Події

Генеральный директор самого большого в мире музея икон «духовные сокровища украины» игорь понамарчук:»первую икону своей коллекции — «пророк самуил» — я купил 15 лет назад в москве на «блошином» рынке

0:00 — 27 квітня 2006 eye 615

Накануне празднования годовщины Музея его создатель — коллекционер и меценат — рассказал «ФАКТАМ» о своей уникальной коллекции

История этой уникальной коллекции икон началась лет пятнадцать назад. Будучи в Москве, Игорь Понамарчук оказался на так называемом блошином рынке и увидел потрясающе интересную икону. На ней был изображен пророк Самуил. Не торгуясь, Игорь Тарасович купил ее за 120 долларов. Прижав икону лицевой стороной к себе, он шел между рядами. Вдруг откуда ни возьмись перед ним вырос мужичонка. «Продай! — почти умолял.  — Куплю за любые деньги!!!» Он бежал за обладателем иконы почти вприпрыжку и называл баснословные суммы.

Понамарчук оглянулся лишь раз и твердо сказал: «Не продается».

«Если пьянице не хватает трех гривен на водку, икона «не обязана» творить чудеса»

- Игорь Тарасович, но ведь мужичонка, умоляющий вас продать икону, как я понимаю, даже не видел того, что на ней изображено!

- Действительно не видел, — с улыбкой отвечает генеральный директор Музея «Духовные сокровища Украины» Игорь Понамарчук.  — Мужику в глаза бросилось, что тыльная сторона иконы обработана топором. А это верный признак того, что икона была создана в XV веке! Найти такую древнюю икону — большая удача. Стоимость ее сегодня не меньше 100 тысяч долларов!

- И сколько же икон с тех пор появилось в вашей коллекции?

- В музее выставлено около трехсот, но у меня гораздо больше. География икон — от Волыни и Галичины до Слобожанщины. Время создания — конец XV — начало XX века. Все иконы написаны либо на дереве, либо на полотне. Сюжетов более ста: и Богородица с младенцем Иисусом, и тайная вечеря, и страшный суд… Но об иконах мало рассказывать, их нужно видеть.

И Игорь Тарасович пригласил меня присоединиться к экскурсии студентов одного из столичных вузов. Вначале потрясает сам музей. По дизайну он напоминает пятизвездочные отели, в которых останавливаются миллионеры. Мраморные полы и лестница, ведущая на пятый этаж. Огромные панорамные окна, из которых видны Андреевский спуск и Днепр, скоростные «космические» лифты, огромные залы… Следующее потрясение — сами иконы. Есть маленькие, как картинки на странице букваря. Есть огромные — кажется, словно целую стену перенесли сюда из храма. В залах стоит едва уловимый запах ладана, которым время пропитало иконы. Перед каждой из них можно стоять вечность…

- Знаете, почему здесь такая атмосфера? Все иконы намоленные, — продолжает Игорь Тарасович.  — Тысячи людей отдавали им самое сокровенное — радость и боль, молились о чуде. Каждый четверг у нас в музее проходит церковная служба. Отец Сергий, читая Акафист, «оживляет» иконы, ведь они «обижены»: их выбрасывали из храмов, над ними издевались, прокалывая штыками…

- Наверняка у вас и чудотворные иконы имеются?

- Есть их копии, так называемые списки. Список с чудотворной иконы тоже обладает чудодейственной силой. А вообще, все иконы потенциально чудотворные. Как сказано в Библии, «стучите — и вам откроют». Все зависит от того, с какой силой вы стучите и с какой целью. К примеру, если пьянице не хватает трех гривен на водку, икона «не обязана» творить чудеса. Просто потому, что он ей, мягко говоря, несимпатичен.

- Скажите, а в вашей жизни случались чудеса, связанные с молитвой?

- Об очень личном говорить не хочу. А в работе случались проблемы, которые и за 100 тысяч долларов решить было невозможно. Но Бог не раз посылал мне человека, который помогал решить проблему по-дружески, абсолютно без денег. Это было настоящее чудо!

- Мне рассказывали, что вы тоже не раз творили чудеса, помогая нуждающимся в деньгах. Около 500 икон раздарили церквам, одних налогов заплатив при этом 100 тысяч гривен. Это правда?

- Да, было дело (улыбается). Помогая нуждающимся, я всегда думаю: «Да минует меня чаша, которая постигла их». Что деньги? Они не должны быть самоцелью. Деньги — лишь средство для благих дел. Если этого не понимать, они могут так же внезапно уйти, как и пришли. Я много раз замечал: человек на пике благосостояния, планирует покупку земель, грандиозное строительство. И вдруг — автокатастрофа! Человека нет, и уже не нужны ему ни деньги, ни недвижимость…

- Игорь Тарасович, но мне трудно вас понять как коллекционера. Вы так легко дарите иконы. Коллекция от этого не обеднеет?

- Как правило, я дарю икону в том случае, когда у меня оказываются две похожих. Жалеть — никогда не жалею и, вы знаете, заметил: подарю — тут же Бог пошлет мне еще лучшую, еще более редкую. Кроме того, когда отдаю иконы храмам в дар, знаю, что священники будут упоминать мое имя в молитвах. Для меня это очень важно. Помните, в Библии сказано: «Пустите хлеба свои по водам, и вам вернется сторицей»?

- Настолько верите в силу молитвы?

- Я вам так отвечу на этот вопрос. К началу Великой Отечественной войны действующих церквей в СССР оставалось чрезвычайно мало. Практически все они были закрыты. Нередко в храмах размещали военные части и тюрьмы. В стране царил атеизм. И вдруг в 1942 году Сталин обратился к священникам с просьбой… молиться за победу. Кто знает, победили бы мы фашизм без помощи Бога или нет?

- Какая икона в вашей коллекции самая дорогая?

- У меня есть, например, икона, которая принадлежала супруге Николая II Александре Федоровне. Правда, ее пока нет в экспозиции.

Сколько она стоит? Думаю, много. Очень много… Есть иконы с подписями иконописцев. Это очень редкие экземпляры и поэтому очень ценные. Ведь иконописец крайне редко ставил свое имя под изображениями святых.

«Я уверен: человек, который побывал здесь, ничего в своей жизни не украдет»

- А есть икона, которая не стоила вам ничего?

- Да, она… нашла меня сама! И вот как. Несколько лет назад у меня был антикварный магазин. Пришел туда мужичок, принес икону — хотел сдать. Вся она была покрыта копотью. Молодые девчонки-продавщицы посмотрели: грязная — значит, не годится, и отказались принимать. Дедуля постоял, подумал: «Не понесу обратно. Слишком тяжелая». Так и ушел, оставив икону в магазине. Я приехал, гляжу: Богородица с младенцем Иисусом! Икона XVII века, просто шикарная! Видимо, висела где-то возле печи, потому и в копоти. Очистили ее в два счета. Хотели деду вернуть, но адреса он не оставил. Значит, подарил… Я эту икону вскоре передарил одной из церквей.

- Игорь Тарасович, мне рассказывали, что подобный вашему музей есть во Франкфурте, в Германии. Он чуть поменьше. Но, что интересно, его владелец — как и вы, бывший врач-кардиолог. Лечил он русских вождей пролетариата, а они расплачивались с ним… иконами.

- Мои пациенты, к великому сожалению, со мной иконами не расплачивались (смеется). В советские времена я коллекционировал старинные монеты. Моя коллекция была одной из лучших в Украине. Это и стало моим стартовым капиталом. Представьте: монета, которую я покупал за 200 рублей, каждую неделю могла дорожать на 50 рублей. За свои деньги я покупал иконы, реставрировал их и построил музей. У государства ни копейки не взял.

- Вход в музей стоит 15 гривен, для детей — пять. А экскурсии для школьников у вас в музее вообще бесплатные…

- Да, бесплатные. Но, думаете, так уж часто к нам приводят школьников? Редко, очень редко, к сожалению. Хотя… Я уверен: человек, который побывал здесь, ничего в своей жизни не украдет.

… Музею год. Его посетили послы многих государств, ученые, Катерина Ющенко, Лилия Подкопаева, Ян Табачник с семьей… Все они оставили в книге отзывов свои автографы и множество теплых слов о музее.

Но есть один отзыв, который в музее уже почти экспонат: «Я сюда пришел со своей любимой беременной женой. Мы получили массу положительных эмоций. Особенно нам понравился зал со старинными иконами. Я думаю, что моему будущему сыну тоже понравилось. Мы все втроем выражаем вам благодарность за проведенное в музее время. Наташа, Андрей и будущий малыш. 26. 03. 2006».

Что здесь еще добавишь?