Події

«уберите отсюда пострадавшего! Вы мне и так уже всех клиентов распугали», -

0:00 — 3 серпня 2006 eye 297

кричал хозяин надувной горки, съехав с которой мужчина сломал себе шею Херсонские медики требуют обнародовать информацию о том, что с каждым годом все больше отдыхающих, которые едут к морю, становятся жертвами весьма, на первый взгляд, безобидного аттракциона — надувной горки. Только в июле с пляжей Геническа, Арабатской Стрелки и Скадовска в местную областную больницу с сильнейшими ушибами и переломами шейного отдела позвоночника поступили четыре человека. Хирурги называют это развлечение «горками смерти».

«Когда приехала «скорая», у меня уже отказали ноги»

Отправляясь с женой и маленьким сыном к морю, 33-летний житель Луцка Владимир даже предположить не мог, что отдых для него обернется инвалидностью.

- Наши две недели на побережье уже заканчивались, — вспоминает Владимир.  — Накупались, загорели и в день отъезда решили с сыном скатиться с надувной горки. Перед этим море целую неделю штормило, а тут стихло, появились скутера. Мы покатались на скутере, на берег нас высадили у самой горки. «Может, давай?» — предложил мне сын. Купили два билета, поднялись вверх по десятиметровой металлической лестнице. Высота — дух захватывает! Сынок, ему шесть лет, первым спускался. Понравилось! На сумасшедшей скорости тебя, как пулю, выбрасывает в бассейн-приемник! Купили еще по билетику — всего-то гривня. В этот раз сынишка, правда, ехал сидя, а я решил попробовать «рыбкой». Видел, что именно так съезжали перед нами какие-то ребятаЙ

Жена и сын стали свидетелями страшной сцены: Володю вынесли из бассейна посторонние люди — сам он идти не мог.

- Я ударился головой о дно, — вспоминает пострадавший.  — На миг потерял сознание от страшной боли. А когда пришел в себя, то понял, что не могу шевелить ногами. Ног вообще не чувствовал. Лежа в воде, поднял вверх руку, чтобы заметили и помогли выбраться. Друзья сначала подумали, что я дурачусь. Но и я, конечно, не догадывался, что меня парализовало после прыжка в воду.

- Володю подняли и уложили на надувной бортик бассейна, — рассказывает супруга Людмила.  — Пока бегали за медсестрой (аттракцион располагался на территории одного из пансионатов), вокруг собралась толпа отдыхающих. «Попробуй пошевелить ногой», — слышались советы. Но он ни на что не реагировал. Пришла медсестра, она сама была растеряна и не могла ничего посоветовать. Слава богу, среди пляжников оказались женщина-нейрохирург и мужчина, тоже доктор. Они сделали Володе укол, ему стало немного легче. Кто-то вызвал из Геническа «скорую», а до Стрелкового, где мы отдыхали, целых 15 километров!

Меня крайне удивил хозяин горки. Он стал кричать на нас, требуя немедленно убрать Володю с бортика бассейна: «Вы мне всех клиентов распугаете! Не мешайте работать!» Требовал, чтобы ушли доктора, которые оказывали мужу помощь: мол, тут есть медсестра, она утверждает, что ничего страшного не случилось. Люди помогли отнести Володю подальше от злополучной горки, положили под дерево.

Когда прибыла медицинская помощь из района, я потребовала, чтобы с нами поехал хозяин аттракциона, так как хотела предъявить ему претензии. Мы не видели ни одного разъяснения, как можно, а как нельзя спускаться с горки, никто с правилами безопасности супруга не знакомил. Сначала хозяин согласился. Потом ситуация поменялась, и нам сказали: езжайте, дескать, сами, а в больнице к вам подойдет наш представитель. Никто, естественно, не пришел. Между тем мы успели увидеть, как рядом с аттракционом на деревянных щитках спешно развешивали объявления с разъяснениями, как нельзя пользоваться горкой.

Впрочем, состояние Владимира оказалось настолько тяжелым, что его близкие на время забыли о хозяевах горки, стало не до того.

- Покалечился в полдень 16 июля, — замечает Владимир, — а в пять часов мы собирались уезжать. Я и в самом деле оказался в дороге, но только не домой — сначала был доставлен в Геническую районную больницу, куда срочно вызвали санитарную авиацию из областного центра. Прибывшие специалисты приняли решение транспортировать меня в Херсонскую областную клиническую больницу.

«Поймаете сынишку внизу — хорошо, а если нет — к нам никаких претензий!»

- Больного доставили к нам в тяжелом состоянии, — говорит лечащий врач Володи, нейрохирург Херсонской областной клинической больницы Алексей Леонтьев.  — У него компрессионно-оскольчатый взрывной перелом седьмого шейного позвонка, ушиб спинного мозга тяжелой степени, парализованы все конечности, нарушены многие функции организма. Ему сделана сложнейшая операция на шейном отделе позвоночника.

- Есть такое общее понятие, как травма ныряльщика, — комментирует ситуацию заведующий отделением нейрохирургии Херсонской областной клинической больницы Юрий Леонтьев.  — Но в позапрошлом году к нам стали поступать люди с морского побережья, которые покалечились, съезжая именно с надувных горок. В прошлом году их стало еще больше. Не знаю, есть ли такая статистика вообще, но за последний месяц только в нашем отделении прооперированы четыре жертвы этого, как я называю, смертельного аттракциона — двоих привезли из Геническа, двоих из Скадовска.

Пострадавшие все как один утверждают: их не предупредили, что с горки нельзя спускаться вниз головой. Если спуск прямо в море, то съезжающий выбивает ногами песок и под горкой образуется яма. Тот, кто едет «рыбкой», «щучкой», «ласточкой», а проще говоря, на животе, в нее попадает. Травмируется шейный отдел позвоночника и спинной мозг. Последний раз, когда я забирал из Скадовска сразу двоих пляжников с такой же травмой, то попросил тамошних коллег-докторов устроить мне встречу с представителями горисполкома этого курортного городка, а уже через них связался с хозяевами таких вот опасных аттракционов — местными предпринимателями. Мы договорились, что они будут контролировать безопасность аттракционов. Ведь из-за их беспечности морское побережье становится просто-таки опасной зоной. Травмы-то нешуточные.

Сейчас докторам выхаживать пострадавшего Владимира помогает его жена. Людмила отправила домой старшего сына, который отдыхал вместе с родителями (младшего, которому год и девять месяцев, с собой на море не брали), сняла в Херсоне квартиру и теперь находится в больнице с самого утра до позднего вечера. Володя лежит неподвижно. Сколько это продлится, неизвестно, но супруги надеются, что их минует страшная участь.

- Бывают ведь и счастливые случаи, когда люди после подобных травм поднимаются, — улыбается Владимир.  — Говорят, операция прошла удачно, я уже могу немножко шевелить одной ногой. Но в любом случае не прощу устроителям забавы на надувных горках того, что со мной произошло. Если бы они написали правила безопасного поведения, предупреждая отдыхающих, чем может такое катание закончиться, разве стал бы я рисковать? Ведь не пацан, у меня семья, двое детей! Брат жены подал в Генический райотдел милиции заявление от моего имени, и одному из участковых вроде поручили расследовать инцидент, однако я на это мало надеюсь. А так как работаю в Луцке менеджером одной крупной фирмы, которую обслуживают очень квалифицированные юристы, то намерен им поручить защиту моих интересов.

Во-первых, мы с женой потратили на лечение уже более 4 тысяч гривен, и это только начало. Во-вторых, за безопасность аттракционов на морском побережье сейчас вообще никто не отвечает. Уже тут, в больнице, мне рассказали, что этими горками все морское побережье утыкано. Точно такая стоит в Железном Порту. Так вот подходит к ней мамочка с четырехлетним ребенком и спрашивает, можно ли съезжать детям. И знаете, какой ответ? Смотрите, дескать, сами: если словите сынишку, то хорошо, а нет — так на нет и суда нет.

А детей вообще к этим горкам подпускать нельзя! Ребенок легкий, во время скольжения по горке он может перевернуться, и тогда травма неизбежна.

«Устроители аттракциона о риске вообще не предупредили»

В соседней с Володей палате лежит 22-летний житель Скадовска Александр. Он тоже травмировался, съезжая с надувной горки.

- Но у меня другая история, — говорит Саша.  — Винить мне некого. Я просто обожаю экстрим, поэтому никакие предупреждения о том, что это опасно, меня не остановили бы в принципе!

Парень только-только окончил институт и вернулся домой, в Скадовск, на каникулы.

- Все полторы недели дома я только тем и занимался, что ходил на пляж, — вспоминает Саша.  — А там горка эта. Есть такие, что с них плюхаешься прямо в море, но я люблю, когда съезжаешь в надувной бассейн. У нас в городе именно такая, она на берегу. Я за день раз по пятьдесят съезжал. И не чинно, а обязательно с выдумкой. Люблю с ветерком! Самое клевое — это когда едешь на животе, а у самой кромки воды резко отталкиваешься, делаешь сальто на руках и — с фонтаном брызг в бассейн. Раз 15 так съехал и в тот черный для меня четверг 13 июля.

Причем накануне немного потянул шею, поэтому мама, провожая на море, попросила меня: «Береги шею». И вот, не уберег! Причем сальто свое любимое в тот раз даже не делал. Съезжал «рыбкой» и ударился головой о дно бассейна. Не так чтобы сильно, но сразу почувствовал: что-то не то. Вылез из воды самостоятельно. Посидел, пошел выпить квасу, а рука не может удержать бокал. Я заторопился домой. Мама у меня медик, бегом в больницу. Обследовали меня на магнитно-резонансном томографе, она за голову схватилась. За свою…

- Саша получил очень серьезную травму, — говорит Юрий Леонтьев, — но, в отличие от Володи, не повредил при ушибе мозг. После сложнейшей операции можно сказать, что инвалидом он не останется, хотя лечение парню предстоит еще длительное.

- К горкам теперь и на пушечный выстрел не подойду, — уверяет меня Александр.  — Травмировался по собственной дури, кого теперь винить?

Однако нейрохирурги считают иначе.

- Да, отдыхающие сами нарушили правила безопасности, — подчеркивает заведующий отделением, — но в одном случае устроители аттракциона о риске не предупредили вовсе, а в другом молча наблюдали, как человек изо дня в день рискует своим здоровьем. На это ведь смотрят пляжники и считают, что так поступать можно, это допустимо и даже восхищаются, а то и подражают. Чтобы за пять секунд удовольствия расплатиться годами неподвижности.