Что же касается соревнований, то меня спортсмены пригласили возглавить организационный комитет международных соревнований по высшей школе верховой езды. В позапрошлом году мы организовали турнир по выездке, в прошлом прошли международные рейтинговые соревнования. А в этом году должен состояться этап Кубка мира по выездке.

В Украине подобных соревнований не было уже много лет. То есть мы, начав практически с нуля, за два года подняли этот вид спорта. Очень значимо, что такие соревнования проходят именно у нас в стране. Ведь нашим спортсменам не хватает финансов для поездок за рубеж для участия в международных соревнованиях. А это очень важно для получения более высоких рейтингов. А когда такие мероприятия проходят у нас, многие, как говорится, могут и на других посмотреть, и себя показать. Так уж случилось, что к такому виду соревнований, как выездка, гораздо меньше внимания, чем к конкуру. Это скорее затратный, нежели коммерческий вид соревнований…