Події

Можно ли строить на днепровских берегах высотные жилые дома и гигантские супермаркеты?

0:00 — 19 квітня 2006 eye 449

На градостроительном совете столицы обсудили проект застройки территории возле Московского моста

Зарезервированный под строительство более пяти лет назад зеленый днепровский полуостровок возле Московского моста (проспект Генерала Ватутина, 2), где намеревались соорудить элитный коттеджный городок, теперь снова рассматривают как объект для нового строительства. На градостроительном совете Киева обсудили детально проработанный проект застройки этого участка…

«На дне глубокого каньона из многоэтажек будет еле виден Днепр»

Вместо коттеджей на днепровском берегу запланированы жилые дома в 15-23 этажа. Заказчик строительства пожелал построить у воды пять высоток на 202 тысячи квадратных метров жилья для 2865 человек. А еще — соорудить сверхгигантский супермаркет, торгово-развлекательный центр и паркинг, которые займут половину полуострова. На реке разместят яхт-клуб и обустроят пляжи общегородского значения.

Вот только зона застройки предусмотрена в нарушение украинского законодательства — всего в 25 и 50 метрах от кромки воды вместо положенных 100 метров. Представители Киевгосэкспертизы сразу заявили, что с таким нарушением проект госэкспертизу никогда не пройдет.

Главное же, что поразило присутствующих, это сам вид микрорайона: над водой, в пустоте приречных левобережных лугов высились здания- столбы, выросшие будто из-под земли. Можно ли строить у самой воды, в традиционной зоне отдыха, жилье таких гигантских размеров? Причем это уже не первый проект, когда столичные архитекторы предлагают подобные вещи.

- Сложилась тенденция, что по берегам Днепра пытаются насадить механистическую, холодную, отталкивающую архитектуру, — считает член градостроительного совета народный архитектор Украины Николай Жариков.  — Таких проектов мы видели немало. Нельзя днепровские дали закрывать домами-гигантами. Возле воды должна быть архитектура пластичная, близкая к человеку по масштабу. А то скоро на берегах в районе Киева появится глубокий каньон из высоток, на дне которого еле виден Днепр.

Достаточно часто в последнее десятилетие мне приходилось выступать на градостроительном совете с острой критикой представляемых проектов. Но многие работы мне нравятся. К примеру, отдельные новые здания, которые, к сожалению, расположены не на видных местах: жилой дом на Кудрявском спуске архитектора Юрия Серегина, здание Торговой палаты в конце улицы Богдана Хмельницкого архитектора Александра Донца. Они возведены без архитектурного вмешательства сверху.

В то же время, на мой взгляд, не выдерживает критики здание на углу улицы Саксаганского и бульвара Шевченко того же архитектора Серегина. Обидно. Место ведь очень ответственное, и угловое здание должно было быть выше и стройнее. Это диктует архитектура всего ансамбля площади Победы.

Архитектура городской застройки последние десять лет «дирижировалась» дисгармонично, вульгарно, нагло. «Дирижировалась» как в кабаке, под заказы «чего изволите?». Архитектурная вакханалия, в отличие от музыкальной, как известно, застывает на века. Во все последующие годы люди будут удивляться домам-столбам, непонятно по каким архитектурным канонам возвышающимся в глубине столичных кварталов.

Удивляюсь стеклянным монстрам-уродам, нарушившим гармонию исторической среды в самых видных и ценных ее местах — на Софиевской площади (отель) и улице Садовой (надстройка здания комитетов Верховной Рады). А судьба, постигшая майдан Незалежности, Софиевскую и Троицкую площади у Олимпийского стадиона, станет вечным упреком не только заказчику «новостроя», но и всему обществу, позволившему совершить в древнем Киеве такое…

«Киев потерял свое самобытное лицо, свой шарм и колорит»

- Подобные факты, а с ними мы сталкиваемся постоянно, свидетельствуют о том, что в городе долгие годы отсутствовал нормальный градостроительный процесс, — утверждает член градостроительного совета заслуженный архитектор Украины Руслан Кухаренко.  — Ведь Генплан развития Киева должен поэтапно реализовываться, а не нарушаться. Должны быть созданы историко-опорные планы и планы детальной планировки районов.

Заниматься всем этим должна была ГлавКиевархитектура еще десять лет назад. Но именно этот орган градостроительством и не занимался. Вот и появились такие «шедевры», как дом на Грушевского, небоскребы на углу улиц Мечникова, Панаса Мирного, Саксаганского, Садовой, на Кловском спуске… Хотя для всех городов Европы появление высоток в центре города неприемлемо. А для Киева потакание чьим-то инвестиционно-бизнесовым запросам вылезло боком: город, как мне кажется, потерял свое собственное лицо, свой шарм и колорит.

Во всем мире основные принципы развития городов — вынос за пределы исторического центра транспортных и деградировавших промышленных территорий и создание на их месте жилых, культурных комплексов, созвучных природе человека (пять-шесть этажей) и окружающей архитектурной среде.

Везде, кроме Киева, уже отказались от «интернациональной» архитектуры. Каждая страна ищет и находит свою, национальную самобытность в новых строениях, возвращается к традиционной среде в малых и больших городах. На окраинах строят и небоскребы, и огромные бизнес-центры, от этого никуда не деться. Но территория, предназначенная для заселения людей, должна быть комфортной средой обитания.

Никто в мире с 70-х годов прошлого века не строит 30-этажных жилых домов, ведь это полная глупость! Наши дети будут их сносить и ругать нас. Но, к сожалению, наши архитекторы, как никто, служат капиталу, в угоду которому не только растут здания-»монстры», но и разбиваются и вывозятся ночью на свалку фундаменты церкви, что и случилось со Свято-Троицким храмом.

В последние годы ситуация в Киеве меняется. Надо сказать, что главный архитектор противостоит захватнической застройке города. Заказаны за счет средств райгосадминистраций планы детальной планировки районов, инвесторов ставят в определенные строгие рамки, а архитектурным процессом руководят.

Из нового в Киеве мне лично многое нравится: реконструированные парки имени Рыльского, Городской парк с ансамблем Музея воды и Кукольным театром, хорошие подземные торговые центры на площади Славы и бульваре Дружбы народов, обновленные Михайловская и Софиевская площади, храмовые комплексы в Святошине и на левом берегу… Очень хорошо будет в урочище Гончары-Кожемяки, когда там завершится работа. Но застраивать берега Днепра высотками — это недопустимо, хотя все чаще нам предлагают это сделать. Мы потеряем не просто заднепровские дали, просторы и заливные луга, мы потеряем дух древнего города.