Події

Торговец валютой умер в больнице, получив три пули и удар ножом из-за… 330 долларов

0:00 — 16 серпня 2006 eye 387

Главарь банды, промышлявшей разбойными нападениями, приговорен к пожизненному заключению. Двое его сообщников — к 10 и 15 годам лишения свободы Еще недавно в Запорожье «стометровка» на улице Сталеваров в районе Крытого рынка была одним из главных мест, где нелегально торговали валютой. Именно здесь днем 30 июля 2004 года двое мужчин подошли к менялам и, угрожая пистолетами, отобрали у троих из них деньги. Действовали без масок, на глазах у многих людей. Тяжело ранив двоих ограбленных, преступники разбежались в разные стороны и ушли дворами. Встретившись позже в условленном месте, поделили добычу — 16 тысяч гривен, 3600 долларов США, 550 евро, 7 тысяч рублей, мобильный телефон и электронную записную книжку. Звали бандитов Дмитрий Баранов и Константин Николаев. Но в то время милиция еще не знала их имен.

Пока трое милиционеров дежурили у дверей, подозреваемый открыл скрепкой наручники и сбежал через окно

- Для поиска преступников создали оперативно-следственную группу, — рассказывает начальник отделения Запорожского областного управления уголовного розыска Владимир Ершов.  — Как раз в это время в Днепропетровске происходили аналогичные ограбления валютчиков с применением оружия. Пистолеты бандиты отбирали у милиционеров, которых убивали. Естественно, мы сначала считали, что случай в Запорожье — одного порядка с днепропетровскими.

А через две недели в небольшой частной гостинице «Две луны» некий мужчина, зарегистрировавшийся как Павел Козлов, устроил пьяный дебош со стрельбой. Приведя в номер двух проституток, Козлов развлекался тем, что приставил к виску одной из девиц заряженный пистолет и выстрелил. Пуля оцарапала голову и ушла в стену. Несколько раз Козлов стрелял в потолок. Потом он вызвал такси, сел в него с дамами и, угрожая «стрельбой на поражение», заставил водителя ездить по ночному городу. В одном из дворов выскочил из машины и скрылся в темноте. Пули, найденные милицией в «Двух лунах», оказались выпущенными из ствола, «засветившегося» на улице Сталеваров. Со слов администратора гостиницы, таксиста и проституток, которых без труда разыскали, был составлен подробный фоторобот вооруженного дебошира. Сверившись по картотеке с его отпечатками пальцев, в изобилии оставленными в гостиничном номере, определили, что они принадлежат Дмитрию Баранову, объявленному в начале 2003 года в розыск.

Личность этого 30-летнего парня была хорошо известна оперативникам. Отсидев шесть лет за разбой, заболев в тюрьме открытой формой туберкулеза, Баранов в 1999-м вышел на волю. А в сентябре того же года с тремя сообщниками совершил разбойное нападение на квартиру в Энергодаре (Запорожская область). Несмотря на то что на грабителях были маски, их через месяц арестовали. Но Баранов сумел сбежать из городской больницы, куда его привезли из-за обострения болезни (пошла горлом кровь). Пока трое(!) охранников дежурили у дверей палаты, преступник, прикованный за руку к спинке кровати, открыл скрепкой замок наручников, отогнул прутья оконной решетки и скрылся в ближайшей посадке. Горе-милиционеров уволили из органов внутренних дел, а сбежавшего бандита объявили в розыск.

С поддельным паспортом, купленным за 250 гривен, преступник устроился работать охранником в магазин

Будучи в розыске, Баранов за 250 гривен купил в Мелитополе паспорт на имя Павла Козлова (этот человек действительно потерял документ), вклеил в него свою фотографию, подделал печать. Интересно, что с этим паспортом Баранов некоторое время даже работал в Запорожье охранником магазина «Романтик». Газовый пистолет «Иж-79», переделанный под боевой и снабженный глушителем, вместе с 80 патронами к нему был куплен гораздо раньше на авторынке. Легализовавшись и вооружившись, лже-Козлов стал «зарабатывать» деньги. Но прежде он взял в помощники Константина Николаева.

36-летний Николаев имел за плечами две судимости (два года «химии» и семь лет). Предложение Баранова о сотрудничестве принял охотно, после чего партнеры купили пневматический пистолет «Байкал» с глушителем и сняли квартиру, где и разрабатывали свои планы. Первой их операцией стал грабеж валютчиков на улице Сталеваров. На украденные деньги Баранов с сожительницей и Николаев поехали в Крым. Фотографии отдыха «на югах» милиция потом найдет во время обысков у преступников.

Через два с половиной месяца некий Виталий (его личность не установлена до сих пор) попросил Баранова помочь проникнуть в квартиру, в которой находились «важные документы». По договору, часть из найденных в доме ценностей доставалась Баранову. Хозяину, открывшему дверь, прострелили бедро, после чего избили, связали и заклеили рот скотчем. Из взятой в квартире добычи Баранову перепало три золотых колечка и тысяча гривен.

Пару недель спустя Баранов рассказал Николаеву, что знает кавказца, который на одном из запорожских базаров собирает выручку с рыбных ларьков. «Зверь» небольшого роста и сопротивления не окажет, — убедил он напарника.  — При себе будет иметь от 5 до 10 тысяч гривен, достаточно показать ствол и обшмонать». Вечером, когда кавказец ставил свою машину в гараж, преступники вошли и, угрожая пистолетом, приказали ему лечь на пол. Но мужчина, вопреки ожиданиям, кинулся на Баранова. Тот выстрелил. Раненого повалили, избили, попытались связать. Он кричал, а так как в соседних гаражах были люди, грабители решили не рисковать и скрылись.

Чтобы завладеть автомобилем, бандиты вывезли таксиста на заброшенное кладбище и привязали к могильной ограде

Нужен был крупный куш, и бандиты решили вновь «бомбануть» валютчиков, только на этот раз в Мелитополе. Для осуществления плана требовался еще один человек. И Дмитрий Баранов посвятил в замысел своего младшего брата Костю, который, уже имея две судимости, продолжал совершать вооруженные разбойные нападения. Младший Баранов, рассчитывая на свою часть «выручки», охотно согласился подсобить родному брату.

- Это было последнее дело троицы, — говорит Владимир Ершов.  — Преступники приехали в Мелитополь и сняли квартиру на улице Богдана Хмельницкого. Несколько дней изучали места «дислокации» валютчиков возле Центрального рынка, выбирали жертву. Подготовили перчатки, вязаные шапочки с прорезями, распределили между собой роли. Утром 18 ноября 2004 года Константин Баранов поймал такси, по пути подсели Дмитрий Баранов и Николаев. Угрожая ножом водителю, заставили его перебраться на заднее сиденье, за руль сел младший Баранов. Приехав на заброшенное кладбище, которое присмотрели заранее, усадили водителя на землю возле одной из могил, привязав скотчем за горло к ограде. Ноги и руки мужчине тоже связали, на глаза натянули шапочку, поверх нее намотали скотч. Еще заставили выпить стакан водки, в которую подмешали снотворное. И ушли. Минут через десять мужчина услышал старческий голос и позвал на помощь. Но вместо этого получил два удара ребром ладони в гортань, да так, что чуть не задохнулся. Это Дмитрий Баранов специально вернулся, чтобы проверить, не отвязался ли пленник. Позже, убедившись, что бандиты ушли окончательно, водитель сумел-таки освободиться и добрался до места своей работы.

На украденных «Жигулях» преступники подъехали к рынку. За рулем остался Константин Баранов. Дмитрий Баранов и Константин Николаев подошли к мужчине и женщине, которые меняли валюту (это оказались сестра и брат Ч. ), и потребовали деньги. Мужчина оказал сопротивление, и тогда Баранов выстрелил ему в грудь и ногу, а Николаев ударил ножом в спину. Бросившуюся на помощь женщину швырнули на землю, несколько раз ударили ногами. Потом Баранов еще раз выстрелил в парня. Завладев деньгами (»улов» составил 10 тысяч российских рублей — порядка 330 долларов!), преступники скрылись на «Жигулях». Бросив машину в дальнем дворе, они по отдельности добрались до квартиры, в которой жили, и решили отсидеться несколько дней, понимая, что мелитопольская милиция ввела план «Перехват».

Как выяснилось после баллистической экспертизы, изъятые с места стрельбы гильзы и пули вылетели из уже знакомого правоохранителям пистолета. Свидетелей происшествия было много, они опознали преступников по фото. Сомнений в том, что и в Запорожье, и в Мелитополе менял грабила одна группа, не оставалось. Что касается раненного на рынке молодого мужчины, то он скончался в больнице.

- Я не могу раскрывать всех наших секретов, но проведена была большая аналитическая работа, — продолжает Владимир Ершов.  — Задействовали практически весь «убойный» отдел управления розыска и «бандитский» отдел УБОП. Через месяц установили адреса проживания членов преступной группы, узнали место и время их общей встречи. Думали задержать всех сразу, но, пока брали возле машины младшего Баранова и Николаева, старший Баранов заметил суету на улице и сумел уйти. Мы дали его фотографию в городские СМИ, обратились за помощью к гражданам. И месяца через полтора его нашли — я сам выезжал на задержание. А вскоре и днепропетровские коллеги арестовали преступную группу из Кривого Рога, которая на протяжении нескольких лет совершала резонансные убийства, в том числе и валютчиков.

На суде бандиты выкручивались каждый по-своему. Константин Баранов напирал на то, что не знал о похождениях старшего брата, никогда не видел у него пистолет. А в Мелитополь поехал, так как брат убедил: нужно взять у кого-то для продажи дорогую икону. Старший Баранов уверял судей, что в ходе досудебного следствия к нему применяли меры психического и физического воздействия. Но обстоятельств, смягчающих вину кого-либо из троицы, суд не установил.

Решением Апелляционного суда Запорожской области организатор преступной группы Дмитрий Баранов приговорен к пожизненному заключению, его брат и сообщник Константин Баранов — к 10 годам лишения свободы, Константин Николаев — к 15 годам тюремного заключения. Все трое подали кассационные жалобы в Верховный суд Украины. На их рассмотрение может уйти несколько месяцев. По этой причине мы не назвали в этой статье настоящих фамилий преступников.