Події

По расчетам специалистов, новое горючее из бензина и спирта будет стоить не больше трех с половиной гривен за литр

0:00 — 21 липня 2006 eye 463

Если в качестве автомобильного топлива применять спиртобензиновую смесь, можно как минимум на четверть снизить энергетическую зависимость Украины от импортной нефти

Вот он — видавший виды ВАЗ-2107. Снаружи и под капотом самая обычная «семерка». Объем двигателя — полтора литра. А в баке — горючее, которое должно спасти Украину от энергетической зависимости: три четверти 76-го бензина и четверть спирта. Я усаживаюсь и включаю зажигание. Мотор завелся с полуоборота. Поддаю газу. Трогаюсь. Дорога почти свободна — можно разогнаться. Я ожидала услышать стук клапанов на высоких оборотах, какой бывает, когда заправляешься дешевым бензином. Но его нет. Карабкаюсь на подъем с уклоном градусов в 20. Здесь стала заметной потеря мощности. Я таки преодолела горку на 4-й передаче. Вывод: ездить на таком горючем можно.

Если в качестве автомобильного топлива применять не бензин, а спиртобензиновую, а точнее, этанол-бензиновую смесь, можно как минимум на четверть снизить энергетическую зависимость Украины от импортной нефти. К такому выводу пришла группа украинских ученых, которая уже разработала технические условия для производства такой смеси и даже создала промышленную установку. Что же это за новое горючее? О нем рассказал один из участников проекта, первый проректор Житомирского технологического университета, доктор технических наук Иван Грабар.

- Не придется ли для обеспечения энергетической независимости все наши пахотные земли засеять сахарной свеклой, кукурузой да картошкой — сырьем для спирта?

- Вовсе нет. В Украине не возделывается около 15 процентов пахотных земель. Если задействовать всего 2 процента сельхозугодий, мы полностью обеспечим страну спиртовыми добавками к бензину.

- Если я правильно поняла, суть ваших исследований не в полной, а частичной замене бензина спиртом?

- На протяжении последних пяти-шести лет речь шла о добавлении спирта в небольшом количестве (не более 20 процентов) — хотя бы для того, чтобы усыпить бдительность чиновников, лоббирующих соседнее государство с его нефтяной трубой. Но даже если в бензин А-76 или А-80 добавляется только 20-25 процентов спирта, октановое число смеси составит 93-95. Увеличивая содержание спирта до 45-50 процентов, мы получаем октановое число 100. Зачем же покупать дорогую нефть в России, если мы можем сами производить дешевый энергоноситель?

- Никаких проблем с созданием нового вида горючего не было?

- Были. К примеру, при первых экспериментах бензиново-спиртовая смесь со временем расслаивалась. Но эта проблема уже решена. Кроме того, энергонасыщенность спирта ниже, чем бензина. Двигатель, работающий на спирте, теряет 10-15 процентов мощности. Но за счет того, что мы подняли октановое число до 98-100, эту потерю почти удалось компенсировать. При этом выхлоп чище в три- пять раз(!).

И о цене. По нашим расчетам, если в бензин добавлять 20 процентов спирта стоимостью даже 6 гривен, горючее не будет дороже 3,5 гривни за литр. Я хочу сказать, что наш проект обоснован по всем параметрам: экономическим, экологическим и политическим.

- Однако выгодный проект «буксует». Вы считаете, что результаты ваших исследований преднамеренно игнорировали?

- Пару лет назад один предприниматель взялся проталкивать наши разработки на всеукраинском уровне. Уехал в столицу окрыленный, а вернулся подавленным и хмурым. На вопрос о результатах поездки ответил: «Давай оставим это дело».

- Это было тогда. А что сейчас?

- Примерно два месяца назад в Секретариат Президента была направлена моя предпроектная записка. Ждем ответа.

- Но, вероятно, возражения относительно использования этанол-бензиновой смеси связаны не только с бизнесом и политикой. Существуют ли спорные научно-технические вопросы?

- Да. Но они либо преодолимы, либо уже решены. Первая проблема: если 96-процентный спирт лить в бензобак старого автомобиля, все отложения в двигателе и топливной системе, накопившиеся за годы эксплуатации, в течение 50 минут окажутся либо в поплавковой камере карбюратора, либо в инжекторе. Следовательно, топливную систему и двигатель нужно подготовить к новому виду горючего. Второе: спирт достаточно агрессивен, и его необходимо нейтрализовать, применяя соответствующие присадки. Нейтрализация спирта происходит и в процессе его перемешивания с бензином по разработанной нами технологии.

- Какие автомобили участвуют в ваших экспериментах?

- «Запорожец», ВАЗ-2107 и ЗИЛ-130.

- Мне не совсем понятно вот что: спирт в качестве автомобильного топлива используется в мире очень давно. Не велосипед ли изобретают в Украине?

- Можно было бы, конечно, купить готовую технологию в Бразилии, однако лицензия стоит очень дорого. Кроме того, технологии постоянно совершенствуются. Почему же мы должны плестись в хвосте?

- А кто автор или вдохновитель ваших исследований?

- Житомирская исследовательская группа на авторство или «вдохновительство» не претендует. Мы обеспечиваем научное сопровождение проекта. Трудно сказать, кто именно автор идеи, но я занимаюсь этим вопросом с 1994 года. С конца 95-го благодаря тогдашнему руководству Житомирской области подключили Андрушевский спиртзавод и начали серьезные натурные эксперименты там, а также в нашем университете на базе кафедры автомобилей. Сейчас в Украине работают четыре научные организации и с десяток предпринимательских структур, которые заинтересовались этим проектом. Вот-вот должен быть создан консорциум. Я надеюсь, что буду научным консультантом этого консорциума…

Из досье «ФАКТОВ»

Ряд известных мировых компаний уже начали выпуск автомобилей, которые могут ездить как на чистом бензине, так и на смеси бензина с любым содержанием спирта, до 85 процентов. Это и General Моtоrs, и Ford, и Маzda, и Isuzu, и Daimler Chrysler. Что же мешает Украине начать переход от бензина к спирту? Сегодня кубометр метана (это примерно соответствует литру бензина) стоит на АЗС всего полторы гривни. Это серьезный конкурент спирту (впрочем, ненадолго, судя по динамике цен на газ). Кроме того, потребуется переоборудовать как АЗС, так и двигатели машин. Но все это преодолимо. И преимуществ у этанол-бензиновых технологий несравнимо больше, чем недостатков.