Політика

Прокурор киевской области юрий гайсинский: «президента соединенных штатов тотально прослушивают. И он об этом знает»

0:00 — 23 березня 2006 eye 794

Прослушать же правительственную связь в Украине хоть и сложно, но можно

Прокурор Киевской области Юрий Гайсинский на днях закрыл огромный «могильник» — хранилище киевских отходов в селе Подгорцы Обуховского района, что в часе ходьбы от столицы. Эта свалка представляет собой огромную площадь в 56 гектаров, на которую ежегодно вываливаются 650 тысяч тонн бытовых отходов Киева. За годы эксплуатации там, по оценкам специалистов, накопилось от 300 до 500 тысяч тонн ядовитых стоков. Этот фильтрат, который сроду не очищался, относится к химическим веществам наивысшего класса опасности. И существует реальная угроза загрязнения фильтратом водоемов и грунтовых вод.

«Не исключено, что по «хозяйственной деятельности» столичных властей на свалке в Подгорцах будет возбуждено уголовное дело»

- За последние годы (в 1999-м, 2001-м и 2003-м) работу свалки в Подгорцах уже не раз останавливали, предупреждая Киевскую горгосадминистрацию, ответственную за утилизацию на ней отходов и нейтрализацию фильтрата, о необходимости немедленно принять соответствующие меры, — рассказал Юрий Гайсинский.

- Эти проблемы решались?

- Нет. Сваливать же мусор в Подгорцах не прекращали. Отходы на свалке часто самовозгораются, над ними кружат птицы, которые потом разлетаются по всей области, донося заразу и до столицы. Контроль качества грунтовых вод, почвы и воздуха не ведется, в то время как сточные воды сбрасываются за пределы свалки, загрязняя прилегающую территорию. Да и вообще, посмотрите, во что превратилась пригородная зона столицы: вонь, смрад, кучи мусора, риск заболеваний из-за грязи. Это катастрофа.

- Да уж, на пикники в такие места, где раньше радостно отдыхали киевляне, не тянет. И что теперь будет?

- По требованию прокуратуры Киевской области экологическая служба свалку в Подгорцах закрыла, мусорные машины туда больше не допускаются. Хватит делать вид, что ничего страшного не происходит. Проблему с утилизацией столичного мусора нужно срочно решать. А после того как экспертиза установит размеры ущерба, нанесенного такой «хозяйственной деятельностью», не исключено, что будет возбуждено и уголовное дело.

- Чем еще отличается специфика преступлений в Киевской области кроме того, что туда сбрасывается весь столичный мусор?

- По подсчетам специалистов, на преступность влияет около 250 факторов. Например, время года. Так, летом население Киевской области увеличивается, а Киева — уменьшается. Соответственно, работы нам прибавляется. Еще одним специфическим отличием нашей области является дороговизна земли. Этим определяется и острота проблемы, и причины совершения преступлений. И — как следствие — много земельных конфликтов.

Только за прошлый год органами прокуратуры области возвращены более двух тысяч гектаров земли, незаконно выделенных органами местного самоуправления и государственными администрациями. Прокурорами предъявлены десятки исков в суды, возбуждены десятки уголовных дел. Одни из них расследуются, другие пошли в суд. После вступления в действие закона об особой процедуре привлечения к уголовной ответственности депутатов местных советов, в расследовании части дел возникли объективные трудности из-за позиции этих советов.

- Правда ли, что проданной оказалась даже земля на дне Днепра?

- Дело в том, что уже 10 лет ведутся работы по гидронамыву в затоках Днепра. Раньше считалось, что гидронамывы — благо, сейчас же появилась точка зрения, что это вредно для природы. Поэтому мы обратились к экспертам, чтобы они прояснили ситуацию. В целом же область у нас спокойная…

- И уровень преступности, наверное, падает…

- Статистику я намеренно не хочу называть, так как это цифры лукавые. Существует латентная преступность, объясняемая нерегистрацией некоторых преступлений и другими причинами. Были факты, когда работники милиции просто подделывали подпись прокурора в статистических карточках, чтобы показать, что преступление выявлено, хоть этого и в помине не было. Чистой воды фальсификация.

- Как Киевская область готовится к выборам? Не отмечены ли нарушения, связанные с обеспечением избирательных прав ее жителей?

- Могу вас заверить, что нынешние выборы действительно свободные и демократические. За всю предвыборную гонку мы не получили ни одного указания от руководства, связанного с этим особым периодом.

«Вечером накануне переворота ГКЧП из Москвы слушали разговор по правительственной связи между Вячеславом Черноволом и еще кем-то»

- Украина пережила за период предвыборной гонки множество скандалов. Взять хотя бы возбужденное Генеральной прокуратурой дело по факту прослушивания СБУ Романа Зварыча. Вы имеете отношение к законодательному урегулированию прослушки, как я слышала?

- 18 февраля 1992 года был принят закон об оперативно-розыскной деятельности, который впервые урегулировал вопросы подсматривания, подслушивания и проведения иных тайных мероприятий, связанных с необходимостью борьбы с преступностью. До этого такие вопросы решались начальниками областных управлений КГБ — согласно тайной инструкции комитета госбезопасности. И депутатам Верховной Рады первого созыва настолько надоел кагэбистский беспредел, что в первой редакции этого закона они приняли решение о предоставлении Генеральным прокурором Украины санкций на такие мероприятия.

- Много санкций тогда давали?

- Много. Временно исполняя обязанности Генерального прокурора Украины, я давал в его отсутствие такие разрешения. Со всей Украины с ворохами постановлений о санкционировании снятия информации с каналов связи съезжались люди — все материалы просто невозможно было проверить. Через несколько месяцев закон изменили — эти санкции разрешено было давать, кроме Генпрокурора, его заместителям и областным прокурорам.

- После этого удавалось проверять, не нарушался ли закон при снятии информации?

- С 1996 года, когда Конституция запретила прокурорам давать санкции на прослушку, этим занимаются суды. Разрешая прослушивание подозреваемого в преступлении (а это, как правило, люди активные), нужно отдавать себе отчет, что он делает десятки звонков совершенно разным людям: от рядовых граждан до Президента. Все они прослушиваются и записываются. Поэтому в конце концов прокурорам дали полномочия и даже вменили им в обязанность проверять выполнение санкций на прослушку. Правда, чуть позже появилась инструкция, ограничивающая эти полномочия. Какая-то часть информации, определяемая начальником СБУ, оставалась для прокурора закрытой.

- Одна из телевизионных дискуссий на тему прослушки свелась к мысли, что пора бы нам привыкнуть к тому, что всех слушают. На такой вот «оптимистической» ноте и закончилась передача…

- Тайное снятие информации есть и в США, и в Европе, но необходимо выработать какие-то четкие, ясные законные процедуры. Гендиректор «Укрзалчзницч» после моего выступления на эту тему на телевидении сказал: если существует оборудование, способное проконтролировать, сколько раз вторгались на телефонную линию или какой-то номер телефона, откуда идет прослушивание, то «Укрзалчзниця» готова профинансировать его приобретение.

- И где это оборудование должно находиться, по-вашему?

- В прокуратуре. И не только оборудование, но и обученные и обеспеченные кадры.

- Скажите, если знаете, возможно ли прослушивание правительственной связи? Экс-председатель СБУ Александр Турчинов уверяет, что это невозможно в принципе, хоть неофициально эсбэушники говорят, что ничего невозможного нет — было бы сильное желание.

- Телефонные разговоры президента Соединенных Штатов (все без исключения — и государственные, и частные) тотально прослушиваются. И он об этом знает. У нас же… Когда я возглавлял комиссию по расследованию ГКЧП, одним из его направлений была правительственная связь. Прослушать эту связь очень сложно, хотя возможно. Так, например, 19 августа 1991 года начался переворот, а 18-го вечером из Москвы прослушивался телефонный разговор по правительственной связи между покойным Вячеславом Черноволом, тогда главой Львовской облрады, и еще кем-то. Это делается в ручном режиме. И, повторяю, это очень сложно.

Тогда по моему докладу в парламенте правительственная связь была передана из СБУ в подчинение Верховной Раде. Правда, ненадолго. Ведь в парламенте не было соответствующего подразделения.

- В СБУ же не только подразделение такое было, но и майор Мельниченко.

- Да, и это тоже аргумент в пользу того, что важную проблему обеспечения безопасности и борьбы с преступностью надо решать на высоком государственном уровне.