Події

«когда жилой дом был уже почти готов, мне предложили купить мою квартиру… Еще раз»

0:00 — 18 травня 2006 eye 274

На деньги обманутых пайщиков фирма построила жилье в Донецке и в Крыму Прокуратура Донецкой области возбудила уголовное дело по факту растраты Обществом с ограниченной ответственностью «Социальная инициатива: Москва-Донецк» средств, инвестированных частными лицами в строительство жилого дома по улице Бахметьева в донецком микрорайоне «Текстильщик». Ситуация, сложившаяся вокруг злополучной новостройки, о которой на брифинге рассказал журналистам прокурор Донецкой области Алексей Баганец, чем-то напоминает громкое дело, связанное с «Элита-Центром».

«Когда возводился последний этаж, мы узнали, что квартир нам не видать»

ООО «Социальная инициатива: Москва-Донецк» громко заявило о себе еще осенью 2004 года, пообещав, что займется достройкой новых микрорайонов в Донецке. И вот результат: в апреле 2006 года 42 несостоявшихся новосела узнали, что квартир в уже построенном на их средства жилом доме у них не будет.

История молодого предпринимателя Максима Довганя, председателя инициативной группы обманутых пайщиков «Социальной инициативы», обратившегося к корреспонденту «ФАКТОВ», типична для всех его товарищей по несчастью. На него, как и на других молодоженов, обрушилась оглушительная реклама «Социальной инициативы» во всех СМИ.

- Увидев, что инициативу строительства доступного по цене жилья поддерживают городские власти и Фонд содействия молодежному строительству (там мне, как и большинству пайщиков, подсказали, что кредит можно взять в «Укрсоцбанке»), я пришел в офис, — рассказывает Максим.  — Там менеджеры окончательно убедили меня в правильности выбора фирмы. И посоветовали поторопиться: дескать, «незанятых» квартир становится все меньше. В 10-этажном доме инвесторам были обещаны 42 квартиры, остальные должен был забрать подрядчик  — «Укринвестстрой».

Максим выбрал трехкомнатную квартиру в будущем доме Ь 73 по улице Бахметьева в Кировском районе Донецка. Стоило жилье на начало 2005 года приемлемо  — 130 тысяч гривен (26 тысяч 400 долларов). Чуть выше были тогда цены на рынке вторичного жилья. Максим внес первоначальный взнос — 26 тысяч гривен. Остальное доплатил банк, в котором он взял кредит. Погасить его молодой человек обязался в течение 15 лет.

- Тревожный звонок прозвенел еще в марте нынешнего года, — вспоминает Максим, — когда в Москве в отношении президента корпорации «Социальная инициатива» Николая Карасева в ОВД района «Басманный» было заведено уголовное дело по статье 162 Уголовного кодекса Российской Федерации: «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». Но в донецком подразделении фирмы пайщиков успокоили: мол, нас это не касается. И вот, уже когда возводился последний этаж, ставили стеклопакеты и огнеупорные входные двери, нас поставили перед фактом, что квартир нам не видать.

Как объяснили менеджеры донецкого подразделения «Социальной инициативы», 17 квартир все еще не распроданы, поэтому денег на достройку не хватает. Позже инвесторы узнали и о решении Хозяйственного суда, в соответствии с которым подрядная организация «Укринвестстрой» через суд признала инвестиционный договор с ООО «Социальная инициатива» недействительным и стала полноправным собственником дома Ь 73 по улице Бахметьева.

«В банке ответили: «Это ваши проблемы, выплачивайте кредит — и точка»

- Мы до последнего верили в то, что «Социальная инициатива» сама пострадала, и пытались отстаивать ее интересы перед подрядчиком в суде, — говорит Максим.  — Суть иска для меня до сих пор остается загадкой.

Руководство подрядной организации «Укринвестстрой» объяснило инвесторам, что Хозяйственный суд признал договоры (в том числе инвестиционный контракт) недействительными, потому что они… не соответствуют украинскому законодательству, так как подписаны в Москве. В схеме, по которой работала фирма «Социальная инициатива», договор подписывался главным офисом, то есть московским, а его выполнение он перепоручал своим местным подразделениям. И это, дескать, не отвечает украинским законам.

- Но почему спор о законности заключенных между «Социальной инициативой» и подрядчиком договоров возник только к окончанию строительства? — удивляется мой собеседник.  — До этого никаких вопросов ни у кого не возникало! Кроме того, мы стали свидетелями того, что и сами представители «Социальной инициативы» в Донецке как-то вяло отстаивали свои интересы в суде, хотя явно теряли выгоду. В банке нам ответили: «Это ваши проблемы, выплачивайте кредит — и точка!»

По словам пострадавших, в горисполкоме обманутым людям тоже долго отказывали во встрече. И правоохранители не спешили ввязываться в бой за интересы граждан, которые должны выплачивать кредит за неполученные квартиры. Некоторые пайщики и вовсе теперь рискуют остаться без своего угла. Ведь многие для получения кредита заложили собственные квартиры, а также квартиры своих близких.

Обманутые люди разослали письма по 11 адресам, в том числе и в Генпрокуратуру. Но в ответ — тишина.

- Почему нас должно волновать, кто кому не доплатил? — говорит Максим.  — С нами даже договоры страхования отказались заключать, сообщив, что это договоры-поручения. То есть я, к примеру, передаю через маму долг своему брату: «На, мол, отдай из рук в руки» — деньги уходят только по целевому назначению! Риска не должно было быть никакого!

Только благодаря инициативной группе, созданной обманутыми пайщиками, деятельностью фирмы занялись правоохранители. По словам прокурора Донетчины Алексея Баганца, облпрокуратура совместно с Управлением государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями и Контрольно-ревизионным управлением в ходе доследственной проверки выяснила, что в сентябре 2004 года между товариществом «Социальная инициатива и Компания» (Россия) и корпорацией «Укринвенстстрой» (Донецк) был заключен инвестиционный контракт на строительство жилого дома по улице Бахметьева на сумму 5 миллионов 527 тысяч гривен. В марте 2005 года московская фирма основала ООО «Социальная инициатива: Москва-Донецк», которая заключила с «Укринвестстроем» договор подряда на строительство дома. На основании этого договора 42 человека, желающих приобрести квартиры в Донецке, внесли на счет ООО «Социальная инициатива» 4 миллиона 880 тысяч гривен. По договорам инвестирования все средства граждан должны были быть вложены лишь в строительство дома.

- Однако оказалось, что ООО «Социальная инициатива» перечислило подрядчику всего 711 тысяч гривен, — заявил журналистам прокурор Алексей Баганец.  — Также, по словам должностных лиц фирмы, примерно на 100 тысяч гривен фирма закупила стройматериалы. Остальные средства — более 4 миллионов гривен — были вложены в строительство других объектов в Донецке и в Крыму.

Такое перераспределение средств, по словам прокурора, стало возможно потому, что «Социальная инициатива» имела один счет, на котором аккумулировались деньги всех инвестиционных проектов! Как именно тратились деньги, правоохранители пока еще выясняют. Но, по словам Баганца, сегодня на счету ООО «Социальная инициатива» средств нет. Данные проверки, по мнению прокурора, являются основанием, достаточными для возбуждения уголовного дела по ст. 191 ч. 5 Уголовного кодекса Украины: «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением в особо крупных размерах».

«Нас устроят только ключи от наших квартир!»

Как заверил Алексей Баганец, в рамках дела также будет проверена законность действий подрядчика — государственной строительной корпорации «Укринвестстрой», ныне собственника дома по улице Бахметьева. В частности, прокурор усомнился в законности передачи Донецким горисполкомом недостроенного в свое время дома по улице Бахметьева в собственность «Укринвестстроя» (по решению Хозяйственного суда). Да и само решение Хозяйственного суда, по которому «Укринвестстрой» добился признания недействительным инвестконтракта и договора подряда с фирмой «Социальная инициатива», по заверению прокурора, без проверки не останется.

Интересно, что обманутым людям в качестве основания для отмены договоров подрядчик называл недофинансирование «Социальной инициативой» строительных работ. Но по заявлению прокурора, в решении суда указывается, что договоры расторгнуты, так как были заключены с зарубежной фирмой (основателем донецкой «Социальной инициативы» выступила московская компания), однако не были соответствующим образом зарегистрированы. Прокурор отметил, что регистрацию должен был пройти не только инвестор, но и подрядчик! По данным прокуратуры, «Укринвестстрой» соответствующим образом также не зарегистрировал инвестиционный контракт. Правоохранители недоумевают: зачем заключать контракт с инофирмой, если никаких иностранных инвестиций в компании не было, жилье строилось на кровные деньги наших соотечественников?

Как только запахло жареным, офис ООО «Социальные инициативы» съехал с известного пайщикам адреса. С трудом найдя его менеджеров, пострадавшие раздобыли ксерокопии нужных им документов и попытались найти компромисс с подрядчиком и банком. Однако подрядчик заявил, что ему невыгодны условия дофинансирования проекта, предложенные банком. И только после скандала, поднятого в прессе, обманутые люди добились, что их наконец-то услышали и в горисполкоме, и в прокуратуре.

Мэр Донецка Александр Лукьянченко во время пресс-конференции сообщил, что договор с ООО «Социальная инициатива» в 2004 году Донецкий горисполком расторг. Донецкий городской голова назвал эту фирму недобросовестной организацией, часто не соблюдавшей сроки строительства и не выполнившей своих обязательств.

Александр Лукьянченко заверил журналистов, что донецкий горсовет не выделял этой компании ни одного квадратного метра земли.

- Они купили недостроенные здания! — сказал мэр.  — Я обратился в прокуратуру, чтобы на каждом этапе этой инвестиционно-строительной цепочки провели проверку, а заодно проследили, чтобы эти недостроенные дома не были перепроданы до окончания проверки. Сейчас по отношению к этой фирме возбуждено уголовное дело, так как прокуратура решила, что есть состав преступления.

Это, однако, слабое утешение для обманутых людей. К тому же они возмущены тем, что теперь подрядчики предлагают им выкупить все те же, уже оплаченные ими квартиры, только по новой цене. Сегодня она гораздо выше прежней!

- У нас, 42 человек, оставшихся без квартир и без денег, нет иного пути: будем дальше добиваться получения квартир, уже на 100 процентов профинансированных нами кредитами в банке, — говорит Максим Довгань.  — Ведь если даже я разорву договор с банком и верну какую-то часть своих денег, то мне этой суммы не хватит даже на однокомнатную квартиру в том же микрорайоне. Цены на жилье в Донецке за год-полтора возросли вдвое! Нас устроят только ключи от наших квартир!