Так отреагировала лидер БЮТ на намерение Генпрокуратуры допросить в качестве свидетеля ее соратника, экс-главу СБУ по делу о незаконном прослушивании Службой безопасности журналиста
По давно сложившейся традиции политические процессы в Украине развиваются на фоне громких расследований. Так, например, получается и в истории с созданием парламентской коалиции, над чем вот уже без малого месяц трудятся, не покладая рук, БЮТ, «Наша Украина» и СПУ. Их героические усилия постоянно наталкиваются на труднопреодолимые препятствия. В частности, недавно ложкой дегтя в сложном переговорном процессе стала история с приводом в Генпрокуратуру одного из лидеров БЮТ Александра Турчинова.
За два дня до выборов, 24 марта этого года, заместитель Генпрокурора Виктор Шокин заявил о том, что Генпрокуратура возбудила два уголовных дела. Одно — по факту уничтожения материалов оперативно-розыскного дела СБУ о деятельности бизнесмена Семена Могилевича (находящегося в международном розыске по линии Интерпола и имеющего, по некоторым данным, прямое отношение к компании «РосУкрЭнерго». — Авт. ). Второе — по поводу противозаконного прослушивания Службой безопасности телефонных разговоров журналиста газеты «Сегодня» Александра Корчинского. И свидетелями по этому делу проходят экс-глава СБУ Александр Турчинов и его бывший заместитель Андрей Кожемякин. Оба они баллотировались в парламент по списку БЮТ, а потому в разгар избирательной кампании не обращали внимания на проводимое Генпрокуратурой расследование и игнорировали ее требования явиться на допрос.
17 апреля Генпрокуратура заявила о намерении в принудительном порядке доставить для дачи свидетельских показаний экс-главу СБУ и его бывшего заместителя. «Поскольку в течение почти месяца ни Турчинов, ни Кожемякин на приглашения ГПУ не являлись, было принято решение о принудительном приводе в прокуратуру Александра Турчинова и Андрея Кожемякина», — цитирует заместителя руководителя пресс-службы Генпрокуратуры Юрия Бойченко «Украинская правда». Он же напомнил, что первая попытка принудительного привода Турчинова в Генпрокуратуру 11 апреля оказалась безуспешной. По его словам, тогда сотрудники милиции пришли к нему домой, поговорили с консьержкой и с охранником его квартиры, однако самого Турчинова там не обнаружили, о чем сообщили следователю в рапорте.
Тем не менее Генпрокуратура не намерена отказываться от встречи с Александром Турчиновым, который в данный момент находится в больнице. «Когда он закончит лечение, будет снова выписана повестка. Если он опять не явится, снова будет постановление о принудительном приводе, как предусмотрено соответствующими статьями Уголовно-процессуального кодекса Украины», — сообщил представитель пресс-службы Генпрокуратуры Юрий Бойченко. Он же рассказал, что не удалось получить свидетельских показаний и от Андрея Кожемякина. Когда, по словам Бойченко, ему пришли вручать повестку в больницу, где он находился один день, Кожемякина там не оказалось, так как он был выписан из-за нарушения больничного режима.
Скорее всего, Генпрокуратуре так и не удастся пообщаться с бывшими руководителями СБУ. Дело в том, что парламентская фракция БЮТ утверждает, что согласно Кон-ституции гарантии о депутатской неприкосновенности распространяются на депутатов с момента признания их избранными по результатам выборов. А Турчинов и Кожемякин, как известно, прошли в Верховную Раду по спискам БЮТ, и теперь Закон «О статусе депутата» запрещает применять к депутату какие-либо меры, ограничивающие его права и свободы. Кроме тех случаев, когда Верховная Рада дает согласие на привлечение депутата к уголовной ответственности, уточняет фракция. Таким образом, «бютовцы» считают незаконным постановление ГПУ о принудительной доставке Александра Турчинова и Андрея Кожемякина для дачи свидетельских показаний. Это напоминание выглядит более чем странным на фоне сделанного на этой неделе Юлией Тимошенко заявления о том, что через месяц депутатская неприкосновенность будет снята.
Впрочем, у БЮТ уже есть план действий на случай, если их однопартийцы будут задержаны. Его обнародовала на пресс-конференции Юлия Тимошенко. «Я думаю, 129 народных депутатов и 6 миллионов избирателей, которые за нас голосовали, сметут с лица земли то СИЗО, где его (Александра Турчинова. — Авт. ) будут содержать», — цитирует УНИАН лидера БЮТ. Юлия Тимошенко считает, что к истории с попыткой принудительного привода на допрос ее соратников имеют отношение политики, с которыми БЮТ сейчас ведет переговоры о создании парламентской коалиции. «Порошенко, который находится в непосредственной связи с Шокиным (заместитель Генпрокурора. — Авт. ) и Мартыненко, который находится в непосредственной связи с Дрижчаным (глава СБУ. — Авт. ), возбудили уголовное дело против Турчинова и Кожемякина за непонятное прослушивание неизвестно кого. Они вчетвером и выписали ордер на арест этих порядочных, честных людей», — цитирует УНИАН лидера БЮТ. В связи с этим, а также из-за того, что «Наша Украина», как считает Юлия Тимошенко, ведет переговоры о создании большинства с Партией регионов, БЮТ потребовал отстранить Порошенко и Третьякова от участия в процессе формирования коалиции, который, по ее мнению, должен возглавить почетный президент «Нашей Украины» Виктор Ющенко. При этом экс-премьер сообщила, что о переговорах с «регионалами» ей сообщили члены «НУ».
Президент на данное требование БЮТ отреагировал призывом отказаться от языка ультиматумов и шантажа во время переговорного процесса. А член блока «Наша Украина» Петр Порошенко в эфире «5-го канала» претензии Юлии Тимошенко прокомментировал так: «Тезис Тимошенко — это вранье. С ней никто не встречался. В «Нашей Украине» не обсуждался процесс проведения переговоров с Партией регионов».