Події

«перед визитом папы римского в украину мне из ватикана по факсу прислали размеры трона, который я должен был сделать для понтифика»

0:00 — 21 червня 2006 eye 458

Сейчас резчик по дереву Иван Витвицкий из Житомира трудится над созданием алтаря для одного из крупнейших в его родном городе храмов — францисканского костела Ровно пять лет назад, в июне 2001 года, когда Украину посетил Папа Римский, многие обратили внимание на резной деревянный трон, на котором сидел понтифик во время божественной литургии в Киеве. Но мало кто знает, что этот трон был изготовлен для него по специальному заказу житомирским резчиком по дереву Иваном Витвицким. Работы 36-летнего мастера ныне разбросаны по всему миру, некоторые хранятся в музеях Ватикана, однако трон для Иоанна Павла II Витвицкий считает своей главной работой. Судьба житомирского художника неординарна: шесть лет своей жизни он был монахом ордена францисканцев, дав обет послушания, безбрачия и бедности. Когда же настал момент окончательного выбора — либо посвятить жизнь служению Господу, либо отдать ее искусству, — он выбрал второе. Иван уверен, что в жизни не бывает случайностей, и, если природа наделила даром творчества и талантом, его нужно отдавать людям…

«Меня учили работать так, как других учат плавать: бросают в воду и… плыви»

- В моем родном селе Теофипилка возле Тернополя жил по соседству мастер Ярослав, — рассказывает Иван Витвицкий.  — В детстве я часто забегал к нему в мастерскую и подолгу там пропадал. Все инструменты для работы Ярославу мастерил отец. Я очень просил, чтобы и для меня сделали инструмент, но мне отказывали. Только через много лет понял, что мне намеренно не помогали, подогревая таким образом детское желание и интерес к самостоятельной работе. И точно так же специально оставляли в мастерской одного.

Уходили якобы по делам на полчаса, и я, пользуясь моментом, срисовывал чертеж стамески и начинал ее мастерить. Сам ковал, сам закалял на огне. Перепортил массу металла, но, в конце концов, смастерил. И когда я с гордостью представил свой шедевр, Ярослав сказал: «А теперь можешь это выбросить».

Я чуть не умер от обиды, но не сдался, а смастерил вторую стамеску, которую мастер лишь немного подправил. Только после этого Ярослав стал учить меня и привлекать к работе. Я бегал на пилораму, собирал отходы дерева и фантазировал, что можно создать из этого обрезка. Постепенно у меня появились свои работы — резные сувениры, которые стали раскупаться. Так в 16 лет я принес домой первый небольшой заработок.

Помню, когда мастер трудился над иконостасом для местной церкви, мне заказали сделать возле царских ворот большие рамы для икон. Когда я принялся за работу, Ярослав подошел, молча кое-что подправил и больше не сказал ни слова. Это было мое боевое крещение, потому что после окончания работы наставник взял меня в свою команду и мы стали работать на равных, сообща. Однажды я не выдержал и с гордостью выпалил: смотрите, как у меня получилось! На что услышал суровый ответ, который запомнил на всю жизнь: «Никогда не хвали свои работы и не подписывай их. Они должны говорить сами за себя». С тех пор я следую этим правилам.

«За годы монашества я приобрел бесценные знания»

Работа захватила парня целиком. Но в 20 лет все-таки следовало подумать о профессии и постоянном заработке. Иван Витвицкий устроился на завод крановщиком, где проработал два года.

- Стало ясно, что это не мое, я не могу жить без творчества, без любимого дела, — признается мой собеседник.  — Уехал в глухой хутор и погрузился в работу. Делал сувенирные тарелки, подносы, рамы для зеркал, розы, пепельницы, зверушек…

Самым лучшим местом для отдыха и размышлений для Ивана в то время стал местный храм. Он восхищался работами старинных мастеров и сам стал реставрировать вещи, изучать историю. В костеле и монастыре познакомился с монахами-францисканцами, среди которых было немало талантливых резчиков по дереву.

- Вскоре я стал жить и работать вместе с ними, — продолжает Иван.  — Первый год носил мирскую одежду и приобщался к монашеской жизни. На второй год надел монашеское одеяние, перебрался в Польшу, в Лежайский монастырь, где изучал теологию, философию, психологию. Я получил бесценные знания. Заменил свое светское имя духовным и стал братом Пасхалисом. А затем вновь приехал в Житомир для восстановления и реставрации костела святого Иоанна-из-Дукли.

Настоятель костела планировал организовать в Житомире большую мастерскую, где лучшие мастера создавали бы настоящие шедевры. И одновременно нужно было из руин поднимать костел, за что я принялся вместе с другими монахами. Тяжелую работу по восстановлению храма приходилось совмещать с монашескими обязанностями, трудился практически круглосуточно. Такая жизнь меня вполне устраивала, однако на резьбу по дереву и настоящее творчество оставалось все меньше времени. Бывало, я неделями не держал в руках инструментов. Душевная гармония стала рушиться. К тому же после шести лет послушничества наступил момент, когда нужно было окончательно решить: либо принимаешь постриг и безоговорочно посвящаешь себя Господу, либо возвращаешься к мирской жизни. И я выбрал то, без чего не мог жить,  — искусство. Конечно, страшновато было в 30 лет начинать жизнь с нуля, но я все же решился и не жалею об этом. За годы монашества я создал немало работ.

Одна из них — резной деревянный герб, созданный по заказу братьев-францисканцев, которым Иоанн Павел II благословлял их деяния в Украине. Сегодня этот герб хранится в одном из музеев Ватикана. Там же находится киот (специальное, богато украшенное обрамление икон.  — Авт. ) в виде цветного витража, обрамленный резным деревом. Эту работу Иван делал вместе с художником-витражистом из Житомира Станиславом Линевичем.

- Однажды в костел прислали по факсу размеры трона для Папы Римского, — делится резчик.  — Впоследствии он сидел на нем во время своего пребывания в Киеве. Трон изготовили наши мастера, а я выполнял всю столярную работу. Заказ был выполнен задолго до приезда Иоанна Павла II, поскольку трон еще проходил тщательную проверку. Когда же увидел трансляцию литургии по телевизору, ощутил себя причастным к самой истории.

Работы Ивана Витвицкого хранятся в частных коллекциях и музеях разных стран, есть они и на Житомирщине. Например, алтарь в Барановском монастыре, а также резные деревянные входные двери в двух костелах областного центра. Готовится мастер к работе над большим и сложным алтарем для францисканского костела в Житомире, где будет масса интересных скульптур.

Сегодня у 36-летнего мастера большая семья: жена, дочь Юлия и двое маленьких сыновей-двойняшек Антон и Артем.

- Сыновья — это моя главная надежда, — говорит Иван.  — Они постоянно крутятся возле меня в домашней мастерской, как и я когда-то в детстве. Очень хочется передать им любовь к творчеству, которая им обязательно пригодится, какой бы путь в жизни они не избрали.