Вчера известному юмористу исполнилось 52 года
Левинзон очаровал весь Советский Союз, когда в составе команды КВН «Одесские джентльмены» вышел на сцену и, глянув в зеркальце, произнес: «Я вот тут думал: «В чем все-таки наша главная сила?» А теперь вижу — в красоте!» Этот монолог длился одиннадцать с половиной минут, хотя планировалось читать его максимум три. Зрители умирали со смеху, а член жюри знаменитый шахматист Гарри Каспаров несколько раз падал со стула! Безумно обаятельный парень продолжал: «А, как говорится, когда сила есть Ну, дальше вы знаете. Так вот, о красоте. Ее у нас, как известно, куда ни глянь!»
С той поры прошло двадцать лет. Ян Левинзон уже давно не играет в КВН, живет в Израиле, но часто навещает родную Одессу. В этот раз приехал, чтобы перед своим днем рождения на сцене Русского драматического театра показать спектакль «Смехач на крыше» по рассказам одесского писателя Георгия Голубенко, автора того самого монолога «О красоте».
- Я — безнадежный интервьюируемый: не запойный, женат в первый и, очень надеюсь, в последний раз, скандально не известен, — начал беседу Ян Левинзон. — И вряд ли когда-нибудь вы увидите меня среди политиков. На броневик — ни за что, в кнессет (израильский парламент. — Авт. ) — нет категорически!
- А в Одессу?
- Категорически да!!! Кстати, мой новый спектакль об Одессе, о разных сторонах ее жизни. Название — каламбур, связанный с мюзиклом «Скрипач на крыше», поставленным по мотивам знаменитого произведения Шолом Алейхема «Тевье-молочник». Дело в том, что человек конца XIX — начала XX века, тот же герой «Тевье-молочника», доил коров, выдавал замуж дочерей, копался в деревенской жизни, но что бы ни происходило, у него на крыше жил скрипач — его душа. И он обращался к ней, находил понимание, успокоение. Прошло сто лет, и скрипача сменил смехач. Сегодняшний герой с помощью юмора, иронии защищается от современного безумия, насилия, вранья, которое льется со всех сторон.
- А у вас еще есть свой скрипач на крыше?
- Думаю, он есть у каждого человека. Но у меня он выдающийся — мой сценический партнер Александр Поволоцкий, музыкант филармонического оркестра Тель-Авива, руководителем которого является великий дирижер Зубан Меттер. Рад, что Александр не отказался сыграть со мной в спектакле и прилетел из Израиля в Одессу. Кстати, «Смехач на крыше» создан по мотивам рассказов известного одесского писателя Георгия Голубенко.
- Если не ошибаюсь, ваше сотрудничество началось в 1986 году, с того знаменитого кавээновского монолога. За двадцать лет друг другу не надоели?
- Никаких конфликтов не было! Гарика (так в узком кругу называют Голубенко) очень люблю, знаю наизусть все его рассказы. Бывает, говорю ему: «Гарик, мне кажется, здесь нужно кое-что переделать». А он отвечает: «Пошел ты в жопу!» Видите, как все просто! (Смеется. ) Кстати, после зеркальца и победы в КВН меня начали на улицах узнавать. В автобусе, правда, места не уступали, но в магазинах по блату, из-под прилавка, продавали колбасу. Я был очень худым, с оттопыренными ушами, и все хотели такого красавца подкормить! Когда увидел себя по телевизору, понял, почему люди, глядя на меня, смеются. Мое преимущество — именно смешная внешность.
- Ян, признайтесь, как в КВН попали?
- Я и не скрываю: по блату. Меня привели, дали денег и устроили.
- Родители?
- Какое там! Я же родился в очень культурной и интеллигентной семье. Шо, не похоже? Мама моя, как и положено еврейской женщине, преподавала русский язык и литературу. Она заставляла меня играть на пианино. Говорят, не напрасно: хоть чему-то да научился. Отчим был инженером, дедушка — раввином. Свинину мы не ели. По праздникам я посещал синагогу, как, впрочем, все мои одесские друзья, не имевшие дедушек-раввинов. Дед заставлял меня учить иврит, а я отлынивал: надо было и в футбол поиграть. Убегал на стадион. Но впоследствии между мячом и учебой выбрал учебу.
Сейчас модно признаваться журналистам в том, что был двоечником, хулиганом и так далее. А я не хочу врать! На «отлично» учился в физико-математической школе, позже успешно закончил факультет атомной энергетики Одесского политехнического института. Выступал в Студенческом театре эстрадных миниатюр. Потом, когда появился Театр одесских джентльменов, перешел туда. Мы с ребятами объездили весь Советский Союз!
- А еще вы лет десять состояли в Компартии
- Между прочим, почти все «джентльмены» (я имею в виду команду КВН Одесского госуниверситета) были в КПСС. По Одессе даже ходила такая шутка: «Глядя на «одесских джентльменов», просто невозможно не захотеть стать их членом. Пардон, членом их партии!» Эта шутка, кстати, принадлежит Славе Пелюшенко, нашему тогдашнему капитану. Беспартийному. Он все причитал, мол, Левинзон — партиец, Филимонов — тоже, а я? Но его так и не приняли. Я тепло вспоминаю капээсэсовские годы и наши кавээновские игрища — бои на грани фола. Ведь это сейчас можно говорить что хочешь и не бояться, ибо всем на все наплевать.
- Кто писал сценарии для вашей команды? Говорят, Жванецкий.
- Нет, сами ребята. Отлично писал Юра Сычев, он сейчас в США руководит крупной рекламной компанией. Автором кавээновских приколов был также Толя Контуш. Он в Германии работает, доктор наук, профессор.
- Один в Израиле, другой — в Штатах, третий — в Германии. А в Одессе-то родной кто-нибудь из вас остался?
- Ну, Олег Филимонов и еще двое-трое ребят продолжают «шутить». Я же не живу здесь с 1991 года. Пару лет работал в США, затем уехал с семьей — женой и двумя дочерьми (старшая сейчас служит в израильской армии, а младшая — в полиции) — в Израиль.
- И чем там занимаетесь?
- Сначала устроился на завод, был рабочим, инженером-технологом. Потом перешел в крупную туристическую компанию. Договоры заключал, а как только язык выучил, меня повысили.
- А говорят, владеете крупной фирмой
- Возможно, только я об этом ничего не знаю! Хоть бы название указали! (Смеется. ) После 2000 года в Израиле усложнилась политическая ситуация, туризм «на прием» практически умер. Во всяком случае, жить за счет него стало невозможно.
Сейчас работаю на самом крупном государственном телеканале — «Израиль-плюс». Передачи на нем выходят на двух языках — русском и иврите. Веду еженедельную двуязычную программу «Семь сорок». По пятницам, в 19. 40. (Поскольку пятница в Израиле все равно что в Украине суббота, это прайм-тайм. — Авт. ) Это своеобразное телевизионное кафе, куда приходят интересные люди как из Израиля, так и из стран бывшего СССР: политики, артисты, журналисты, врачи, инженеры. Они сидят за столиками с выпивкой и закуской. Смысл программы заключается в том, что гостям не разрешается говорить об их сфере деятельности. Мы просто отдыхаем. В студии побывали Беньямин Нетаньяху, Шимон Перес, певица Мария Лукач, композитор Владимир Шаинский Передачу смотрят не только в Израиле, но и в США, Канаде, Австралии, Германии — всюду, где ступала нога русскоязычного человека.
- А современный КВН вам нравится?
- Как сказать Игра превратилась в эстрадно-развлекательное шоу, где больше музыки и танцев и меньше хлестких слов. А впрочем Может, так и нужно. Пусть смешат другие. Я во время перелета в Одессу читал газеты, чтобы знать, что в Украине происходит. Согласитесь, смешнее того, что делается в вашей Верховной Раде, не придумаешь! Да и в нашем кнессете ситуация не лучше. И везде так, даже в Штатах, Великобритании, Германии, Японии Смех сквозь слезы, да и только.
- Так расскажите что-нибудь веселое, без слез — для поднятия духа!
- Ну, хорошо. Встречаются на Брайтон-бич две дамы. Одна говорит: «Клара, я слышала, у вас во время тура по Израилю был бурный роман с Володей». — «О чем вы говорите? Это я могу себе позволить роман? У меня же все деньги в бюстгальтере!» И второй анекдот. — «Рива Соломоновна, почему вы эмигрировали в Америку?» — «Ради детей». — «Ну, и шо, дети довольны?» — «Конечно! Они же остались в Кишиневе!»