Політика

Виталий кононов: «если мы решили, что готовы стать ядерным донором и могильником для европы, то тогда давайте переименуем украину в «чернобыль» — так будет честнее и понятнее… »

0:00 — 19 квітня 2006 eye 311

Лидер Партии зеленых рассказал «ФАКТАМ», что даже после поражения на выборах не будет сажать капусту на даче, так как ставит перед собой и партией новые задачи

Жизнь после выборов не заканчивается. Это, кажется, уяснили наконец и политики. Так, придя в себя после поражения на выборах, лидер Партии зеленых Украины Виталий Кононов видит будущее своей партии в ее «переформатировании» и постановке новых задач. По словам Виталия Николаевича, ПЗУ будет и дальше продолжать отстаивать безъядерный статус Украины, не позволяя «зеленому движению» погрязнуть в мелочных поствыборных склоках и таким образом раствориться в сонме партий-однодневок.

«Вы же посмотрите: кто оседлал в стране законодательную власть? Представители крупного капитала»

- Виталий Николаевич, признайтесь честно, после оглашения результатов выборов лежите в обмороке?..

- Радости, конечно, мало, но в обмороке не лежу! У нашей партии есть «прививка» — это наша неудача в 2002 году. Так что, если хотите, это своеобразный иммунитет на фиаско. Но это не значит, что мы его ждали! Наоборот, по нашим внутренним показателям, Партия зеленых должна была пройти в парламент. Для нас результаты выборов не стали катастрофой, несовместимой с жизнью, это скорее драма. Ну что ж, значит, и следующие четыре года будем жить в политическом «андеграунде».

- Но ведь и социологические опросы задолго до выборов показывали, что ПЗУ не входит даже в первую пятерку лидеров предвыборной гонки..

- С моей точки зрения, эти соцопросы и были главной технологией этой кампании. Избирателю массово внушалось, что есть «проходные» политические объединения и партии, за которые не стоит голосовать, так как они не пройдут. Мы, разгадав эту «технологию», с самого начала пытались распрограммировать «сознательных» граждан, но наших ресурсов было явно недостаточно. Вы же посмотрите: кто оседлал в стране законодательную власть? Представители крупного капитала. Они что, будут переживать за «маленького украинца», как любил выражаться наш Президент? Я вот только недоумеваю, как в такую «заведомо проходную» компанию затесался изощренный политик Литвин. Неужели поверил в искренность политологических служб? Неужели не заметил тенденции создания в Украине двухпартийной политической системы с одним хозяином?

Уже после выборов я беседовал с людьми. И многие говорили, мол, вы, «зеленые», хорошие, вы в парламенте нужны, но вы бы все равно не прошли. Впрочем, в случившемся есть один позитив — люди начали наконец ценить свой голос. Однако, с другой стороны, изощренное манипулирование сознанием избирателя уводит страну от перспектив последовательного и сознательного построения гражданского общества. Мало кто об этом знает, но ведь во многих странах вообще запрещено печатать рейтинги политических партий не то что за месяц или два до выборов, а даже за год до них! В любом случае эти выборы показали, что идеологические партии проиграли. Посмотрите, какие низкие показатели у социалистов и коммунистов, хоть они и прошли в парламент. Они что, смогут реально защищать социальные права граждан? Социалисты вообще блокируются с капиталистами. Выборы на самом деле партийными не стали.

- Позволю себе с вами не согласиться. Возможно, действительно началась структуризация общества и люди поняли, что обрезание «хвоста» лидера ПЗУ в прямом эфире или бросание яйцами в парламенте — это чистой воды пиар-технологии?

- Лена, эти отдельные элементы кампании попросту дань «зеленым» традициям, мы просто не можем иначе. И люди, кстати, этого от нас ждут. Главное, что мы пытались донести до избирателей, — это то, что для «зеленых» по-прежнему важна идеологическая идентичность нашей партии. Я очень благодарен тем, кто поддержал нас в этой кампании. Но, Боже, как их мало в стране! В стране, в которой 20 лет назад произошла самая черная катастрофа на Земле, сегодня власть имущие опять собираются сеять ядерные грибы. Более того, на много-много лет вперед они создают потомкам проблему ядерными отходами и, возможно, даже чужими. Вот что меня мучает и не выходит из головы. Как это может происходить? Почему люди так равнодушны к своему будущему? Ведь не скажут, что не слышали и не видели. Мы в двухмесячном туре «пропахали» всю Украину с агитационными антиядерными концертами. Собиралось до 50 тысяч народу. «Зелену стрччку» подписали более двух миллионов граждан… Все это просто удручает.

- Но ведь и другие партии ратовали за безъядерный статус Украины, то есть, по сути, перехватили вашу основную избирательную фишку…

- Ратовать — ратовали. Но они, в отличие от «зеленых», непоследовательны. И у меня очень слабые надежды на то, что они не сделают очередного разворота, исходя из политической конъюнктуры. Думаю, что многие политические силы радуются, и прежде всего это депутаты-»ядерщики», что «зеленые» не прошли в парламент. Нас лишили трибуны, с которой мы могли бы информировать общественность. Ведь сам принцип осуществления ядерной политики в Украине — за семью замками. Парадокс в том, что ядерная политика страны формируется именно ядерным лобби в парламенте. Такого нет ни в одной стране Европы и, пожалуй, даже в мире. Где-то за полгода до выборов мне звонил Анатолий Кинах и тонко давал понять, что было бы хорошо «сбавить обороты» в пропаганде ПЗУ безъядерного статуса Украины. Меня очень обеспокоил этот звонок. Теперь мне понятны некоторые внутренние процессы в партии.

«Финансисты предвыборной кампании ПЗУ не имеют ко мне никаких претензий»

- Что вы имеете в виду? Уж не был ли связан совет Кинаха не педалировать тему безъядерного статуса с сегодняшним расколом в партии?

- Я знаю одно. «Зеленые», заявляя о своем несогласии молча стоять в сторонке, когда страну пытаются превратить в заложницу ядерных амбиций безответственных специалистов, могут ожидать чего угодно. Как внутри, так и вне партии. Что касается промелькнувших в СМИ заявлений о внутрипартийных проблемах, то я уполномочен заявить, что «в Багдаде все спокойно». Я понимаю огорчение моих коллег, связанное с результатами избирательной кампании, и желание что-то быстро поменять. Но спешка тут просто опасна. Вместо того чтобы задаваться вопросом «Кто ведет?», мне кажется целесообразнее «зеленым» подумать над тем, «Куда идти и кого вести?» С проблемами внутрипартийными мы разберемся. А тем СМИ, которые так доблестно замалчивали нас в предвыборной кампании и теперь проявили внимание к партии с таким скромным результатом, — отдельное спасибо! Внеочередной съезд партии, который состоялся 9 апреля, продемонстрировал неприятие партией попыток внутрипартийной дестабилизации и подтвердил готовность членов партии к реформированию, что, очевидно, и произойдет на очередном съезде уже этим летом. На ближайшем съезде партии мы примем новый устав, и, без сомнения, партии нужна новая доктрина развития «зеленого движения».

Буду с вами еще более откровенным. Люди, организовывавшие финансирование нашей предвыборной кампании, не имеют ко мне никаких претензий, несмотря на то, что выборы мы проиграли. Думаю, кое-кому хочется раздрая в партии, чтобы в стране не стало последовательной политической силы, протестующей против ядерной свалки в Украине. Возможно, стоит задача, чтобы вообще распалось «зеленое движение», и можно было вершить ядерную политику, не считаясь с мнением общественности?!

- Но вас обвиняют в том, что вы продали партию…

- Сам себе, что ли? (Смеется. ) Но странные вещи таки происходят — вдруг оказалось, что партийный сервер партии уже не принадлежит, официальный сайт партии, работавший до 30 марта, заблокирован, а вместо него реанимирована версия сайта ПЗУ 2001 года и так далее. Это уже какое-то хулиганство!

- Виталий Николаевич, а почему вас нет среди тех лидеров партий, которые ратуют сейчас за пересчет голосов?

- На региональном уровне у ПЗУ действительно много странных результатов — 2,97 или 2,93 процента. Самый большой успех ПЗУ по результатам выборов в Николаевской области. После предварительного анализа ситуации у меня сложилось впечатление, что некоторые наши региональные лидеры работали на местный успех в тамошних советах, а не на общий результат. Но после драки кулаками не машут. Пожалуй, удивляет тот факт, что партии-победительницы выборов-2006 выступают против пересчета. Если бы согласились, то это, несомненно, укрепило бы их авторитет, а так есть чувство некоего недоверия, тем более что фарисейские ссылки на экономию народных денег давно уже никого не вдохновляют.

- Ответьте, как-то скажется на статусе ПЗУ в европейских структурах то, что вы опять — непарламентская партия?

- Наши европейские единомышленники очень встревожены ситуацией в Украине именно в плане ядерной политики. Поэтому, уверен, наших коллег по Партии зеленых Европы очень удивит, что при таких хищнических ядерных инициативах украинской власти народ страны, пережившей Чернобыль, не поддержал «зеленых». Правда, если мы решили, что готовы стать ядерным донором и могильником для Европы, то тогда давайте переименуем Украину в «Чернобыль» — так честнее и понятнее. Но если мы все же страна с будущим, то в Европу надо идти с ценностями, присущими Европе.

На постсоциалистическом пространстве очень редко в парламенты проходят партии «зеленого» толка. Правда, в Чехии был такой интересный феномен: их «зеленые» никогда не были в парламенте, но со вступлением в европейские структуры спрос на партию в обществе резко повысился. Думаю, это начало новой тенденции и для украинских «зеленых».

- Когда-то Юрий Ехануров с улыбкой говорил, что окончание политической карьеры его не пугает, так как он в любой момент готов уйти сажать капусту на даче. А вы не прочь заняться приусадебным участком?

- Во-первых, у меня нет дачи. И, следовательно, сажать капусту мне не придется. Кроме того, образ моей жизни далек от потребительских ценностей приусадебного участка. А жизнь, особенно политическая, и особенно в Украине, так изменчива и удивительна, что занятие всегда найдется!