Події

«я дениса прощаю — он не виноват», -

0:00 — 15 серпня 2006 eye 796

сказала мать погибшего солдата Андрея Губина, собираясь встретиться с сослуживцем, по неосторожности застрелившим ее сына Не прошло и девяти дней с того момента, как в воинской части в селе Селещина Машевского района Полтавской области пьяный майор убил 18-летнего Руслана Пащенко, и вот украинская армия самым нелепым образом лишилась еще одного солдата. 11 августа в городе Докучаевск Донецкой области похоронили 18-летнего рядового, по неосторожности застреленного своим же сослуживцем в воинской части города Белая Церковь Киевской области. Решив в шутку напугать сослуживца — рядового Александра Губина, его лучший друг Денис Белый (фамилия изменена) направил парню в голову автомат АК-74 и, сняв его с предохранителя, сделал одиночный выстрел. Денис, как утверждают товарищи, не знал, что автомат заряжен.

Я так сына наставлял: «Служи за нас двоих»

Заместитель командующего сухопутными войсками по боевой подготовке, генерал-лейтенант Григорий Дячук, который от имени командования Вооруженных сил Украины принес официальные извинения родителям погибшего рядового Андрея Губина, пообещал матери солдата, что передаст суду ее просьбу… не наказывать Дениса. Мать солдата Ирина Губина хочет поехать в часть, чтобы поддержать Дениса, которого считает невиновным в смерти сына.

- Мой ты вечный теперь контрактник, мой ты пожарный…  — пока мама причитает над гробом, обняв свою несостоявшуюся невестку Ирину, отчим погибшего солдата рассказывает о своем мальчике собственному корреспонденту «ФАКТОВ».

Владимир Юрченко, воспитывавший сына своей гражданской жены с пятилетнего возраста, говорит об Андрее только как о собственном ребенке.

- Смотрите, какой он был у меня красавец, — показывает Владимир армейский снимок Андрея, из которого действительно получился бы убедительный рекламный плакат Вооруженных сил Украины.  — Я его с пяти лет к армии готовил, учил, что старших надо слушать, что закон следует уважать — чтобы потом не раскаиваться. Он у меня и бегал, и плавал, и кувалду метал, и мне помогал. Я сварщик, а ему доверял радиотехнику чинить. Перед армией Андрей сдал на водительские права. Он своим младшим сестричкам был, как папка: и погулять, и на ставок сводить, и постирать, и убирать их учил. А за меня всегда заступался.

Года два назад недалеко от дома на Владимира напали грабители, и первым на его зов откликнулся сын. Андрей отбил отца у нападавших.

- Наверное, сынок и хотел стать пожарным, потому что ему нравилось спасать людей, — продолжает мой собеседник.  — Позапрошлым летом он вытащил из ставка взрослого парня, который выпившим полез купаться и стал тонуть. А незадолго до призыва они с другом, сидя у нас вечером во дворе, услышали визг тормозов и глухой удар о землю. Мальчики сразу же поняли, что случилась беда, и бросились на улицу. Там, как оказалось, нашего пожилого земляка, ехавшего на велосипеде, сбил мотоцикл. Водитель с места ДТП скрылся, оставив деда без помощи. Ребята сразу закрыли пострадавшему рану на голове, вызвали «скорую», милицию, дали показания. Отчасти благодаря ребятам и виновника ДТП нашли, и человека спасли. Врачи говорят, если бы пострадавший пролежал без помощи еще минут 20, он истек бы кровью.

Ну а к службе в армии отчим привил Андрею особое, трепетное, отношение.

- Я так и настраивал Андрея: «Сынок, служи за нас двоих», — решается на откровение Владимир, рассказывая о том, какая горечь навсегда осталась у него в душе от того, что он в свое время не попал служить в Афганистан.  — Из Докучаевска пять человек тогда призвали, вернулись только двое. Но, что бы там сейчас об Афгане ни говорили, я все равно до сих пор жалею, что не попал туда вместе со своими ребятами. Уже повестка была у меня на руках, но за пять дней до отправки у меня вышел конфликт с законом. Не взяли меня в армию. Потому мы с сыном мечтали, что он в армии на контракте останется, до хорошего чина дослужит, а потом вернется домой и станет пожарным. Разве сейчас без армейской службы на хорошую работу устроишься?

Андрей, по словам местного военкома, мог бы получить отсрочку от воинской службы: у него еще две младших сестренки 14 и девяти лет и 17-летняя сводная сестра (от первого брака отчима). Мать не работает и официально в браке с отцом своих младших дочек не состоит. Но парень, написав заявление в военкомат, настоял на том, чтобы его призвали в армию.

«Ошибка или шутка с боевым оружием оборачивается трагедией»

- Приказом Командующего сухопутными войсками приостановлены все стрельбы, проводятся занятия по повышению мер безопасности, ведется разъяснительная работа по выполнению своих обязанностей — проведению стрельб среди солдат и офицеров,- заявил «ФАКТАМ» заместитель Командующего сухопутными войсками Вооруженных сил Украины по боевой подготовке генерал-лейтенант Григорий Дячук после траурного митинга.  — Косвенные виновники трагедии — организаторы стрельб в воинской части Белой Церкви — понесут наказание. В ходе расследования уголовного дела об убийстве вследствие неосторожного обращения с оружием проводится служебное расследование, а командир части, где произошло ЧП, пока отстранен от исполнения своих служебных обязанностей.

Генерал считает, что, если бы организаторы стрельб четко выполняли свои обязанности — контролировали выдачу боеприпасов, а также действия военнослужащих во время стрельб и после них, трагедии не произошло бы.

- Этот случай еще раз доказал, что каждое положение курса стрельб буквально написано кровью: ошибка или шутка с боевым оружием оборачивается трагедией, — резюмировал генерал.  — Денис тоже предстанет перед судом, так как он и при получении оружия (еще до принятия присяги), и перед началом учебных стрельб расписывался за то, что недопустимо направлять оружие на человека, даже когда оно незаряжено. Я понимаю, что причина беспечности — молодость, неопытность… Как обидно: ведь и Андрей, и Денис за неполных четыре месяца службы зарекомендовали себя хорошими солдатами и могли стать настоящими профессионалами военного дела.

По информации генерала Дячука, под конец плановых занятий по огневой подготовке один из военнослужащих якобы взял автомат, оставленный Денисом на учебном месте, и, перепутав полный магазин с пустым, присоединил к оружию заряженный магазин. После чего поставил автомат на место. Денис, не зная, что автомат заряжен, взял его и в шутку пугая своего товарища, направил АК-74 ему в голову и передернул затвор. От полученного ранения Андрей умер на месте. Таковы предварительные данные следствия.

«Не надо наших детей отправлять в армию, если в ней нет контроля»

- Мать к Андрею в армию с дочками Дашей и Сашей ездила, — рассказывает Владимир Юрченко.  — Невеста Андрея, Ира, трижды у него гостила, вот последний раз в понедельник оттуда вернулась, рассказывала, что сыну в армии нравится, все дружат. Особенно Андрей с Денисом. Говорила, что Андрей гордился тем, что у них в части дедовщины нет. Все так хорошо шло…

Накануне трагедии, вечером 8 августа, солдат, как обычно, позвонил домой и рассказал родителям, что все у него хорошо. А через несколько часов его не стало. Владимир вспоминает, как вечером, за несколько часов до беды, они с женой и ее подругой сидели под виноградником. Немного выпили за то, чтобы Андрею хорошо служилось, чтобы в сентябре сын подписал контракт, чтобы свадьбу сыграли, как намечалось…

- Так душевно сидели, только кот чужой донимал: все лезет и лезет в наш двор, и мяукает так надрывно, аж нутро наизнанку выворачивает, — вспоминает Владимир.  — Я детям велел его прогнать. Прогнали, а он через пять минут опять тут как тут! И ноет, и ноет. А ночью приехали из части…

Родители солдата не сразу забеспокоились: подумали, может, это к одинокой старушке-соседке «скорая» приехала. Но, обратившись к Ирине Владимировне Губиной по имени-отчеству, человек в военной форме предупредил: «Мы привезли вам недобрые вести»…

- Все ребята с Денисом передачами из дому делились, кто же ему, сироте, привезет вкусненького? — неожиданно тепло говорит о виновнике трагедии Владимир.  — Андрей с Денисом недавно сфотографировались, вместе собирались оставаться в армии. Представляю, что Денис сейчас переживает… Сына нам все равно уже не вернуть, а если этого сироту за неосторожность накажут, то лишь сделают из него озлобленного человека. Каждый имеет право на ошибку…

- Я в армию сына отправляла не для того, чтобы он погиб, — говорит мать Андрея.  — Не надо наших детей отправлять в армию, если в ней нет контроля. Виновато начальство — те, кто без контроля оставили солдат. А мальчика, который это сделал, я прощаю — он не виноват. Я хочу встретиться с ним. Он же сирота. Его больше никто никогда не поддержит! — разрезает мать надрывным голосом воцарившуюся во дворе гробовую тишину.

По словам сослуживцев, Денис, которого ребята в части уважали не меньше, чем Андрея, был так потрясен смертью друга, что его 12 часов приводили в чувство в медсанчасти.

P. S. К сожалению, в 72-й механизированной бригаде, куда приехали «ФАКТЫ» в прошлую пятницу, поговорить с журналистами о случившемся никто не пожелал. А может, прапорщик на КПП, в помещении которого шел ремонт, никому из офицеров и не докладывал. Требовал разрешения Генштаба на посещение части, ссылался на то, что все на обеде (а потом на собрании), на тайну следствия, и что армия сама разберется.

Мы же, наивные, думали, что налогоплательщики имеют право знать если не тайну следствия, то хотя бы «тайну причины» всех этих ЧП, случающихся в нашей армии все чаще и чаще. Как и ответа на вопрос: надо ли офицерам заканчивать военные академии, чтобы уметь внушать солдатам, что не только оружие — даже палец наставлять на человека нехорошо.