Події

«наши мальчики наконец-то начали драться друг с другом. Значит, стали совсем родными»

0:00 — 18 травня 2006 eye 359

Три года назад семья из Запорожья усыновила мальчика, на глазах которого отец убил маму и бабушку. Лариса и Владимир, заменившие ребенку родителей, стали победителями первой акции «Гордість країни»

«Вы родителей сразу узнаете. Они в милицейской форме»

Мальчишки похожи друг на друга, как близнецы, хотя между ними год разницы. После очередной церемонии награждения акции «Гордість країни», которую учредили телекомпания «Новый канал» и редакция газеты «ФАКТЫ», ребята носились от одного знаменитого человека к другому, добывая автографы. Их одинаково подстриженные макушки мелькали в банкетном зале Театра имени Ивана Франко. «Распишитесь для мамы Ларисы»,  — просил Богдана Ступку старший, Саша. Родители этих мальчуганов получили награду два года назад, а в этот раз приехали с сыновьями на церемонию в качестве зрителей.

- Вы маму с папой сразу увидите, — объяснили Саша с Сережей, где искать их родителей.  — Они в милицейской форме!

… Поступок этой пары из Запорожья поражает своей искренностью и огромным великодушием. Правда, Лариса и Владимир до сих пор удивляются: «Мы не сделали ничего такого, за что нужно награждать. Просто в той ситуации сердце подсказало нам действовать именно так».

А ситуация была, прямо скажем, страшной. 2 февраля 2003 года 44-летний мужчина убил свою жену и ее мать, после чего сбежал вместе с семилетним сыном Сашей. Через сутки пьяный мужчина пришел за вещами в дом, где произошла трагедия. Там его и задержали. Мальчик находился вместе с отцом…

С Сашей сразу начал работать психолог, ведь ребенок, на глазах которого отец убил маму и бабушку, был страшно напуган. Затем мальчика передали криминальной милиции, чтобы его определили в областной приют для детей. Лариса Ващенко, работавшая тогда старшим оперуполномоченным районной криминальной милиции по делам несовершеннолетних, решила поступить иначе.

- Увидев Сашу, я сразу поняла, что заберу его к себе домой, — признается Лариса.  — Передо мной был домашний ребенок, а в приют попадают беспризорные, дети из неблагополучных семей, которые уходят из дому сознательно. Кроме того, Саша получил тяжелую психологическую травму и нуждался в заботе и покое. Еще трое моих сослуживцев готовы были забрать мальчика к себе, но мы решили, что ему будет интересно с моим шестилетним сыном, так он быстрее забудет о случившемся. Честно говоря, надеялись, что в течение двух-трех дней откликнутся родственники Саши. Но выяснилось, что по линии отца близких мальчику людей в Запорожье нет. Нашлись дальние родственники мамы и бабушки, однако они отказались забрать Сашу к себе…

Появлению в доме чужого ребенка муж Ларисы Владимир не удивился. Ведь подобное уже происходило не раз. Да и сам он работал в областном управлении криминальной милиции. Два дня Саша провел в доме Ларисы и Владимира, подружился с Сережей. Мальчика ни о чем не расспрашивали. Не сдержался только сын Ларисы. Женщина невольно услышала, как Сережа спросил Сашу о родителях, а тот ответил: «Если я расскажу, ты испугаешься, будешь плакать»…

- Психолог посоветовал нам как можно скорее отвезти ребенка в приют, чтобы он не получил дополнительной психологической травмы при расставании, — вспоминает Лариса.  — Но оказалось, мы все уже привязались друг к другу. Нам было трудно отдавать Сашу в приют. Я его отвезла, а Сережа дома истерику закатил: «Верни его. Пусть с нами живет!»

Через день Лариса забрала Сашу из приюта. И они с супругом начали собирать документы, чтобы оформить опеку над мальчиком.

- Мы вместе с мужем поехали в приют за Сашей, — продолжает Лариса.  — Мальчик, не задав ни одного вопроса, сразу начал одеваться. С тех пор живет в нашей семье. Ходил в школу, где учился раньше, а теперь занимается в одном лицее с Сережей.

«Саша похож на меня, а Сережа — на папу»

Когда мальчики вместе с родителями поднимались на сцену за наградой «Гордість країни», по залу прокатился шепот: «Мальчишки невероятно похожи на родителей». И если не знать Сашиной истории, невозможно догадаться, что он приемный сын Ларисы и Владимира.

- Саша похож на меня, а Сережа — на папу, — улыбается Лариса.  — Это отмечают все. Зимой мы купили им дутые куртки, так нас с мужем часто спрашивали: «Ваши сыновья — двойняшки?» По характеру мальчишки тоже одинаковые. Знаете, еще одним подтверждением того, что они родственники, стала последняя церемония награждения акции «Гордість країни», на которую нас пригласили как зрителей. Пока шел концерт, Сережа умудрился разорвать новенькую туфлю, ерзая ногой под креслом. А Саша сломал застежку на свитере… Синхронность действий просто удивительная!

«Сыновья отдыхали на море, а против меня пытались возбудить… уголовное дело»

За три года, которые минули со дня оформления опеки над Сашей, Ларисе и Владимиру пришлось решить много проблем, пережить не одно потрясение. Семья жила в крошечной однокомнатной квартире. Но не жаловались, места всем хватало. И не просили оказывать им помощь. Мол, сами справимся. После публикации в «ФАКТАХ» свою квартиру этой семье решил отдать генерал милиции Сергей Леонидович Петренко.

- Мы очень обрадовались, узнав об этом, — говорит Лариса.  — Собрали все необходимые документы. И дело… заглохло. А через несколько месяцев нас вдруг разыскали и в течение трех дней перевезли в трехкомнатную квартиру. Мы были потрясены такой спешкой. Оказалось, генерал, который работал начальником Управления внутренних дел Полтавской области поинтересовался: «Как там семья милиционеров, которые стали опекунами мальчика? Хорошо ли им живется в новой квартире?» Тут-то и выяснилось, что его подчиненные, получившие приказ передать нам служебную квартиру генерала, забыли это сделать. Им пришлось максимально быстро исправлять оплошность. У нас не хватает слов, чтобы выразить благодарность генералу Петренко, который помнит о нас, беспокоится… Ведь если бы не он, мы бы продолжали жить в крошечной квартирке.

Чем больше людей узнавали об этой семье, тем больший интерес к ней возникал. Ларису и Владимира с детьми приглашали во многие телепрограммы. Такое внимание, видимо, некоторых раздражало.

- В школе у мальчиков начались проблемы, — рассказывает Лариса.  — Родители учеников ополчились против Саши. «Наши дети не могут учиться рядом с сыном убийцы! Он вырастет таким же, как отец… » — говорили некоторые. Наши попытки восстановить мир окончились тем, что против меня попытались… возбудить уголовное дело. Мол, я не выполняю свои обязательства как опекун: когда Саша переодевался на физкультуре, у него на ноге заметили синяк. Из опекунского совета пришли к нам домой, чтобы изучить условия жизни ребенка, а мальчики как раз отдыхали в пансионате в Бердянске. Это стало весомым доказательством того, что Саша в семье находится на тех же правах, что и родной сын. Дело прекратили. А мы перевели мальчишек в школу с углубленным изучением иностранных языков. Правда, находится она далековато, но ничего. Главное, что сыновьям там хорошо.

- После таких неприятностей не закрадывалась мысль: не было бы Саши, не возникало бы проблем. Никто из вас не сожалел о том, что взяли ребенка в семью?

- Нет, что вы, — тут же возражает Лариса.  — Он же наш! И мы его отстоим в любой ситуации. У него есть семья, родители.

- Меня больше всего удивила человеческая глупость, — добавляет Владимир.  — Как взрослые люди могут протестовать против того, чтобы ребенок ходил в школу, общался с детьми? Саша ведет себя так же, как и другие мальчишки, он ничем не хуже их. Взрослым нужно всегда помнить о том, что ему пришлось пережить. И постараться проявить заботу.

Так как Лариса и Владимир продолжают служить в милиции, рабочий день у них зачастую заканчивается поздно вечером. Поэтому дома в основном хозяйничают сыновья. Родители дают им советы по телефону.

- Я салат могу легко приготовить, — по-деловому сообщает Сережа.

- Бывает, мы приходим домой, когда мальчишки уже спят, — продолжает Лариса.  — Но уроки выучены, все прибрано, носки постираны, а нас с папой ждет ужин. Иногда мне приходится выходить на работу и в субботу. Я стараюсь Сашу с Сережей брать с собой, чтобы побольше побыть с ними вместе. Знаете, мы ничего от ребят не скрываем, стараемся объяснить им, что в жизни бывают разные ситуации. Но важно быть честным и помогать окружающим. Сыновья, мне кажется, это понимают.

Когда мы встречались два с половиной года назад, мальчики были совсем маленькими. Теперь же они заметно подросли, стали более серьезными.

- Саша вымахал, мы с ним теперь одного роста, — смеется Лариса.  — Зимой купила себе кроссовки, думала, весной буду носить. Но они оказались впору Саше.

Я спросила о Сашином отце. Он сейчас отбывает наказание. Регулярно пишет сыну письма, в которых обещает, отсидев срок, забрать его…

- Но Саша эти письма даже читать не хочет, — говорит Лариса.  — А я, прочитав несколько, решила их уничтожить. Саша согласился со мной. Они мрачные, тяжелые. Время от времени мы ездим на кладбище, где похоронены родные Саши. Поставили памятник, на котором сделали надпись: «Маме и бабушке от Саши»… Он иногда сам просит поехать с ним на могилу. Знаете, несколько месяцев назад я поняла, что наконец-то Саша стал нам совсем родным. Он начал драться с Сережей за право первым играть на компьютере. Значит, чувствует себя полноправным членом семьи. Меня и мужа это очень обрадовало!

Сам же Саша спокойно и как-то очень по-взрослому говорит о Сереже: «Это мой брат!» И уверен, что когда вырастет, станет милиционером. Как его мама и папа…