Культура та мистецтво

Барбара брыльска: «мой первый муж — математик, а второй — врач-гинеколог»

0:00 — 6 червня 2006 eye 2602

Вчера известная актриса отпраздновала 65-летие

Польскую киноактрису Барбару Брыльску мы «присвоили» еще в 1975 году — сразу после выхода на экраны фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», где она сыграла белокурую учительницу русского языка Надю. Брыльска снялась в 65 картинах, много работала в Польше, Болгарии, Германии и Чехии, удачно сыграла в «Калошах счастья», «Фараоне», «Анатомии любви» и очень популярных в советское время картинах «Города и годы» и «Освобождение». Но любимицей миллионов ее сделала все же «Ирония судьбы… ». Да и в судьбе актрисы иронии и крутых поворотов было более чем достаточно. Минувший год стал весьма знаменательным для нее: такая же обворожительная, как и 30 лет назад, Барбара впервые вышла на подмостки и сыграла в спектакле «Квартет» московского режиссера Романа Мархолиа. В постановке также задействованы настоящие мастера сцены: Светлана Крючкова, Игорь Дмитриев, Кахи Кавсадзе. Но Брыльска не потерялась, а отлично вписалась в эту компанию виртуозов.

Валентина СЕРИКОВА специально для «ФАКТОВ» (Москва-Киев)

«В молодости вела себя, как в магазине: посмотрела на мужчину, если нравился — брала»

- Пани Барбара, ваш дебют в театре — пример того, что никогда не поздно начать.

- Я тоже так считаю. Хотя до сих пор удивляюсь, как режиссеру Роману Мархолиа удалось «раскачать» меня на этот проект. Я очень волновалась. Скажите честно: вам моя работа понравилась?

- Очень. Были даже моменты, когда на глаза наворачивались слезы.

- Правда?

- Да. Когда ваша героиня пела дочке колыбельную песню. (Дочь Барбары, Бася, погибла в автокатастрофе 11 лет назад.  — Авт. )

- (Тяжело вздохнув. ) Признаюсь, петь эту песню было ужасно тяжело: она — крик моей души. Поначалу на репетициях я не могла даже губы разжать, так было больно, но убедила себя: надо собраться и спеть. И постепенно успокоилась. Не хотела, чтобы зрители, глядя на мою героиню, думали о моих личных переживаниях.

- Почему вы раньше не работали в театре?

- Да не любила я театр! Поступало очень много предложений, но я все время отказывалась. Хотя многие уверены в том, что выступаю на сцене, и часто спрашивают, в каком театре служу. А я до этой московской постановки пробовала играть на сцене всего дважды: в техникуме, в пьесе «Мать» по произведению Горького, и в театральной школе, в выпускном спектакле. Это была пьеса «Трамвай «Желание» Теннеси Уильямса. И я прямо на сцене забыла слова! Хорошо, что партнер об этом догадался и продолжил за меня. Мой папа, посмотрев спектакль, сказал: «Что-то ты долго молчала. Текст забыла?» «Нет, это была психологическая пауза», — солгала я. Так стыдно стало! С тех пор я боялась играть в театре. Начинать после шестидесяти было очень трудно, да и русский язык уже подзабыла. Сначала всю роль читала с учительницей. А когда-то ведь сама учительницу играла, если помните…

- Еще бы! Вашу Надю из «Иронии судьбы… » и в Украине, и в России знают, по меньшей мере, три поколения зрителей.

- Ну вот, а теперь эта Надя постарела, и у нее появился сильный польский акцент!

- У вашего сценического партнера Кахи Кавсадзе, когда-то сыгравшего Абдулу в «Белом солнце пустыни», тоже есть акцент, просто вы его не слышали.

- Как это не слышала? Грузинский акцент я слышу всегда! Я ведь бывала в Грузии, когда-то даже закрутила там роман. Мне ль не знать, как грузины по-русски говорят!

- Вас, наверное, мужчины обожают.

- Как сказать… Мужчины — это иной сорт людей, женщинам их очень трудно понять. Нас плохо воспитывают в этом отношении. Девочек надо так учить, чтобы они имели больше понятия об отношении полов и особенностях мужской психологии. Без этих знаний невозможно выбрать верного и надежного спутника жизни. Мы ведь при выборе руководствуемся не умом, а взглядом и чувством, которое быстро остывает. Я, к примеру, в молодости вела себя, как в магазине: посмотрела на мужчину, если нравился — брала. В результате два брака и два развода.

- Ваши бывшие мужья тоже актеры?

- Нет, за людей искусства я замуж не ходила. Первый супруг — математик. Мы расстались давно, но дружим до сих пор. А второй муж — врач-гинеколог. Бабник он, потому с ним и развелась. Сама виновата: надо было думать, прежде чем в гинеколога влюбляться, ведь к нему на прием приходило столько женщин! А он был красавец, неудивительно, что им нравился. И это явно не больные бегали проверяться чуть ли каждый день! Я не могу простить мужчину, который унизил женщину изменой. Даже не физической, а моральной. Поэтому мне не хватает надежного мужского плеча. Только теперь начинаю понимать: брак существует не для молодости, а для зрелых лет и старости.

«Моя бабушка была немецкой дворянкой»

- Пани Барбара, чем занимались ваши родители?

- Они простые рабочие люди, никакого отношения к искусству не имели. Тем не менее, когда я ходила в школу, все решали за меня. Я хорошо рисовала, и они отправили меня в художественный техникум. Закончила факультет, на котором учили проектировать узоры на тканях. Сейчас рисую редко, а когда сын и дочка были маленькими, перерисовала им всех зверушек и сказочных героев. Честно говоря, мне не нравилось в техникуме, хотела в институт, но директор, увидев, как я сыграла в спектакле «Мать», сказала: «Не торопись, пойдешь в театральную школу». Так и случилось, я этой женщине по сей день благодарна.

- Это правда, что ваша бабушка дворянкой была?

- Да. Ее звали Мария фон Штройберг, это немецкая дворянская фамилия. Бабушка жила с родителями в Польше, у них было очень богатое поместье. Но она в юности влюбилась и сбежала из дому, разорвала отношения со своей семьей. Почему? К сожалению, мне об этом мало известно. У бабушки были братья, но, представьте себе, я почти ничего не знала о них! Мы с сестрой ходили ухаживать за бабушкой. Она жила одна, уже не вставала с кровати. Как-то сказала мне тихо: «Подожди, дочка, я тебе что-то покажу». Достала паспорт, где было записано: «Мария Брыльска-фон Штройберг».

- У вас много друзей?

- Нет, только одна давняя подруга. Было больше, но я их разогнала, когда узнала, что они меня обманывают. Я откровенный человек и не терплю лжи. Да и много приятелей мне не надо. Главное, что у меня дружеские отношения с сыном. Дуде 22 года, он учится в школе туризма. Знаете, когда сын был маленьким, гадалка мне нагадала, что он будет много путешествовать. Я тоже очень люблю путешествия. Больше всего нравится отдыхать в Испании: там благодатная природа и стабильный климат, который мне подходит. Еще люблю бывать во Франции. А вот в Америку никогда не ездила, даже не стремилась туда попасть. Все мои путешествия связаны с профессией, я представляла Польшу на разных фестивалях. Больше всего возила фильм «Фараон».

- Какие роли вы играете последнее время?

- Больших ролей не было. Недавно сыграла в одном польском сериале маму главного героя. По сценарию я уехала в Штаты и не знаю, когда вернусь. (Смеется. ) Кстати, сейчас у нас в Польше актерам платят намного больше, чем раньше. Я, к сожалению, слишком рано родилась.

«Если женщина не умеет вкусно готовить, это уже не женщина»

- Вы как-то рассказывали, что любите бывать на даче. Нравится «диалог» с землей?

- Я это обожаю! Моя дача в 70 километрах от Варшавы. Это маленький деревянный домик, в котором есть электричество, вода и все, что хотите. Рядом находится еще одна дача, но мои соседи там редко бывают, и я блаженствую на природе, наслаждаюсь покоем, тишиной, пением птиц и шелестом деревьев. Живу там с весны до осени. Хорошо, что сын уже взрослый: он сам себе хозяин, может оставаться в Варшаве или поехать куда-нибудь отдохнуть. Я наслаждаюсь одиночеством. Раньше тяжело работала на земле, а сейчас уже нет сил. На участке помогают местные жители, которым я плачу, чтобы вскопали огород. Обожаю ухаживать за цветами. Книги читаю редко, чаще смотрю телевизор.

- А что еще вы любите делать?

- Все то, что умею: водить машину (у меня было много разных автомобилей), убирать в доме (в этом плане я просто маньячка) и зарабатывать деньги, не вкалывая. А еще люблю готовить. Считаю, если женщина не умеет вкусно готовить, это уже не женщина.

- Значит, к вам знаменитая фраза: «Какая гадость эта ваша заливная рыба!» — не относится?

- Ни в коем случае! Кстати, мое фирменное блюдо как раз рыбное, треска по-нельсоновски. Ведь адмирал Нельсон прославился не только как военный, но и как гурман. Я делаю фантастически вкусную запеканку из рыбы, картошки, лука, сушеных и свежих белых грибов. Накладываю все это слоями и поливаю сметанным соусом. Моим гостям безумно нравится.

- На праздники вы приглашаете их к себе домой или сами предпочитаете быть гостьей?

- Рождество и Пасху всегда провожу с семьей, езжу в Лодзь к сестре или к маме в Скотники. На Пасху мы с сыном идем в костел, потом садимся за стол. По традиции в этот день на нем должно быть

12 блюд, но не мясных, а рыбных. И обязательно запеченный карп — главное праздничное блюдо в Польше.

- Сын знакомит вас со своими девушками?

- Ну, у него их было не так уж много. Но он не стеснялся представлять их мне. Дуда знает: в этом смысле меня не нужно бояться. Я скажу правду и не сделаю ничего такого, что заставило бы его краснеть.

- Вы признавались, что на съемках устаете от туфель на высоких каблуках. А в жизни их носите?

- Нет. (Показывает элегантные туфельки на низком ходу. ) Конечно же, у меня много пар туфель, в том числе и на каблуках, но я надеваю их только на премьеры, на выходы в свет по особым случаям, и не бегаю в них каждый день.

- Тем не менее вам легко удается выглядеть изысканно. Как за собой следите?

- Честно говоря, я уделяю внешности очень мало внимания.

- Что-то не верится…

- Правда? Но я всего два или три раза в жизни была у косметички. Могу и сама купить нужные кремы. Раньше не курила, не пила. Закурила, когда вышла замуж во второй раз: муж научил. Я не гонюсь за модой, ненавижу ходить по магазинам. Меня это просто изматывает. Если вижу полные магазины вещей, а той, которую ищу, нет, это действует на нервы. Зачем тратить время на шопинг? Я же не манекен и не кукла, чтобы бесконечно переодеваться! Ношу те вещи, в которых удобно, прическу делаю такую, чтобы волосы не мешали. Пришло время отдохнуть. Уже не строю никаких планов и думаю только о сыне. А о себе — чтобы была здоровой, сильной и могла ему помочь, потому что я ему нужна и долго еще буду нужна.