Події

«гигантскую статую родины-матери в киеве знаменитый скульптор евгений вучетич хотел покрыть… Золотом! »

0:00 — 5 травня 2006 eye 2467

После смерти Вучетича концепцию мемориала, который открылся ровно 25 лет назад, пришлось кардинально изменить. Тем не менее вдове скульптора выплатили неимоверно большой гонорар  — 40 тысяч рублей

«Лидер советской Украины Владимир Щербицкий как-то спросил нас, авторов проекта киевского мемориала, посвященного Великой Победе: «Сколько, по-вашему, будет стоять статуя Родины-матери?» — вспоминает заслуженный архитектор Украины Николай Фещенко.  — Почему возник такой вопрос? Во-первых, скульптура огромная, входит в четверку самых высоких в мире. От земли до ее верхней точки 102 метра, примерно как

70-этажный небоскреб. Во-вторых, Щербицкий знал, что с гигантской статуей Родины-матери, установленной в Волгограде, возникло немало технических проблем уже в первые годы после ее создания. Но волгоградская скульптура из бетона, материала в данном случае не самого удачного, а наша — из металла. Мы уверенно ответили Щербицкому: «Лет пятьдесят без серьезного ремонта запросто простоит». Было видно, что он доволен, однако шутя переспросил: «Пятнадцать? Ну, мне этого достаточно». 9 мая исполняется 25 лет со дня открытия в Киеве мемориального комплекса «Национальный музей Великой Отечественной войны». Статуя Родины-матери стоит надежно, так что наш прогноз уже наполовину оправдался».

«Меч пришлось сделать короче на три метра»

- Почему мемориал с этой гигантской скульптурой возвели рядом с национальной святыней — Киево-Печерской лаврой? В Киеве до сих пор помнят всеобщие опасения, что меч в руках изваяния окажется выше крестов на лаврских церквях и колокольне.

- Эта территория на холме над Днепром со времен Петра I имеет непосредственное отношение к армии: там проходила часть оборонительной фортификационной системы, опоясывавшей город, — рассказывает Николай Фещенко.  — Людям, переезжающим через Днепр по мосту имени Патона или по железнодорожному, кажется, что статуя Родины-матери выше лаврских крестов. Почему? Скульптура находится гораздо ближе к мосту, чем Лавра, вот и получается обман зрения. На самом деле она на целых 18 метров — на высоту пятиэтажного дома — ниже креста колокольни.

По замыслу автора идеи мемориала знаменитого скульптора Евгения Вучетича, статую должны были покрыть золотом, но нельзя же спорить с лаврскими куполами! Поэтому от этой и ряда других идей отказались. Например, не стали изображать на одеждах статуи сцен из истории КПСС. Существенно была изменена и архитектурная концепция всего мемориала. Вучетич предполагал, что посетители будут подниматься к музею с подножия холма. Но это под силу только молодым физически крепким людям, поэтому мы решили упростить доступ к мемориалу: посетители попадают к нему сверху, с киевского Печерска, им не нужно ни подниматься куда-то, ни спускаться. Отказались и от мысли установить на склонах огромные, до 30 метров высотой, фигуры полуобнаженных воинов.

- Как на это отреагировали родственники Вучетича?

- Не знаю. Но доподлинно известно, что вдове скульптора выплатили большой гонорар за эскизы мужа — 40 тысяч рублей.

- Кто возглавил разработку проекта мемориала после смерти Вучетича в 1974 году?

- Щербицкий хотел передать это дело москвичу — президенту Академии художеств СССР народному художнику Советского Союза Николаю Томскому. Но тот заявил, что в Украине достаточно первоклассных скульпторов. Щербицкий поинтересовался: «Кто, например?» «Да хотя бы Василий Захарович Бородай», — ответил Томский. Так Бородай был, по сути, назначен руководителем творческой группы (эту историю я узнал от него самого), в которую включили и меня. Кстати, состав группы утверждали на заседании Политбюро.

- Раз партийное руководство разрешило значительно изменить концепцию Вучетича, почему не отказались от поднятого вверх меча? Он придает Родине-матери агрессивный вид…

- Скульпторы во главе с Василием Бородаем пытались обойтись без меча: вкладывали в руку женщины ребенка, чашу, лавровую ветвь… Было 11 вариантов. Председатель Госплана УССР Злобин рассказывал, как демонстрировали Щербицкому проект статуи с лавровой ветвью. Тот сказал: «Зачем нам женщина с веником?» Такая реакция Владимира Васильевича, человека умного и вежливого, объясняется тем, что он не хотел менять главный замысел Вучетича: поднятая рука с мечом символизирует победу. Впрочем, в варианте Вучетича руки были не просто подняты, но и выброшены вперед. А это действительно придавало скульптуре воинственный вид.

В конечном варианте изменили не только положение рук, но и размеры меча — его сделали меньшим, чем планировали. В этом была техническая необходимость. Мы опасались, чтобы не повторилась сложная ситуация, возникшая с мечом волгоградской Родины-матери. Под действием ветров бетонный меч вибрировал и начал трескаться. Дело закончилось тем, что через пять лет его пришлось заменить титановым, причем не сплошным, а с отверстиями. Они уменьшили давление ветра, однако, к сожалению, видны с земли. Мы стремились избежать подробных неприятностей и обратились за помощью к ученым, занимающимся созданием самолетов. Полуметровую модель скульптуры испытали в аэродинамической трубе в Центральном аэрогидродинамическом институте под Москвой. Оказалось, если бы мы сделали меч запланированной длины, он бы вибрировал на ветру. Вот и пришлось укоротить его на целых три метра.

«Только создание скульптуры и пьедестала обошлось в 12 миллионов рублей»

- Мы отказались от идеи сделать статую из очень прочного, но дорогого титана, — продолжает Николай Фещенко.  — Посоветовавшись с учеными Института электросварки имени Патона, решили: дешевле и проще использовать нержавеющую сталь.

- Известно, во сколько обошлось возведение мемориала и, в частности, огромной скульптуры?

- Истратили порядка 30 миллионов рублей. Эта сумма была сопоставима с 30 миллионами долларов США. На уровне республики разрешили утверждать сметы на сумму не более трех миллионов рублей, поэтому на различные объекты мемориала составляли отдельные сметы. И только один документ — ассигнования на статую и здание музея, на котором она стоит, — пришлось утверждать в Москве. Ведь это единый объект, стоил он 12 миллионов. Соответствующую смету подписал член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, ставший после развала СССР президентом Азербайджана.

- Скульптор Анатолий Кущ, автор статуи девушки, которая венчает монумент Независимости в Киеве, рассказывал, что в одном из первых вариантов у скульптуры было лицо его дочери Христи…

- Хотите спросить, на кого похожа Родина-мать? Бородай говорил, что ее прообраз — скульптор Галина Кальченко, автор памятников Лесе Украинке и Ивану Котляревскому, установленных в Киеве. Кто-то из коллег или партработников заявил Бородаю: «Лицо у вашей Родины-матери не украинское». «Почему же? Я вылепил его с Галины Кальченко, а отец и мать у нее украинцы»,  — ответил скульптор. Галина Никифоровна была эффектной женщиной: хорошо выглядела и одевалась (сама разрабатывала модели своих костюмов.  — Авт. ), носила очень дорогие украшения. Замужем была за генералом, а ее отец, Никифор Кальченко, являлся высокопоставленным чиновником, несколько лет возглавлял Совет Министров Украинской ССР. К сожалению, Галина Кальченко рано, в 49 лет, умерла от рака. Кстати, в многочисленных барельефах и скульптурах мемориала много лиц, вылепленных с кого-либо из нашей творческой группы, родственников и знакомых. У нас была идея запечатлеть в группе фигур, посвященной партизанскому движению, наиболее известных командиров Сидора Ковпака и Алексея Федорова. Но кто-то из начальства стал возмущаться: мол, образы должны быть собирательными. Когда об этом узнал Щербицкий, он недоумевал: идея была хорошая, зачем помешали ее воплотить? Сотрудники партийных органов скрупулезно всматривались в мельчайшие детали скульптурных групп, которые мы создавали. Не знаю, почему, но они очень опасались, дабы мы не вылепили что-либо, хоть отдаленно напоминающее шестиконечную звезду Давида.

«Виновных в срыве графика снабжения нашей стройки могли исключить из партии»

- Как производили сборку статуи?

- Скульптуру изготовляли по частям в Киеве, на заводе имени Парижской коммуны. Из листов нержавеющей стали размерами 50 на 50 сантиметров сваривали, например, голову и шею. Части монумента должны были свободно проходить под автомобильными мостами. В ночное время, когда дороги пустые, фрагменты статуи на огромных трейлерах доставляли к месту окончательной сборки. Для их монтажа в Киев привезли самый большой подъемный кран из тех, что были в республике. Его использовали при строительстве домны на Донбассе.

- Пришлось ли привлекать альпинистов для сборки на большой высоте крупногабаритных фрагментов статуи?

- Использовали рабочих высокой квалификации. Дело в том, что эти работы велись не снаружи, а внутри скульптуры. Сварщики забирались на строительные леса, так что их труд не был связан с очень большим риском. Впрочем, спортсменов задействовать пришлось, но лишь однажды: перед открытием мемориала они вычистили статую снаружи. Кстати, в Волгограде содержат бригады альпинистов, которые заделывают трещины в бетонной поверхности статуи.

- Сколько длилось строительство мемориала?

- Управились за пять лет. Зачастую работали круглосуточно, в три смены. В домике командующего Киевским военным округом рядом с мемориалом каждый четверг проходили планерки под председательством первого секретаря Киевского горкома Компартии Украины Юрия Ельченко. Щербицкий со всем составом Политбюро ЦК КПУ приезжал к нам дважды. Нередко за срыв графика снабжения стройки Ельченко приказывал: «Виновного завтра же исключить из партии!» Как это действовало! Недопоставил, например, завод арматуры, так его директор, чтобы не лишиться партбилета, умудрялся до утра привезти все, что задолжал.

- Что находится внутри Родины-матери?

- Металлические конструкции, которые выполняют примерно те же функции, что скелет человека. Кроме того, там есть лифт, а на макушке — технический люк. Если понадобится ремонт, люк откроют и установят в отверстии стреловидный кран. Он будет перемещать по поверхности статуи люльки с рабочими. Инженерный проект мемориала выполнен под руководством Игоря Лебедича в киевском институте «Проектстальконструкция».

С самой скульптурой сейчас все в порядке, но с постаментом возникли проблемы: начали отходить гранитные пилоны. В местах их соединений с остальной частью постамента образуются мельчайшие трещины, в которые попадает вода. Стоит ударить морозу, и образовавшийся лед начинает сдвигать гранитные плиты с места. Я передал дирекции мемориала чертежи, по которым один пилон уже укрепили, используя современные технологии. Появятся деньги — будет укреплен следующий.

- На открытие мемориала приезжал глава Советского Союза Леонид Брежнев…

- Накануне его визита сообщили, что Брежневу должны были вручить пятую звезду Героя. А у нас в зале Победы уже были высечены имена всех 12 тысяч человек, ставших Героями Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. На первом месте стояла фамилия маршала Георгия Жукова — у него четыре звезды Героя. Но раз у Брежнева пять, значит, ему и возглавлять список. Пришлось за одну ночь переделать надписи на мраморных досках. Интересно, что Брежневу был посвящен целый зал музея. Теперь в нем другая экспозиция. Имя генсека убрали и из списков зала Победы, ведь у него не было звезды Героя, полученной в годы войны. А вот фамилию Сталина оставили.