Спорт

Юлия батенкова, завоевавшая на паралимпиаде в турине пять медалей: «никак не могла поверить, что у меня больше нет руки. Казалось, что она там, под бинтамий»

0:00 — 14 квітня 2006 eye 663

На днях спортсменка была награждена орденом княгини Ольги

IX зимние Паралимпийские игры в Турине стали для 22-летней украинки Юлии Батенковой первым серьезным спортивным испытанием. И этот экзамен она выдержала с честью. Хрупкая девушка из Ковеля принесла Украине пять медалей. Зарубежные поклонники спорта окрестили ее «Мисс Симпатия». Да и кого могли оставить равнодушным открытая улыбка, милые веснушки и задорные ямочки на щеках? А уж Николая, с которым девушка встречается уже год, и подавно. Наш разговор состоялся в киевской квартире родителей молодого человека. В этой семье Юлю уже давно считают своей дочерью. В беседе самое активное участие принимал и сам Коля, который несколько лет назад в автомобильной аварии лишился ноги.

«Мне долго не говорили, что мама и годовалый братик погибли. Я догадалась сама»

- Юля, я понимаю, как тебе больно вспоминать трагедию, в которой ты потеряла руку…

- Уже столько лет прошло, а душа до сих пор болит,  — в серых глазах Юлии Батенковой заблестели слезы.  — Когда это случилось, мне почти восемь лет было. Я закончила второй класс. Наша семья на машине возвращалась от бабушки. Я, мама, папа и годовалый братик. Помню только, что в нас врезалась какая-то машина. И все. Я долго лежала в коме. Папа от меня ни на секунду не отходил. О том, чтобы спасти руку, и речи не шло — спасали жизнь. В больницах я провела больше года, перенесла много операций. Все никак не могла поверить, что у меня больше нет руки. Я была вся забинтована. Мне даже сон приснился, что рука там, под бинтами. А потом повязки сняли…

О том, что мамы с братиком уже нет, мне долго не сообщали. Говорили, что они лежат в другой больнице. А потом, хотя я и маленькой была, обо всем догадалась сама…

- Тяжело было заново учиться все делать?

- До этого я в школе хорошо училась, у меня были похвальные грамоты. Художественной гимнастикой с пяти лет занималась. А после больницы ничего не хотелось делать. Но все равно пришлось через год идти в школу, учиться заново писать — левой рукой. Помню, как меня папа заставлял, а я все никак не хотела. До автокатастрофы у меня был самый красивый почерк в классе. А левой рукой такие ужасные буквы получались…

- Не наговаривай на себя, ты сейчас так красиво пишешь, — присоединяется к нашему разговору Николай.

- Меня столько раз учителя в школе за почерк ругали. А потом, когда узнавали, что у меня руки нет, прощение просили, — продолжила Юля.  — Я ведь всегда носила широкие куртки. Стеснялась, что не такая, как все. Даже мои друзья признавались, что больше месяца не догадывались, что у меня нет руки. А потом у меня протез появился, но такой неудобный и тяжелый… Я ничего с ним не могла делать. Понимаете, мне трудно с протезом. Говорят, сейчас новые технологии появились. Попробую еще раз. Хотя нормальный протез дороговат — 5-6 тысяч евро стоит.

- Получается, что протез тебе просто мешает, а не облегчает жизнь…

- Вы бы видели, с какой скоростью Юля все одной рукой делает, — говорит Коля.  — Меня больше всего поразило, как она спички зажигает. А когда со сборов приезжает, вокруг все кипит: тут Юля стирает, тут кушать готовит, тут полы моет… Вот хотим ей блендер подарить. А то ей резать овощи одной рукой не очень удобно.

«Картошку чищу одной рукой»

- Юля, скажи, в детстве тебе хотелось чего-нибудь такого, чего ты просто не могла сделать?

- Конечно. Через скакалку попрыгать. И до сих пор не могу. На самом деле много элементарных вещей, когда одной рукой что-то держишь, а другой делаешь. А резать я умею и без блендера. Картошку чищу. Я вообще готовить люблю.

- Представляете, недавно часов в 10 вечера смотрели с Юлей фильм по телевизору, — улыбается Коля.  — И там повар что-то готовил. Юля помчалась на кухню и стала «колдовать» над мясом. Так вкусно получилось!

- А еще помню, как трудно было на лыжах научиться кататься, — вспоминает Юля.  — Все время падала. Я уж, было, и надежду потеряла. Ведь до этого ни на лыжах, ни на коньках не каталась. Плавать умею, на велосипеде гоняю, а вот с зимними видами спорта раньше не сталкивалась. После школы пошла учиться в техникум на бухгалтера. В то время у меня сильно болела спина, и я решила походить в тренажерный зал. Там тренер рассказал о паралимпийском спорте, дал брошюры почитать. Сначала я занялась легкой атлетикой, а потом и лыжами. Мне тогда 19 было. Так хотелось побыстрее научиться кататься, что меня за мое усердие взяли на этап Кубка мира в Германию. Тренер хотел посмотреть, смогу ли я хоть какой-то результат показать. Более-менее нормально выступила, а уже в следующем году на чемпионате мира «золото» и три «серебра» завоевала. Тренеры от меня такого не ожидали.

- А бывает у тебя такое, что встаешь утром, а в голове только одна мысль: «Не хочу, не могу, зачем мне все это надо?»?

- Бывает. Со всеми спортсменами такое случается. Организм устает. Чаще всего у меня такое происходит на сборах за границей. Родные далеко, чужая страна… На соревнованиях с этим попроще. Там знаешь цель и идешь к ней. А вообще, мне так понравилось на Паралимпиаде выступать. Даже жалею, что такие соревнования только раз в четыре года.

- Как встречали тебя после Паралимпиады?

- Дома, на Волыни, меня назвали лучшей спортсменкой Волынского края. Целая делегация меня на вокзале встречала — местная власть, спонсоры, дети из спортивной школы. Одна девочка сама вышила розу и подарила эту красоту мне. Мне так приятно было, что столько людей пришло. Городские власти пообещали квартиру в Луцке дать. А в Киеве были на приеме у Президента, и меня наградили орденом княгини Ольги.

- Коля, а ты помнишь, когда впервые увидел Юлю?

- Конечно. Это было в Евпатории, на паралимпийской базе. Юля была там на соревнованиях, а я приехал на сбор. Знаете, на что я прежде всего внимание обратил? На розовую кепку с олимпийским значком и джинсы. Подошел. «Привет, — говорю.  — Куда мы идем?» А она испуганно отвечает: «Я тебя не помню!» Познакомились. Я тут же пригласил ее вечером на свидание. Самое интересное, что Юля пришла, но ждала меня совсем не там, где мы договаривались. Пришлось на следующий день передоговариваться. Так несколько недель и проходили за ручку. Тогда же и поцеловались в первый раз. Когда пришло время расставаться, пригласил Юлю к себе домой, в Киев. Маму сразу предупредил, что приедет невеста.