Седьмого июля в горисполкоме Украинска Донецкой области выстроилась живая очередь — люди прибыли сюда за бесплатной квартирой. На призыв возрождать городок путем его повторного заселения пока откликнулись 200 человек. Но каждый день число желающих увеличивается. Очередь на жилье занимают с шести утра! Администрация этого городка с 11 тысячами населения и единственной шахтой «Украина», печально известной нашим читателям по трагедии, случившейся там в июле 2002 года (когда 37 горняков погибли при пожаре в лаве), не видя уже иного способа возродить жизнь в городе, решила выдать людям ордера на те пустующие квартиры, которые можно заселить по закону. Не имеющий жилья переселенец имеет шанс получить свой заветный угол, пусть даже требующий капитального ремонта, всего за 96 гривен! Столько стоит пакет документов на законное приобретение жилья. Впрочем, подхватить почин Украинска, который первым откликнулся на предложение губернатора Донецкой области найти законные способы заселения брошенного жилья, могли бы многие города: только в Донецкой области число брошенных квартир перевалило за 12 тысяч, около половины из них находятся в коммунальной собственности.
- Ордер у нас уже, можно сказать, на руках! — говорит, плача от радости, миниатюрная женщина, прижимая к груди белокурого малыша.
36-летняя Лена из Дзержинска Донецкой области одной из первых отозвалась на клич городского головы Украинска, прозвучавший в средствах массовой информации: «Земляки, приезжайте возрождать наш город: с жильем и работой поможем. У нас пустует больше тысячи квартир». Маляр-штукатур, мать троих детей, Лена всю жизнь мыкалась по чужим углам. Поэтому, как только услышала, что можно стать владельцем брошенной квартиры, не раздумывая помчалась сюда.
- Я одной из первых приехала и сделала все документы за один день, — с гордостью заявляет Лена. — Хочу сразу заселиться и скорее на работу! Для нас с Сережей здесь столько работы! Мы же маляры-штукатуры, делаем евроремонты.
Сережа, гражданский муж Лены, с которым они вместе прожили пять лет, ждет жену на улице. Она же, боясь пропустить свою очередь за заветной бумажкой на поселение, не покидает душный узенький коридорчик. Это для мужа она выбрала квартиру на первом этаже. Потому что Сережа — инвалид: отморозил ноги на рыбалке и теперь еле ходит, но евроремонтами успешно занимается по-прежнему. Запущенная и много лет пустовавшая квартира для этой пары — подарок судьбы. «Руки есть — ремонт сделаем», — уверены супруги.
- Зато квартира трехкомнатная, — с волнением говорит моя собеседница, — я на всякий случай побольше квартиру присмотрела. Вдруг старший сын тоже захочет сюда переехать? Он уже армию отслужил. А дочь моя в техникуме сейчас учится, надо и ей написать. Пусть мы будем платить даже по 100 гривен в месяц за коммунальные услуги. Так это ж за свое жилье! И место для полуторагодовалого сына в детском садике нам обещали сразу дать. На прежнем месте мы об этом даже не мечтали. Нет прописки — ищите частный садик. Нас и расписывать не хотели. Может, теперь мы и поженимся
По словам Лены, когда она вернулась после первого визита в Украинск и сообщила Сереже, что они станут хозяевами трехкомнатной квартиры, муж сначала аж подпрыгнул от радости, а потом произнес: «Так ждал тебя с этой вестью, но все же не могу поверить в это». Поэтому на первую регистрацию переселенцев в Украинск Лена приехала с сыном на руках и мужем-инвалидом.
- Товарищи, не волнуйтесь, мы сегодня не уйдем, пока всех не примем! — обращается к стоящим в очереди людям молодой мэр Украинска Виталий Нешин. — Не скапливайтесь в коридоре, ведь жарко очень. Кто первый раз приехал и чья очередь на регистрацию еще не подошла, погуляйте по городу — присмотрите себе квартиры. Список адресов свободного жилья есть у моей помощницы.
Все новое — хорошо забытое старое, — обращается Виталий Нешин уже к корреспонденту «ФАКТОВ». — Откуда Украинск пошел? После войны люди ехали сюда строить шахты и построили себе город. Моя мама в 1960-м здесь поселилась, здесь и брат мой, и я у нее родились. А знаете, что Украинск в 70-е годы был вторым по уровню рождаемости городом в СССР и держал пальму первенства аж до 90-х годов?
- Еще в 1991 году все восемь детсадов у нас были переполнены, — вспоминает председатель профкома местной шахты «Украина» Анатолий Адамчук.
Именно в 1991 году люди стали покидать город. В Украинске были остановлены котельные, и квартиросъемщики обзавелись угольными печками и буржуйками. А пожар 2002 года в единственной рабочей лаве на шахте «Украина» подвел город к роковой черте полного вымирания
Тем не менее через год шахта начала возрождаться. Городской голова, выбив средства на восстановление одной газовой котельной, которая должна будет согреть этой зимой 12 пятиэтажек, твердо решил, что доставшееся такими трудами тепло разбазаривать на брошенные в этих же пятиэтажках квартиры недопустимо, и дал команду заняться инспекцией брошенного жилья.
- В коммунальной собственности 300 квартир, — рассказывает Виталий Нешин, — остальные приватизированы, хотя многих хозяев уже не сыщешь. Но мы нашли способ бороться с этим: если есть многолетние долги по коммунальным услугам, то квартиру можно в судебном порядке изъять опять в коммунальную собственность. 96 гривен стоят судебные услуги по «расприватизации». Эти расходы лягут на плечи нового жильца. На восстановление коммуникаций в домах сейчас брошены все силы. Ремонт кровель — в порядке очередности.
Граждане, я попрошу любить этот город, то есть платить за коммунальные услуги, — обращается Виталий Нешин к настигнувшим его на улице переселенцам. — Предупреждаю: вода — по графику, тепло зимой может быть не у всех сразу. Но за предоставленные услуги платите исправно. Старые долги мы с новоселов требовать не станем, но новых долгов тоже не потерпим. Внутренние работы в квартирах, милые мои, полностью лягут на ваши плечи. Льготникам поможем — настолько, насколько хватит средств.
- Ну а пенсионеры как помогут возрождению города? — не удерживаюсь я от скептического замечания, наблюдая, как молодой мэр обещает помочь с ремонтом опирающейся на костыль пожилой женщине.
- Только бы ни единый уголочек в городе не был заброшен, мы и бабушкам занятие найдем: будут детей смотреть, укроп выращивать и продавать, — уверенно заявляет Виталий Нешин, после чего обращается к молодому шахтеру. — У нас вакансий комбайнера на шахте нет, но вот стоит работница центра занятости, ты у нее спроси про шахты в соседних городах. У нас испокон веку автобусы возили рабочих в соседние города — Новогродовку, Красноармейск. До Донецка и Макеевки 40 минут ехать.
Мужчины, по словам мэра, могут работать горняками и рабочими железнодорожных путей. Нужны и строители, и плотники, и еще масса рабочих специальностей. 200 женщин планируется доставлять автобусом на новую линию кондитерского производства в Донецк. Примерно столько же примет цех по пошиву рабочей одежды, требуются люди и в колхоз. Властям этого города, пожалуй, первыми в Украине официально объявившими кампанию возрождения, уже посыпались предложения от бизнесменов. По открытию автозаправки, СТО, магазинов, кондитерского цеха, производства детского трикотажа. Бизнес-планы обещано рассмотреть все. Кроме экологически вредных.
- Строительство химзавода попрошу не предлагать, и «странникам» (имеются в виду люди, которые не ладят с законом. — Авт. ) лучше ко мне не обращаться, — сурово предупреждает Виталий Нешин.
- Пока люди едут приличные, — отмечает председатель шахткома, присматривающий среди собравшихся рабочих на шахту. — Вот семья из Львова едет — девять детей везет! Из Донецка с пятью детьми молодые супруги едут. Намучились в Донецке, живя в бараке. И еще у нас теперь будет жить заслуженный мастер спорта — бывшая киевлянка с дочкой.
Проникнув вместе с новоселами под видом переселенки в пустую двухкомнатную квартиру в двухэтажке, корреспондент «ФАКТОВ» решила лично узнать, с какими трудностями придется бороться вновь прибывшим. Разрушенная печка, отсутствие сантехники, обшарпанные стены, на которых нетронутой осталась только икона с образом Божьей Матери Начинаю свой нехитрый подсчет: унитаз — минимум 200 гривен, ванна — еще 300. В общем, ясно: не всякий романтик останется на этой «целине». Но тот, кто все же решится, может быть уверен: в этой двухэтажке добрые соседи вам гарантированы.
- Какой этот дом теплый, — расхваливают жилье соседи — пожилые супруги. — Мы знаем печника, который вам печь восстановит, а уголь на зиму вам обойдется в гривен пятьсот. Что, в Донецке меньше за отопление зимой отдаете?
У кого же из новоселов не дрогнет сердце от такого приглашения? Так что, если кто надумает, звоните прямо в горисполком Украинска, и лучше с утра: 8-06237-6-22-15. В город уже прибыли 200 новоселов, и каждый день с шести утра все новые желающие занимают живую очередь на квартиру
P. S. Когда верстался номер, стало известно: в Украинске пустуют от силы 10 квартир. Целый город уже заселен!