Події

«меня так еще никто никогда не кидал. Но сегодня я расставлю все точки над «ц», — сказал коллегам бывший кандидат на должность исполнительного директора ассоциации стоматологов украины за несколько часов до трагичес

0:00 — 26 травня 2006 eye 4019

Апелляционный суд Киева приговорил дантиста из Одессы, убившего своего шефа из мести, к пятнадцати годам лишения свободы

Почти год назад наша газета писала об этой трагической истории. (»Главный стоматолог Украины погиб вчера из-за неосторожного обращения с оружием?», «ФАКТЫ» за 2 июня 2005 года). Тогда, по одной из версий, стоматолог из Одессы, недавний кандидат на должность исполнительного директора Ассоциации стоматологов Украины Олег Мороз, решил подарить своему шефу — президенту этой ассоциации Юрию Опанасюку — коллекционное ружье, из которого якобы еще сам Никита Хрущев охотился на кабанов. Неожиданно, в момент передачи подарка, раздался выстрел.

Тело 42-летнего Юрия Опанасюка с двумя огнестрельными ранениями в голову обнаружили в его собственном кабинете руководителя Института прогрессивных стоматологических технологий на столичном Крещатике. Там же, в президентском кресле, с легкой улыбкой на лице сидел 37-летний Олег Мороз. «Все, я убил его, — спокойно сказал одесский стоматолог секретарю президента ассоциации, вбежавшей в кабинет.  — Вызывайте «скорую» или милицию».

«У меня есть фото, где с этим ружьем Хрущев изображен на охоте»

- Олег Мороз так и просидел в президентском кресле, пока на место происшествия не приехали сотрудники милиции, — рассказывает старший следователь прокуратуры города Киева Денис Любенко.  — Коллеги Юрия Опанасюка бегали, суетились вокруг умирающего президента ассоциации (некоторое время он еще был жив, хотя и находился без сознания), его же посетитель был абсолютно спокоен.

На вопрос брата Юрия Владимировича, который здесь же работал хирургом: «Как это случилось?», Олег ответил, что выстрел произошел случайно.

«Я принес президенту ружье в подарок, — пытался оправдаться Мороз.  — Вещь старая, коллекционная. У меня есть фото, где с этим ружьем Хрущев изображен на охоте. Юрий Владимирович как раз по мобильному телефону говорил. Я зашел и говорю: «Вот, подарок вам». Сел на стул, начал проверять, подходит ли калибр патронов. Когда Юрий Владимирович закончил разговор, он сказал: «Дай-ка, посмотрю» — и, потянувшись к ружью, схватил его за ствол. А я как раз оба пальца на спусковых крючках держал. Так и произошел выстрел».

- Казалось бы, версия о несчастном случае была вполне правдоподобной, мало ли что случается в жизни, — продолжает Денис Любенко.  — Но это было только на первый взгляд. Собранные следствием доказательства не оставляли сомнений по поводу того, умышленным ли было убийство. Оказывается, незадолго до того рокового дня, 1 июня 2005 года, когда погиб Юрий Опанасюк, между президентом Ассоциации стоматологов Украины и дантистом из Одессы произошло некоторое недоразумение, которое, скорее всего, и стало причиной убийства.

До гибели Юрия Опанасюка его коллеги мало что знали об Олеге Морозе. Но часто видели его то в приемной руководителя Института прогрессивных стоматологических технологий, то возле компьютера в своем кабинете на Крещатике (офис Опанасюка находился на третьем этаже, а Мороза — на первом). Он мало о себе рассказывал, ни с кем не конфликтовал. Правда, сотрудники института очень часто видели на его лице странную улыбку, которая запомнилась многим. Именно с такой улыбкой Олег выслушивал замечания по поводу своей работы от Юрия Владимировича либо просто разгуливал по коридорам института.

Было известно, что осенью 2004 года во время выборов президента Ассоциации стоматологов Украины Мороз активно помогал Юрию Опанасюку в его предвыборной кампании.

- Олег был руководителем созданной им же самим Международной организации молодых ученых-стоматологов, — рассказывает Денис Любенко.  — Интересно, что по профессии он врач-иммунолог. Когда-то Мороз вынужден был уволиться из Одесского института за то, что, не имея стоматологического образования, пытался давать консультации посетителям. Руководитель института несколько раз делал своему подчиненному замечания, а потом предложил ему написать заявление об уходе. Потом Мороз оказался в Киеве.

Коллеги Опанасюка были крайне удивлены, увидев Олега в качестве помощника президента ассоциации. Мы опрашивали многих сотрудников института, и они в один голос утверждали, что Юрий Владимирович был не очень доволен работой Мороза. Рассказывают, что помощник президента не мог составить даже простого письма из трех строчек. Тем не менее Олег Мороз рассчитывал на достаточно высокую должность в Ассоциации стоматологов Украины — очень хотел стать исполнительным директором.

Может быть, между Юрием Владимировичем и его помощником были какие-то особые договоренности на этот счет, сейчас это проверить сложно. Как бы то ни было, еще задолго до выборов исполнительного директора, которые должны были состояться 27 мая 2005 года, Мороз изготовил себе визитные карточки, где указывалась должность исполнительного директора. С этими визитками он ездил по всей Украине и «решал некоторые вопросы», а также побывал в гостях в Одессе у своего бывшего начальника и предлагал ему место в ассоциации. «Вы считали меня неудачником, а я стал уважаемым человеком», — хвастался он перед руководителем института.

Однако бывший начальник отказался от «столь лестного предложения», только пожав плечами. Ведь он знал, что на тот момент должность исполнительного директора ассоциации оставалась вакантной.

Проиграв выборы исполнительного директора Ассоциации стоматологов Украины, Мороз оставался спокойным, но его лицо побледнело

- Незадолго до выборов исполнительного директора Юрий Опанасюк пригласил к себе в кабинет Мороза и предложил снять свою кандидатуру, — рассказывает Денис Любенко.  — Все чаще и чаще коллеги президента ассоциации обращали внимание Юрия Владимировича на то, что Олег, мягко говоря, не соответствовал столь высокой должности. Он неохотно выполнял поручения, а если и выполнял, то делал это очень медленно. Мороз свою кандидатуру снимать не стал. Конфликта между президентом и его помощником тоже не было. Обе стороны согласились, что все покажут выборы.

27 мая 2005 года Мороз пришел на заседание координационного совета Ассоциации стоматологов Украины, где должны были состояться выборы исполнительного директора, уверенный в своей предстоящей победе. Он не стал регистрироваться в качестве члена ассоциации и занял место не в зале заседаний, а в президиуме, рядом с секретарем. И вот тут его ждал неприятный сюрприз. Юрий Опанасюк объявил, что на должность выдвигается не одна, а две кандидатуры. Соперником Мороза стал Василий Михальчук, человек в ассоциации известный и уважаемый.

Голосование было открытым. После заслушивания предвыборных программ обоих кандидатов за Мороза отдали свои голоса всего три или четыре члена ассоциации, а более двадцати человек проголосовали за Михальчука.

- Свидетели отмечали, что оглашение результатов Олег Мороз встретил без каких-либо эмоций. Правда, говорят, что он в тот момент был очень бледным, — продолжает Денис Любенко.  — Выйдя в коридор после окончания выборов, он сказал при свидетелях, ни к кому особенно не обращаясь: «Как он меня подставил!» Причем говорил это со своей традиционной улыбкой. Мороз явно был расстроен. Видимо, еще больше масла в огонь подлил тот факт, что Юрий Владимирович, уезжая с заседания координационного совета в офис на Крещатике, не предложил подвезти туда на своем автомобиле Олега, и тому пришлось брать такси.

В тот же вечер Мороз попытался попасть на прием к президенту ассоциации, но Опанасюк очень долго был занят. Когда Юрий Владимирович освободился, его помощник был уже в поезде, едущем в Одессу. На звонки на мобильный телефон Мороз не отвечал. От некоторых сотрудников института Опанасюк узнал, что Олег будто бы говорил им о том, что никакая должность ему больше не нужна и он вообще не хочет здесь работать и уезжает в Одессу навсегда.

Но Мороз вернулся в Киев четыре дня спустя, прихватив с собой то самое коллекционное ружье, в котором отрезал приклад, заменив его пистолетной рукояткой.

Олег сказал дочери убитого президента: «Извини, так вышло»

В здании Института прогрессивных стоматологических технологий Мороз появился в 9. 00 1 июня 2005 года с футляром для чертежей под мышкой. Заглянув в приемную к Юрию Владимировичу и узнав, что тот занят, несостоявшийся исполнительный директор ассоциации сказал, что зайдет позже. После этого он спустился на первый этаж в свой рабочий кабинет.

- Разговаривая со своими коллегами, с которыми вместе работал в одном кабинете, Олег Мороз снова произнес: «Да, здорово он меня подставил!» — и тут же как ни в чем не бывало продолжил свой рассказ о том, как он с семьей отдыхал на море, — рассказывает Денис Любенко.  — Потом он зашел в кабинет к системному администратору, будто бы для того, чтобы попрощаться. «Теперь, наверное, мы не скоро увидимся, — сказал Мороз.  — Меня еще никто никогда так не подставлял, но теперь я расставлю все точки над «ч».

После этого разговора он очень долго сидел в приемной, достав ружье из футляра и поставив его в угол. «Это подарок Юрию Владимировичу, — объяснял он своим коллегам.  — Очень ценное ружье. Не трогайте, из него еще сам Хрущев стрелял».

Когда в приемной больше не осталось посетителей (Мороз пропускал всех вперед), Олег вошел к президенту ассоциации. Минуты через три раздались два выстрела. Вбежавшим в кабинет коллегам Юрия Опанасюка бывший помощник президента сказал, что эти выстрелы были случайными. Правда, опять же многие из свидетелей отмечают, что видели на лице Мороза легкую улыбку. Судя по всему, он был удовлетворен тем, что произошло.

Пока возле тела Юрия Владимировича суетились врачи и коллеги, Мороз спокойно сидел в президентском кресле, ожидая приезда милиции. Казалось, он был равнодушен ко всему, что происходило в эти минуты вокруг него. И лишь один раз, когда в кабинет прибежала 22-летняя дочь Опанасюка, он изменил выражение лица и сказал, как бы оправдываясь: «Извини, так вышло».

Психиатрическая экспертиза показала, что в момент совершения убийства Олег Мороз был абсолютно вменяем и отдавал отчет тому, что делает. Только с самой хорошей стороны его характеризовали члены его семьи. Даже теща говорила о зяте как о вежливом, воспитанном и незлопамятном человеке.

Вина Мороза была полностью доказана. Как установили эксперты, смертельные выстрелы были совершены с расстояния не менее трех метров, что противоречило показаниям бывшего помощника президента Ассоциации стоматологов Украины. На днях Апелляционный суд Киева приговорил Олега Мороза к пятнадцати годам лишения свободы.

У Юрия Опанасюка осталось четверо детей. Самой младшей дочери всего семь лет.