24-летняя черновчанка Марина Перебиковская — единственная в нашей стране женщина-донор печени, которая со дня на день станет мамой
Последнее время Марина находится в Киеве: в родных Черновцах врачи готовы были принять у нее роды, но опасались непредвиденных ситуаций. Поэтому, узнав, что женщину рады видеть в столице, благословили в путь.
- Да и мне тут спокойнее, — признается Марина. — Директор Института хирургии и трансплантологии Валерий Саенко и врач Олег Котенко, которые оперировали меня, в любой момент могут ко мне приехать. А ведь они лучше всех знают состояние моего здоровья. Кстати, именно эти доктора первыми узнали о том, что я беременна. Да что там говорить! Мы с сестрой считаем их вторыми родителями.
… Два года назад Марина отдала часть печени для пересадки старшей сестре Лидии. Операция спасла жизнь женщине, у которой во время беременности обнаружили цирроз. Лида ждала первенца. Из-за тяжелейшего заболевания она потеряла ребенка. Чаще всего донорами становятся мамы заболевших людей, ведь спасти детей — естественное желание для родителей. Да и показатели организмов в таких ситуациях чаще всего совпадают. Мама Лиды и Марины готова была помочь дочери, но у нее обнаружили онкозаболевание, а это противопоказание для операции. Тогда решили проверить на совместимость младшую сестру Лиды — в то время незамужнюю девушку. Мы не раз писали о людях, судьбы которых ломались после тяжелых операций. К счастью, в жизни Марины все сложилось хорошо: она вышла замуж и ждет ребенка. Сестры признаются, что малыша считают общим. Они и на УЗИ каждый раз ходят вместе. Лида первой увидела крошечного племянника, услышала его сердцебиение.
- Печень Марины за два года, минувшие со дня операции, почти полностью восстановила свои размеры, — рассказывает главный научный сотрудник отделения трансплантации и хирургии печени Института хирургии и трансплантологии АМН Украины Олег Котенко. — Женщины регулярно приезжают к нам, проходят обследование, поэтому я могу уверенно сказать: Марина здорова, ей под силу вынашивать и рожать детей.
Лиде и Марине было очень важно находиться в роддоме вдвоем.
- Мы вместе лежали в реанимации после пересадки печени, вместе поднимались на сцену во время вручения награды «Гордість країни», которую мне присудили в номинации «За заботу и самопожертвование», вместе хотим и ребенка рожать, — улыбается Марина. — Мы с сестрой и раньше были близки, а после операции и вовсе стали единым целым.
Врачи столичного роддома № 5 еще в декабре познакомились с Мариной и Лидой. И пообещали, что женщины смогут быть вместе, когда малышу придет время появиться на свет.
- Для нас большая честь и ответственность, что сестры решили рожать в нашей клинике, — признается главный врач роддома № 5 доктор медицинских наук Михаил Макаренко. — Мы отвели для них отдельную палату, чтобы они чувствовали себя спокойно. У Марины уже 38-я неделя беременности, которая протекает нормально. На УЗИ видно: малыш зрелый, поэтому со дня на день «попросится» на свет. Марина — первая в Украине женщина, ставшая донором печени и решившаяся после этого родить ребенка. В мире отслеживаются только ситуации, когда детей рожали женщины, которым пересадили печень. В России, например, растут трое ребятишек у таких мам. А вот данных о донорах печени мы не нашли, поэтому и относимся к Марине с повышенным вниманием — слишком велика наша ответственность за эту женщину.
- Знаете, мы каждый день радуемся тому, что Лида жива, — говорит Марина. — Когда я забеременела, для меня было самым главным, чтобы сестра увидела малыша. Но, к сожалению, к нашей радости постоянно примешивается грусть. У Лиды активен вирус гепатита С. Он каждый день атакует пересаженную печень. Чтобы не допустить отторжения, сестре нужно постоянно принимать дорогостоящие препараты, в месяц они обходятся в пять тысяч долларов! Последние полтора года лекарствами снабжал Институт хирургии и трансплантологии. Но уже три недели Лида не принимает препаратов, убивающих вирус, и результаты ее анализов приближаются к критической отметке. Честно говоря, каждый день ломаем голову, к кому бы обратиться за помощью. Если бы не последние недели беременности, я пошла бы на прием к Президенту — просить взять под опеку сестру. Нам не нужны деньги — только необходимые препараты. Когда Лида вслух мечтает о том, чтобы гулять по парку с нашим малышом, у меня сердце сжимается: до этого времени сестре надо помочь дожить!