Культура та мистецтво

Народная артистка украины и ссср евгения мирошниченко: «в советское время меня не пускали за границу, потому что посмела надеть крестик на концерт! »

0:00 — 16 червня 2006 eye 569

Всемирно известная оперная певица отпраздновала 75-летие в одном из киевских ресторанов на берегу Днепра Евгения Семеновна не любит отмечать дни рождения, считает, что годы женщину не красят. Хотя, глядя на звезду мировой оперы, этого не скажешь: она прекрасно выглядит. Всегда с прической, в красивом платье, с украшениями. Вот и на собственном юбилее, который отмечала в одном из ресторанов с видом на Днепр и на купола Лавры, певица выглядела безупречно. Еще бы! В этот день все цветы и комплименты были только для любимой Женечки. Так называют Евгению Мирошниченко родственники и самые близкие друзья. А она и не против, ведь в душе осталась той же бойкой девчонкой-хулиганкой с лукавинкой в глазах. И хоть сейчас, спустя почти 50 лет, проведенных на лучших сценах мира, в том числе и в знаменитом итальянском театре «Ла Скала», Евгения Семеновна живет, как обычная пенсионерка, она не унывает. Уверена: все будет хорошо. Ведь подрастает новое поколение талантливых артистов. Для них оперная прима пробивает в столице строительство Малой оперы.

«Со своими студентами из консерватории даже ругаюсь!»

- Евгения Семеновна, как вы отмечали юбилей? Наверное, устроили большой прием…

- Ну а как люди дни рождения празднуют? Отмечала в приятнейшей обстановке. В Киеве, в ресторане на Днепре, где из закрытого зала есть выход на огромную плавучую террасу. Там очень красиво!

- Много людей было?

- Мно-о-ого! Все друзья пришли. И мои студенты из консерватории — и нынешние, и выпускники… Всего около ста человек.

- Подарков, небось, надарили…

- О-о-ой, конечно! Но внимание людей, пришедших поздравить, важнее подарков. Как и любой женщине, дарили и духи, и косметику разную, и украшения. Теперь у меня целый арсенал этого добра! А Виктор Янукович преподнес уникальную икону Божьей Матери, держащей семь мечей. Она называется «Умягчение злых сердец», защищает от всего плохого. В наши дни это просто необходимо. Ведь жизнь моя отнюдь не сплошной праздник. Я, как все, живу, работаю — преподаю в консерватории. В Украине очень много талантливых людей: певцов, музыкантов, дирижеров… Сейчас у меня в классе 21 человек. В этом году выпустила семь профессиональных певцов. Все они очень хорошие.

- Говорят, вы со студентами строги…

- Очень! Считаю, что нынешняя молодежь недооценивает возможности, которые имеет. Я даже ругаюсь со своими учениками! Особенно с теми, кто не ценит своих родителей, которые из последних сил тянутся, чтобы дать ребенку хорошее образование. Поэтому трясу студентов и взываю к их совести, не позволяю вести беззаботный образ жизни, мол, «ай, поучиться еще успею». Не люблю лентяев, которым приходится на каждом занятии повторять одно и то же десятки раз. И все равно до них не доходит! В такой ситуации я просто зверею! Могу прервать урок и выставить студента за дверь со словами: «Пока не выучишь так, как надо, чтобы я тебя не видела!» Хоть в некоторых ситуациях поступаю жестко, меня всегда волнует будущее моих учеников. Задаю себе вопрос: где же они все будут работать? Лучшие наверняка уедут из Украины. А я хочу, чтобы они остались и были здесь востребованы, поэтому предложила мэрии создать в Киеве Малую оперу. Я бы хотела, чтобы в этом оперном театре звучало много прекрасной старинной музыки. Не знаю, как теперь дело пойдет, но когда мэром был Александр Омельченко, депутаты Киевсовета единогласно приняли решение в мою пользу! И даже выделили здание на Лукьяновке — бывший Клуб трамвайщиков. Правда, в таком виде, в каком есть, оно маловато для оперного театра. Сейчас есть три проекта, по которым можно перестроить это здание.

- Процесс застопорился?

- Надо идти на прием к Леониду Черновецкому. Я не сомневаюсь в том, что он поддержит доброе дело. Тем более что мы собираемся превратить Киев в столицу европейского уровня. Правда, над этим еще нужно много трудиться.

- Значит, свободного времени у вас не будет.

- У меня его никогда и не было. Вот недавно приехала из Харькова, моей малой родины, моей колыбели, где начала петь. Считаю своим долгом каждый год бывать там и показывать свои лучшие кадры — молодых талантливых певцов. Каждый год мы даем концерты в Харьковском оперном театре. Потом я возвращаюсь в Киев и продолжаю работать в консерватории. Сейчас пора горячая — экзамены.

«Моя зарплата — 700 гривен. Раньше были какие-то доплаты, но и их сняли»

- А не хочется расслабиться, попутешествовать, отдохнуть на курорте? Вы же прима мирового масштаба, можете себе это позволить.

- Скажу откровенно: такой возможности не имею. Раньше — да, были времена, когда путешествовала. Когда пела в театре, ездила на Кавказ. Очень люблю тамошний курортный городок Гантиади. С детьми каждый год бывала в Крыму — в Ливадии. А сейчас уже не могу себе это позволить. У меня есть необходимое, но не более. Живу по очень скромным меркам. Предпочитаю простую пищу, в основном овощи.

Европейские специалисты моего уровня не имеют материальных трудностей, купаются в роскоши. Я же еле-еле свожу концы с концами. Моя зарплата — 700 гривен. Раньше были какие-то доплаты, а теперь их сняли. И это несмотря на то, что я — народная артистка СССР, Украины, лауреат государственных премий Советского Союза, премии имени Шевченко, профессор… Да еще дитя войны. В 1943 году поступила в ремесленное училище, а уже в 1944-м работала на Харьковском радиозаводе.

- И тогда начался ваш путь к мировой славе…

- Да. Только начинался он с зубилом и молотком в руках. На первом месте был труд, а потом уж пение, танцы, разные кружки.

- Евгения Семеновна, расскажите, как девочка из простой семьи попала в элитное искусство и сумела добиться признания?

- А я не стремилась никуда попадать. Господь Бог коснулся, наверное, перстом своим моего лба и дал голос. И я просто пела. Все остальное пришло со временем. С песней я знакома с самого рождения. В селе на Харьковщине, где я родилась, песни звучали с самого утра. Люди ведь в пять утра вставали! Ухаживали за скотиной, выгоняли ее на пастбище и ехали на целый день в поле. Работали там дотемна. Я и сейчас вижу, как наяву, картину: по дороге с поля идут люди с вилами, граблями, косами на плечах и ПОЮТ. Так красиво! Меня всегда удивляло, где они находили силы петь после тяжелого трудового дня. А молодежь бежала с поля бегом! Сбрасывала с себя рабочую одежду, одевала праздничную и — гулять. До поздней ночи в разных концах села были слышны песни….

- Вам пришлось работать с раннего возраста?

- Начинала я в ремесленном училище. Тогда мне было 12 лет. После войны детей собирали, одевали, обували, учили, таланты выискивали. Проверяли, кто на что горазд. Так и со мной получилось. Я попала в ансамбль Трудовых резервов при училище. Каждый год мы ездили на всесоюзный смотр художественной самодеятельности в Москву.

- Говорят, Сталин приходил смотреть выступления детских коллективов…

- Он ВСЕГДА приходил. Сидел в правительственной ложе, и нам запрещали даже смотреть в его сторону. Я выступала перед Сталиным три раза. После концертов он подходил к детям, благодарил за выступления, поздравлял. Кого по голове погладит, кого похвалит… Мы очень гордились.

- А потом в вашей жизни были приемы, которые устраивали Хрущев, Брежнев…

- Были, были… Ну и что? Было очень много хороших дней в те годы. (Вздыхает. ) Я не отношусь к людям, которые во всех невзгодах обвиняют советский строй. У меня о нем остались лишь хорошие воспоминания. Практически все дети находились под присмотром, для сирот было достаточно детских домов и приютов. Да что там говорить… Тогда можно было гулять ночью по Киеву! А сейчас никто не рискнет пойти. Разгул хулиганства и бандитизма!

- Те времена вы, наверное, вспоминаете еще и потому, что у вас было много поклонников. Даже кубинский лидер Фидель Кастро страдал от любви к вам…

- Глупости какие! Какие глупости! Все было совсем не так. Да, я пела на приеме в Мариинском дворце во время приезда Кастро в Киев. Фиделю очень понравилось выступление, и в конце он подошел к столику с артистами. Благодарил. А потом через переводчика передал, что хочет со мной пообщаться. Сначала я испугалась, но потом согласилась, и мы приятно провели время, после чего Кастро пригласил меня приехать с ансамблем на Кубу. Но обстоятельства сложились так, что коллектив поехал без меня. Я не смогла по состоянию здоровья.

- Евгения Семеновна, одно время вы очень много гастролировали, а потом вас перестали выпускать за границу. С чем это было связано?

- Я посмела надеть крестик на концерт. И это в советские времена! На одном из концертов в Москве какой-то «дуже цiкавий» телеоператор увидел, что у меня на груди что-то блестит, и направил камеру прямо туда. Крестик был во весь экран! Партийные идеологи два года на меня дулись. За то, что народная артистка показала стране то, с чем активно боролись. Но ничего, прошло время, все забылось, и меня снова стали приглашать на гастроли и большие концерты.

«Три раза пыталась создать семью — ничего не получилось»

- Вера могла изрядно подпортить вам репутацию…

- Да, конечно. Но тогда я была некрещеная! Меня крестили только 15 лет назад. Владыка Харьковский и Богодуховский Никодим стал моим крестным отцом. Теперь мне намного спокойнее. Не могу сказать, что регулярно посещаю церковь, но я верую! И вера у меня в душе. Живу по божьим заповедям, никому не завидую, пытаюсь помогать ближним чем могу. Говорят, человек стоит столько, сколько он отдает другим.

- Раньше вы сами водили «Жигули», а как сейчас?

- Сначала я ездила на «Волге». Потом поняла, что «Волга» — слишком тяжелая машина для женщины. У меня от нее плечи болели… Пришлось поменять ее на «Жигули». А когда подросли дети, я пересела в кресло пассажира. Теперь могу позволить себе не сидеть за рулем и не нервничать в городских пробках. А вообще обожаю ездить на такси!

- А личная машина есть у вас?

- Нет. Только у сыновей.

- Они вам помогают?

- Конечно. Кроме того, у меня есть две очаровательные невестки и младшая сестра. Еще и студентки приходят. Если мне нужна помощь, с удовольствием подставляют плечо. Я им очень благодарна.

- Евгения Семеновна, как думаете, вам удалось совместить блестящую карьеру и личную жизнь?

- Думаю, нет. Моя учительница говорила: «Деточка, если ты хорошая певица, ты состоялась, добилась успеха и счастлива на сцене, то в жизни будешь несчастливым человеком». Так и вышло. Я лидер в семье, не каждый мужчина выдержит это. Три раза пыталась создать семью — ничего не получилось. Хотя осталась в прекрасных отношениях с бывшими мужьями. Отца моих детей, к сожалению, уже с нами нет…

- Приходилось жертвовать чем-то ради карьеры?

- Нет! Я старалась обходиться без жертв. Всегда искала золотую серединку.

- И дети, видимо, вам за это благодарны.

- Слава Богу, они живы, здоровы и у них все хорошо. Это для меня главное.