Україна

«пусть «киевводоканал» и жэки доведут показатели своего «водовыливания» до нормативного, а потом уже поднимают цены»

0:00 — 2 серпня 2006 eye 295

Так считает глава Киевского территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Николай Лисицкий Как свидетельствует мировая практика, даже в условиях рыночной экономики свободных тарифов на жилищно-коммунальные услуги не существует. Их регулируют органы власти, так как это вопросы огромной социальной важности. Потому грядущее повышение в столице тарифов на воду, вывоз мусора и квартплату пройдет, как того требует закон о естественных монополиях, по принципам гласности и открытости, с обеспечением защиты прав потребителей. В этом процессе примет участие Киевское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины.

«Жильцам выставляли счета за якобы расходовавшиеся более 1000 литров холодной воды в сутки!»

- Наше отделение завизирует «Киевводоканалу» документ о повышении тарифов на холодную воду только тогда, когда они приведут свое хозяйство в порядок! — говорит глава Киевского территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Николай Лисицкий.  — Ведь речь идет нынче о троекратном повышении цены на один кубометр воды — с 0,82 до 2,4 гривни! Мы настаиваем на неукоснительном выполнении действующей инструкции по выявлению утечек питьевой воды в зданиях и работ по их устранению. Люди не должны оплачивать из своего кармана бесхозяйственность «Киевводоканала». Например, если в здании водопотребление превысило норму более чем на 30 процентов, то в 10-дневный срок жэки и районный отдел водосбыта должны выяснить, где причина потерь. Ведь жильцы не могут расходовать воды больше, чем установлено и без того огромным нормативом водопотребления, — 300 литров в сутки.

Вот к нам поступали жалобы из Соломенского района: люди якобы потребляли в месяц воды в два раза больше нормы. Мы вынесли решение о бездействии управления жилищного хозяйства (УЖХ) района, который заставлял жильцов платить за потери воды. И вынудили-таки коммунальщиков найти, где протекают трубы.

В Подольском районе на улице Юрковской, 36/10 ситуация сложилась и того хуже. Жильцам выставляли счета за якобы расходовавшиеся более 1000 литров холодной воды в сутки! Можете себе представить такое? Начали разбираться, запросили у «Подчл-житла» информацию и выяснили: вопреки всем нормативным документам жильцам в течение трех лет(!) вместо двух месяцев засчитывали как потребленные объемы воды, в три раза превышающие нормы. И соответственно, выставляли к оплате огромные суммы, вместо того, чтобы просто найти утечки.

Мы открыли три дела: против «Подчл-житла», «Киевводоканала» — за монопольную бездеятельность, а также против Подольской райгосадминистрации — за то, что не контролирует действия предприятия УЖХ. Вот они все и ответят. Мы будем категорически настаивать вернуть жителям с улицы Юрковской деньги, которые незаконно взимались несколько лет.

Наше территориальное отделение ежеквартально отслеживает по районам города ситуацию, где в домах потери воды превышают норму более чем в полтора раза. Случаев таких, к сожалению, слишком много. А ведь еще в 2001 году специально было принято распоряжение горгосадминистрации Ь 396 «О неотложных мерах по уменьшению потребления холодной и горячей воды в жилом фонде г. Киева». Но выполняется оно крайне плохо! Сегодня жэки получают по 20 миллионов гривен в год на обслуживание внутридомовых сетей — и суммы на их ремонт заложены в тарифах, по которым киевляне платят за воду. Используют эти деньги по назначению или нет?

«В тариф не должны включаться суммы безнадежной задолженности»

- Отделение категорически против того, чтобы продавать товар (в данном случае — воду) по цене ниже той, что он стоит, — продолжает Николай Лисицкий.  — Но заставлять жителей еще и платить втридорога за товар, которым они не пользовались, несправедливо! Сначала пусть «Киевводоканал» и жэки доведут показатели своего «водовыливания» до нормативного, а потом поднимают цены. Отделение об этом неоднократно писало руководству города и настаивало на проверке выполнения распоряжения Ь 396. Ведь выполнять его абсолютно реально — при той армии сотрудников, работающих в УЖХ районов, в жэках и «Киевводоканале».

- На какие моменты вы обратите внимание при согласовании порядка формирования тарифов?

- В тариф не должны включаться суммы безнадежной задолженности, расходы на содержание объектов социального назначения, баз отдыха. Это письменно подтверждает и Минфин. И «Киевводоканал», и «Киевэнерго» должны оздоравливать работников из своей прибыли. Недопустимо, чтобы киевляне им «сбрасывались» на путевки, а прибыль в чистом виде акционерам будет раздаваться. Вот «Водоканал» все время жалуется, что нет денег на химреактивы для очистки воды. Так очищайте не тонну на человека в день, а только 300 литров, доведите свое «водовыливание» до нормативов! Это нужно было сделать еще четыре года назад, а не сегодня взывать: «Караул! Люди, дайте нам деньги!»

Пока в порядке формирования тарифов не будет пункта о запрещении взимать плату с жильцов за потери воды, на 30 процентов превышающие норматив водопотребления более 10 дней, — как того требует инструкция по определению величины утечек питьевой воды, что действует сегодня, — наше отделение документы «Киевводоканалу» не завизирует. И сегодня к нам еще никто по этому поводу не обращался. Потерянные кубометры пусть пишут себе в убытки. Это заставит их следить за своими коммуникациями.

- Жителей столицы ожидает существенное повышение тарифов на горячую воду: с 3,72 до 5,8 гривни…

- В Киеве мы обязали УЖХ районов проверять расчеты «Киевэнерго». Только в нынешнем году по «Печерськ-житлу», Оболонскому, Святошинскому районам начисление на жителей за горячую воду снизилось на девять миллионов гривен, в Дарницком — на 4,5 миллиона. Главное, чтобы УЖХ занимались этой работой постоянно, тогда и начисления на нас с вами будут меньше.

Надо заставить энергетиков и жэки рассчитываться между собой не за потребленные гигакалории, а за кубометры, если речь идет о поставках горячей воды, ведь это логично, правомерно и необходимо! Тогда в тарифы не будут закладываться потери тепла на уровне 14-15 процентов, вовремя проверят и установят теплоизоляцию на трубопроводы, заработают циркуляционные насосы, чтобы мы, открыв кран с горячей водой, не платили за вынужденно спускаемую остывшую воду.

Стремлению повысить тарифы на холодную и горячую воду, помимо прочего, способствует и то, что далеко не все жители вовремя оплачивают коммунальные услуги. Долг растет. И у монополистов — «Киевэнерго» и «Киевводоканала» — появляется сильнейший аргумент: нам не платят, у нас не хватает денег, поднимайте нам тарифы! Чтобы избавить их от этого «козыря», платите вовремя. Вызывайте сантехников, они должны бесплатно выполнять замену прокладок в кранах, регулировку бачков. Вы уже заплатили им за это, внося суммы за воду. Кроме того, сантехники должны сами обходить квартиры, выявлять неполадки.

Жэки оказывают и платные услуги, например замену унитаза, ванной. Недавно мы расследовали случай, когда в одном жэке расценки на такие работы были завышены в четыре раза! Говорят, что водопроводчики берут плату за то, чтобы перекрыть воду в подвале на час-другой — на время мелкого ремонта сантехники. Но жалоб пока не поступало, хотя было бы интересно выяснить: откуда же такие расценки берутся, как и кем составляется калькуляция на них?