Культура та мистецтво

Игорь старыгин: «на съемках фильма «мушкетеры двадцать лет спустя» кто-то украл наши костюмы и шпаги. Вернули только клинок д'артаньяна… »

0:00 — 24 червня 2006 eye 969

Известный актер, отметивший 60-летие, снова сыграет Арамиса в продолжении приключений героев Дюма

Мушкетеры не уходят на пенсию. В крайнем случае, в отставку. Отпраздновавший 13 июня 60-летний юбилей Игорь Старыгин обречен быть Арамисом. Если не в жизни, то хотя бы в памяти зрителей. Пожалуй, это не самый скверный вариант: далеко не каждый актер может похвастаться, что люди помнят его роли и десять, и двадцать, и тридцать лет спустя…

«Таблетки от импотенции для стареющих кобелей никому из нашей четверки не нужны»

- О чем скрипит потертое седло, Игорь Владимирович?

- Да уж, оно изрядно пообносилось за долгие годы, но пока служит. И шанс проверить в новом деле имеется. Написан сценарий по мотивам произведений Александра Дюма, рабочее название будущего фильма — «Сокровища Мазарини». Дети Портоса, Атоса, Арамиса и д'Артаньяна ищут богатства кардинала, но самостоятельно справиться не могут и призывают на помощь отцов.

- А великолепная четверка в полном составе готова тряхнуть стариной?

- На дело ходим только вместе! Многократно отказывались от участия в телешоу и концертах, если кто-то из нашего квартета выпадал. Какой смысл выступать, допустим, без Миши Боярского? И в рекламе миллион раз предлагали сняться, гонорары хорошие сулили, но Мишка — принципиальный противник этого.

- Слышу сожаление в голосе.

- Варианты-то были вполне пристойные: мужские часы, парфюм, авторучки, обувь. Не какие-нибудь таблетки от импотенции для стареющих кобелей! Тем более что никому из нашей компании стимуляторы пока не нужны… Однажды мы с Валей Смирнитским «засветились» в ролике о сыре.

- Французском?

- Украинском. Если в порядке эксперимента сняться в рекламе в усеченном составе можно, то в фильме — исключено. Один за всех, и все за одного! Конечно, тут есть определенные сложности. Веня Смехов давно работает за рубежом, ставит спектакли по всему миру, в России бывает наездами, но ради «Сокровищ Мазарини» вроде бы готов изменить планы и вновь сыграть Атоса. Нужны лишь конкретные сроки.

- А нужны ли?

- В каком смысле?

- Сколько можно пытаться войти в одну и ту же реку? Наверняка ведь понимаете: успех первой картины не повторить. Стоит ли всю оставшуюся жизнь вспоминать и мучиться?

- А почему вы решили, будто я мучаюсь? Да, не самое большое удовольствие быть заложником одного образа. Но приходится мириться, поскольку вижу: второй такой роли не будет. Разве это только мой крест? Леонид Броневой обречен быть Мюллером, Вячеслав Тихонов — Штирлицем, а Александр Демьяненко — Шуриком. И эти артисты — не чета мне по уровню мастерства и количеству сыгранного. Да, вы правы: хотелось повторения триумфа первой части мушкетерской истории. Поэтому снимали одно продолжение, второе… Сами поднимали себе планку и никак не могли ее взять. Вероятно, надо было остановиться, но всякий раз теплилась надежда: а вдруг случится чудо?

Если бы не роль Арамиса, наверняка многое в моей жизни сложилось бы по-другому. Лучше или хуже, кто знает? Но мне грех жаловаться на судьбу. И о съемках в «Мушкетерах» вспоминаю с удовольствием. Мы жили на широкую ногу. То, что зарабатывали, тут же пропивали. У нас был общий котел, куда сбрасывали все гонорары. Платили вполне прилично, но денег до следующей получки никогда не хватало, поэтому периодически мы становились на колени и ползли к гостиничному номеру, в котором жила бухгалтер картины. Метрах в пяти от двери начинали горланить какую-нибудь песню. Конечно, женщина не могла устоять и выдавала аванс…

«Новые клинки, взамен украденных, сделали таллинские заключенные»

- Шпага, которая висит на стене, — та самая, арамисовская?

- Нет, это подарок жены Кати. Киношный клинок, увы, украли.

- Фанаты?

- Не знаю, визиток на месте преступления не оставили. Все случилось в Таллине, где шли съемки картины «Мушкетеры двадцать лет спустя». Реквизит хранился в специальном ангаре. По идее его должны были охранять обученные люди, а в действительности у входа сидел один дедушка. Поздно вечером к нему подошли какие-то люди и предложили выпить водки. Дед, не будь дураком, согласился. Махнул стакан — и… отключился. Видно, в пойло что-то подмешали. Грабители унесли все шпаги, включая оружие каскадеров из массовки, костюмы Портоса и Атоса… Георгий Юнгвальд-Хилькевич, режиссер картины, обращался к ворам через газету «Вечерний Таллин», мол, ребята, мы же для народа стараемся, кино снимаем, хоть форму мушкетеров отдайте, людям играть не в чем.

- Проняло братков?

- Частично. Через пару дней к Боярскому подошел человек и уточнил название гостиницы, где мы проживали. Вечером портье передал Мише сверток, в котором лежала его шпага.

- Только д'Артаньяна уважили?

- Получается, так. Жаль, конечно, пропавшего. Клинки ведь делали на заказ в Ленинграде, специально для каждого вытачивали, даже инкрустировали стразами под драгоценные камни… В итоге мы экстренно добывали новое оружие. И опять-таки без братков не обошлось. Неподалеку от Таллина располагалась тюрьма, заключенные которой за сутки изготовили 50 шикарных шпаг. Но это было настоящее холодное оружие, заточенное, как бритва. Как с таким появляться на съемочной площадке? Неловкое движение — и партнер останется инвалидом. Словом, потом еще пару дней половина нашей группы сидела на корточках и старательно тупила лезвия. Зэки не ограничились клинками и сделали каждому из четверки мушкетеров по пистолету на память.

- Боевому?

- Почти. Руководство зоны попросило дать концерт для местной публики. После него нам и вручили по эксклюзивному презенту: одному достался «Вальтер», другому — «Парабеллум»… Это были зажигалки, внешне напоминавшие пистолеты. Потом специалисты объяснили: в руках мастера игрушка за полчаса превращается в настоящее оружие. Элементарно! Менялась маленькая деталь. В зоне фантастические умельцы сидели! Пистолет долго лежал у меня в квартире на Ордынке, потом сдуру похвастался перед гостями, и его сперли. Может, оно и к лучшему. Оружие незачем хранить в доме.

- Как бы чего не вышло?

- Ну да. Я ведь псих по жизни. Точнее, за последние десять лет стал особенно нервным. Корю себя, но толку никакого, сдержаннее не становлюсь. Говорят, у всех с возрастом характер портится. Из-за этого машину не вожу. Если кто-то грубо подрежет или как-то еще правила нарушит у меня под носом, запросто могу врезаться. В ближайший столб. Со всей дури. Чтобы выпустить пар. Слава Богу, супруга замечательно управляет автомобилем. Если она занята, такси вызываю или в общественный транспорт сажусь.

«До поступления в театральный собирался служить на границе. Даже собака обученная у меня была»

- В публичных местах вас наверняка узнают. Не реагируете на косые взгляды?

- Повышенное внимание по-прежнему раздражает. Не люблю, когда пристают, за руку хватают, тянут в ближайшую кафешку и предлагают сто граммов. Выпивать предпочитаю с кем хочу и когда хочу. Чаще всего люди не понимают этого, настаивают, потом обижаются, в бутылку лезут: «Ну, ты, артист! Зазнался, народом брезгуешь». Не терплю, когда хамят. Отвечаю адекватно. Такие выяснения отношений неоднократно завершались в ближайшем отделении милиции. Меня, правда, всегда сразу отпускали, едва разбирались, из-за чего сыр-бор.

- Милиционеров вы вроде бы не играли…

- Зато в роли пограничника снимался. После фильма «Государственная граница» много ездил по гарнизонам, выступал перед бойцами. Два года назад даже получил за это орден «Меценат — Серебряный крест». Мне доставляло удовольствие общение с ребятами. В свое время тоже собирался служить на границе. Сам попросился бы туда, если бы не поступил в театральный. У меня даже собака была специально обученная. Восточноевропейская овчарка по кличке Карай, родственник знаменитого Ларса, снимавшегося в фильме «Ко мне, Мухтар!» Псину мне подарили на день рождения, когда учился в девятом классе. Мы всерьез настраивались вместе Родину защищать. Потом началась учеба в институте, и на собаку оставалось мало времени. Мама жила в другом городе, дедушка с утра до ночи пропадал на работе в органах госбезопасности, и заботы о Карае легли на плечи бабушки. Так долго продолжаться не могло. Через три года я отдал пса в МУР. Он служил в угрозыске верой и правдой, имел медали за задержание особо опасных преступников. А я даже в питомник не ездил. Сперва хотел навестить, но проводник отсоветовал, мол, зачем психику Караю травмировать…

- Больше не заводили собак?

- Почему? У меня много их было, самых разных пород. Я же родился в год Собаки. Ни с одним псом ни разу в жизни не поссорился. Иногда встречаю на улице какого-нибудь волкодава и начинаю гладить его по голове. Хозяева чуть в обморок не падают: «Что вы делаете?! Он чужих к себе не подпускает и вас сейчас порвет!» А я только посмеиваюсь в усы…

- Значит, людей, Игорь Владимирович, вы сторонитесь, а к незнакомым собакам пристаете?

- Не надо делать из меня человеконенавистника! Может, я больше всего не других, а себя не люблю, поэтому и в депрессию периодически впадаю. Чтобы выйти из такого состояния, помощь посторонних мне не нужна. Главное — не трогайте, оставьте на время в покое.

- Теперь не тронут. Имеете право на заслуженный отдых.

- Вообще-то я уже шесть лет пенсионер. Правда, не по возрасту, а по инвалидности.

- Издержки профессии?

- Все вместе. Если без лишних подробностей, причина в серьезном заболевании сосудов.

- И какое содержание положило вам государство?

- Около четырех тысяч рублей в месяц (примерно 746 гривен.  — Авт. )Й Только не вынуждайте жаловаться. Живу как умею, ни у кого ничего не прошу. Правда, иногда люди сами протягивают руку. Некоторое время назад появилась газетная публикация, где шла речь о моей болезни, о перенесенных сложных операциях. Вскоре после этого раздался телефонный звонок из Турции от нашего соотечественника. Человек попросил назвать домашний адрес, мол, хочу прислать презент к празднику. Я удивился, но отказываться не стал, предложив, правда, отправить все в Союз кинематографистов. Вскоре позвонили уже оттуда: «Игорь, приходи за посылкой из Стамбула». Меня ждала коробка с лекарствами. В России они не продавались, считались жутким дефицитом. Врачи долго изумлялись: «Где достал?»

- До сих пор не знаете имени благодетеля?

- Позже выяснил, когда ежемесячно стали приходить переводы на энную сумму денег. Я отказывался принимать их, пока не договорился с отправителем, что беру в долг. Вернул ей все до последнего цента.

- Ага, ей! Так и знал: в этой истории без «ля фам» не обошлось.

- Ну да, моей благодетельницей была женщина. Куда нам, мужикам, без них?

- Вижу, скрипящее седло вам не помеха, Игорь Владимирович.

- Не мною сказано: старый конь борозды не испортит. Кстати, знаете, чем Миша Боярский мотивировал согласие принять участие в съемках «Сокровищ Мазарини»? Хочу, говорит, посмотреть, как Старыгин на лошадь взбираться станет.

- А своя сивка-бурка у вас была?

- В детстве. На лето меня всегда отправляли в деревню — к двоюродной бабушке в Рязанскую губернию. Там по соседству жил дядя Гриша, работавший экспедитором на местном заводике по производству лимонада. Каждый день он перевозил ящики с готовой продукцией со склада в магазин. И однажды предложил: «Хочешь, Игореха, прокатиться?» Кто же откажется? Так лет в шесть я впервые проехался на коне, пусть и впряженном в телегу. А недавно мы с женой были на Арбате и наблюдали за ребятами, усаживавшими всех желающих на коня и делавшими фотографии. Я подумал: может, показать класс? Затем подошел поближе, увидел, что стремя находится на уровне моего живота, и всерьез задумался: «Господи, как же мне удавалось забираться на такую высоту?» Словом, решил не позориться на глазах у публики. Представляете картину: Арамис грохается наземь. Вот смеху-то было бы…