Апелляционный суд Киева приговорил организатора и исполнителя убийства Анатолия Бандуры к четырнадцати годам лишения свободы
Вечером 22 марта 2005 года неподалеку от собственного дома в поселке Быковня на окраине Киева выстрелом в грудь был убит бывший начальник Азовского морского пароходства Анатолий Бандура. В прессе это преступление сразу же поспешили назвать политическим. Ведь Анатолий Иванович, уволившийся со своей должности еще в 2000 году, был известным сторонником «оранжевой революции» и, поговаривают, одним из кандидатов на должность заместителя министра транспорта.
К чести правоохранителей, убийцу бывшего морского чиновника обнаружили достаточно быстро. Спустя некоторое время арестовали еще троих. Правда, двоих из них отпустили на свободу прямо из зала суда по амнистии. На скамье подсудимых остались двое бывших работников налоговой милиции.
Несмотря на то, что в Апелляционном суде Киева недавно был зачитан приговор, говорить о мотивах совершенного преступления пока рано. Причина заключается в том, что в отношении непосредственных заказчиков убийства Анатолия Бандуры дело выделено в отдельное производство. Кто эти лица, в столичной прокуратуре в интересах следствия не рассказывают. Поэтому будем опираться только на факты, установленные судом.
Согласно приговору, организатором убийства Анатолия Бандуры стал бывший работник КГБ и налоговой милиции Виктор Кондратенко. Этот человек работал начальником службы внутренней безопасности одной крупной организации, связанной с Азовским морским пароходством.
Анатолий Иванович в последние годы своей работы в должности начальника пароходства часто выступал против приватизации Азовского флота, считая, что эта структура должна оставаться под контролем государства. Однако Азовское морское пароходство дважды за очень короткий промежуток времени передавалось частным лицам.
В 2000 году, когда Бандура попал в больницу, к нему в палату пришли двое его коллег и предложили добровольно оставить пароходство. Дескать, в противном случае его повесят на куске медной проволоки. Об этом случае Анатолий Иванович упомянул в своей книге «Морской флот Украины. Курс на возрождение», которая вышла вскоре после его гибели.
«Я никогда не был трусом, — пишет в книге Анатолий Бандура. — Такие угрозы за последние годы я получал не раз. Но за пять лет борьбы я устал. Уговаривала меня уйти с поста начальника пароходства и моя семья, а основания опасаться за мое здоровье и просто жизнь у моих родных были серьезные. Совсем незадолго до этого события умер от инфаркта бывший директор Азовского судоремонтного завода В. Ильин. Человека затравили бесконечными проверками и клеветой в средствах массовой информации, чтобы вынудить уйти с занимаемой должности. И я написал заявление в совет арендаторов с просьбой освободить меня от занимаемой должности по собственному желанию».
Бесконечные проверки и возбуждаемые уголовные дела преследовали и самого Анатолия Бандуру.
«За 1999 год в журнале «Регистрация проверок» значились 43 посещения проверяющих органов в количестве 103 человек, — рассказывает в своей книге Анатолий Иванович. — Прошли три проверки по ранее заведенным уголовным делам, чуть ли не ежедневно при участии сотрудника СБУ допрашивались работники пароходства. Из 20 проверок, проведенных налоговыми инспекциями, только одна была плановой, остальные внеплановые или по заданию прокуратуры.
По уголовным делам о якобы имевших место должностных подлогах при продаже судов не было выявлено ни одного случая отчуждения государственного имущества без разрешения Фонда госимущества или с какими-либо другими нарушениями действующего законодательства».
Но едва Анатолий Иванович ушел с должности начальника пароходства, все эти уголовные дела, по его словам, были закрыты.
- Последние несколько лет Анатолий Бандура занимался консультациями по вопросам морского флота как частное лицо, — рассказывает государственный обвинитель Анна Ганова, которая в Апелляционном суде Киева поддерживала обвинение против организатора и исполнителя убийства бывшего начальника Азовского морского пароходства. — Тем не менее он продолжал добиваться реприватизации пароходства. За несколько дней до своей гибели он договорился о встрече с начальником Фонда госимущества Валентиной Семенюк. Но эта встреча так и не состоялась.
Видимо, кому-то не нравилась активная деятельность Бандуры, и примерно за полгода до убийства за ним началась слежка. Согласно приговору, бывший работник КГБ СССР и сотрудник налоговой милиции Виктор Кондратенко поручил своему давнему знакомому, также бывшему налоговому милиционеру Александру Морозу выследить и убить бывшего начальника Азовского морского пароходства.
- Кондратенко и Мороз были знакомы между собой, — рассказывает Анна Ганова. — После ухода из налоговой милиции их судьбы складывались по-разному. Виктор стал начальником службы внутренней безопасности на крупном предприятии, а Александр — безработным. Мороза никуда не брали, а ему срочно требовались деньги на лечение отца, у которого были проблемы с сердцем. Именно этим обстоятельством и воспользовался Кондратенко.
Встретившись с Морозом, Виктор предложил тому работу, намекнув, что она будет связана с убийством человека. Александр согласился. Так как киллер не был знаком с Бандурой, к нему в помощники Кондратенко нашел человека, лично знавшего Анатолия Ивановича. Им оказался некто Манусов.
- Об истинных целях Кондратенко и Мороза Манусов не догадывался, — рассказывает Анна Ганова. — Ему объяснили, что Бандуру нужно найти, чтобы Александр подписал с ним какой-то договор. Правда, разыскать Анатолия Ивановича было не так-то просто. Бывший начальник пароходства нередко бывал за границей. На установление его места жительства ушло примерно полгода.
Однажды Мороз рассказал Манусову, для чего именно им с Кондратенко нужен был Бандура. «Ты думаешь, он нужен для подписания каких-то документов? Ерунда. Я должен его убить, а ты мне в этом поможешь», — разоткровенничался Мороз. Манусов, испугавшись, решил выйти из дела.
- Кондратенко не очень хотел отпускать человека, который знал про его планы, — продолжает свой рассказ государственный обвинитель Анна Ганова. — Но делать было нечего. Манусов наотрез отказался участвовать в деле дальше. Единственное, на что Виктору удалось уговорил Манусова, чтобы тот отдал Морозу самодельный пистолет, который нашел на стадионе. Оружие было в плохом состоянии. Как-то Кондратенко и Мороз решили проверить меткость оружия — пострелять в подвале. Так вот, из десяти выстрелов пистолет дал осечку в восьми случаях!
Новым помощником Мороза стал некто Никулин. К тому времени уже было установлено место жительства Анатолия Бандуры (в купленном доме в поселке Быковня под Киевом) и распорядок его дня.
С Никулиным Мороз вел себя более осторожно и истинных планов ему не открывал. Основная версия поездки вечером 22 марта 2005 года в Быковню (Никулин исполнял функции шофера) была все та же — подписание с бывшим начальником пароходства каких-то документов.
В тот вечер Анатолий Иванович почему-то отказался от ужина и вышел погулять возле своего дома с любимой собакой. Оставив машину за несколько сотен метров от места предполагаемого убийства, Мороз направился к жертве. Не вынимая руки с пистолетом из кармана, киллер выстрелил Бандуре прямо в грудь. К несчастью для бывшего начальника пароходства, осечки на этот раз не произошло. Анатолий Иванович скончался на месте. А его убийца спокойно вернулся к автомобилю, сообщил Никулину, что документы подписаны, и отправился прочь. По пути он попросил водителя остановиться возле водоема и выбросил туда какой-то сверток.
- Свою работу Мороз выполнял не бесплатно?
- Кондратенко пообещал за выполнение заказа пять тысяч долларов, — рассказывает Анна Ганова. — Но когда Мороз при встрече с Виктором напомнил тому о гонораре, Кондратенко предложил ему приехать за деньгами в конкретное место и время. Мороз, видимо, догадавшись, что платить ему не собираются, решил скрыться.
- И все-таки убийцу Бандуры нашли достаточно быстро!
- Скорее всего, его обнаружили благодаря агентурным сведениям. Мороз не придумал ничего лучшего, как уехать в Сумы к родителям. Там его и взяли, прямо возле отчего дома. Задержание прошло без проблем. Когда на Мороза набросилось несколько оперативников, он решил, что это люди Кондратенко, и стал кричать на всю улицу, прося о помощи прохожих. Уже в милицейской машине, узнав, что его арестовали сотрудники милиции, вздохнул с облегчением.
Почти сразу же, по горячим следам были задержаны Кондратенко, Манусов и Никулин. Манусов и Никулин еще до оглашения приговора были выпущены на свободу прямо в здании суда, так как попали под амнистию. А Кондратенко и Мороз были приговорены к четырнадцати годам лишения свободы. Мы предполагаем, что не Кондратенко был истинным заказчиком убийства Бандуры. Но поиски заказчиков выделены в отдельное производство.
- Знаю, что Кондратенко так и не признал своей вины.
- Действительно, на суде он утверждал, что признательные показания дал под давлением следствия. Мороз же сначала полностью признал свою вину, а потом отказался от своих слов, утверждая, что признание тоже дал под давлением.
Кстати, как стало известно «ФАКТАМ», в камеру в Лукьяновском СИЗО, где пока содержится Александр Мороз, неизвестные лица неоднократно подбрасывали записки с требованием отказаться от своих показаний. Сразу же после оглашения приговора, подсудимые подали кассацию в Верховный суд.
Из досье «ФАКТОВ»
Анатолий Иванович Бандура родился 24 августа 1946 года. Закончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени Адмирала Макарова.
В 33 года стал капитаном дальнего плавания.
По направлению Кабинета министров СССР, в 1986-1987 годах учился в Академии народного хозяйства СССР. В 1989 году был назначен начальником Азовского морского пароходства. На этой должности проработал 11 лет. Морскому флоту посвятил более 35 лет своей жизни. За выполнение особо важных государственных заданий награжден орденом «Знак Почета». Народный депутат Верховной Рады первого созыва.