Події

Обварившись в 10-литровой кастрюле только что снятого с огня борща, двухлетняя влада осталась практически без кожи

0:00 — 23 серпня 2006 eye 742

Глубокие и обширные ожоги 80 процентов поверхности тела считаются не поддающимися излечению, но винницкие врачи сделали все возможное, чтобы спасти ребенка Заигравшись, Владка, которой вот-вот должно было исполниться два годика, кувыркнулась в кастрюлю только что закипевшего борща. А ведь ожоги, вызванные горячей жирной жижей, намного опаснее, чем, к примеру, полученные от кипятка. Вода быстро стекает, а жирная жижа обволакивает тело, укутывает, вмиг проникая вглубь кожи и находящихся под ней тканей. Практически вся кожа малышки погибла. Но Владке было суждено выжить…

«Дочка то чуть не хлебнула уксуса, то опрокинула тарелку горячего супа»

- Мы как раз затеяли у себя в общежитии ремонт — развалили старую печку, чтобы установить новую, которая бы обогревала обе комнаты, — рассказывает 29-летняя жительница райцентра Крыжополь Винницкой области Лариса Мельниченко.  — Для бригады строителей я и приготовила 10-литровую кастрюлю борща, а, поскольку места для нее на столе не хватило, поставила на пол. Еще, помню, позвала своих старших деток — 12-летнего Сашу, 9-летнего Сережу и 6-летнюю Настю, чтобы вывели на прогулку кружившую возле меня малышку Владку. А уже в следующую минуту я содрогнулась от страшного пронзительного крика малютки… Какой ужас! Она угодила в ту самую кастрюлю с борщом, которую я только что сняла с огня! Я бросилась к кувыркавшейся в кастрюле доченьке, с трудом вытащила ее из борща. Сдернула с кричащего ребенка футболочку, шортики и сразу же плеснула водой на раскрасневшееся тельце — как раз два ведра воды оказалось под руками! О том, что раны от ожогов следует охлаждать холодной водой, знала из собственного опыта, когда однажды старшая дочь, примерно в таком же возрасте, как и Владочка, сунула ручку в кипящий холодец…

Женщина сетует, что предчувствовала беду, а предотвратить не смогла. За два дня до происшедшего несчастья очень подвижная и любопытная девочка, как и многие другие дети, которым вот-вот исполнится два годика, стянула с кухонного стола бутылку с уксусом и попыталась его выпить. Хорошо, что мать находилась рядом и вовремя выхватила бутылку. На следующий день девочка чуть не опрокинула на себя тарелку горячего супа — к счастью, суп пролился рядом с ней. А вот миновать кастрюлю с горячим борщом малышке, увы, не удалось…

На крики обварившегося в борще ребенка сбежались соседи по общежитию. Увидев обожженное детское тельце, люди советовали Ларисе до приезда «скорой помощи» смазать девочку подсолнечным маслом или гусиным жиром, а кто-то совал тюбики с кремом от ожогов. Но Лариса была уверена: от такой помощи ребенку легче не станет. Она пыталась успокоить дочку, дико кричавшую от невыносимой боли, но это было невозможно.

Тело пострадавшей отекало и покрывалось красно-синими пятнами, малышке было трудно дышать, она потеряла сознание. Медики Крыжопольской центральной районной больницы, куда доставили маленькую пациентку, констатировали, что девочка почти вся обварилась в кипящем борще — она получила ожоги 80 процентов поверхности тела. Глубокими и обширными ожогами были поражены туловище, ножки, ручки, горячие брызги попали и на лицо, на волосистую часть головки, шею. Девочку сразу же начали охлаждать в ванной, затем подключили капельницы, приступили к выполнению ряда других неотложных мер.

- Ребенок находился в крайне тяжелом состоянии, вызванном ожоговой травмой, которая повлекла за собой шок, расстройство кровообращения, дыхания, нарушение работы сердца, мозга, легких, почек, — сообщил врач-реаниматолог отделения реанимации и интенсивной терапии Винницкой областной детской клинической больницы Виктор Коробко.  — Прибыв по санавиации в районную больницу, я убедился, что первую медицинскую помощь пострадавшей оказывали в полном объеме. Но, поскольку таких тяжелейших больных целесообразнее лечить в нашем реанимационном отделении, где работают опытные медики и есть соответствующее медицинское оборудование для оказания квалифицированной помощи, мы начали готовить девочку к транспортировке на реанимационном автомобиле в Винницу. К счастью, малышка хорошо перенесла дорогу.

Лечение расписали почасово. Интенсивная терапия была направлена на то, чтобы снять интоксикацию организма, восстановить функцию почек, поддержать работу сердца, печени, легких и других жизненно важных органов и систем организма. Это оказалось нелегко, ведь у ребенка возникли осложнения ожоговой болезни — плохо сворачивалась кровь, появились кровоточащие язвы в желудке и кишечнике.

«Малышке сделали операцию по удалению всей мертвой кожи»

- Маленькая пациентка находилась в отдельной реанимационной палате, в которой круглосуточно дежурили медсестра и санитарка, — рассказывает исполняющий обязанности заведующего отделением реанимации и интенсивной терапии Георгий Бабенков.  — Медработники следили за показателями кардиомонитора, записывавшего артериальное давление пациентки, частоту пульса, насыщение крови кислородом. Девочке перелили большое количество компонентов крови — плазмы, альбумина… Навестивший маленькую пациентку в больнице главный комбустиолог (врач, специализирующийся на лечении ожоговых больных.  — Авт. ) Украины Георгий Козинец поддержал выбранную нами тактику лечения.

Всем отделением мы лечили и выхаживали малышку и искренне радовались, когда примерно на шестые сутки лечения ее состояние удалось стабилизировать. Начала восстанавливаться микроциркуляция крови. Девочка стала питаться через зонд специальными лечебными смесями. А вскоре и протертым мясом, рыбой, творожком, печеными яблочками — это специальное, разработанное врачами-диетологами полноценное и сбалансированное питание в таких исключительных случаях мы заказываем на больничной кухне.

- Глубокие и обширные ожоги 80 процентов поверхности тела в медицине считаются не поддающимися лечению, — констатирует врач-комбустиолог ожогового отделения Винницкой областной больницы имени Н. Пирогова Владимир Зеленько.  — Мы стали думать: на реанимационные мероприятия по выведению девочки из тяжелого ожогового шока уйдет несколько суток, за это время можем потерять малышку вследствие острой ожоговой токсемии (воздействие на организм токсинов — продуктов распада погибших от высокой температуры клеток кожи.  — Авт. ). Поэтому решили срочно оперировать девочку. Мы рисковали, ведь малышка еще не вышла из ожогового шока… Уже через два дня после госпитализации в областную детскую больницу маленькой пациентке была сделана операция по иссечению и удалению 80 процентов(!) мертвой кожи на уровне живых и мертвых тканей.

- Даже не верится, что такое возможно…

- Обычно хирурги одномоментно снимают мертвые ткани на площади 15-20 процентов поверхности тела — боятся осложнений, да и хирургическое оборудование еще так несовершенно. Но в данном случае просто не было другого выхода. Во время операции по иссечению и удалению мертвой кожи кровопотери практически не было, а вот некоторые выделявшиеся из ран капельки крови не сворачивались, и для остановки кровотечения пришлось применить специальные салфетки и пленочный перевязочный материал, содержащий смесь лекарственных препаратов. Второй этап операции — по закрытию ожоговых ран ксенокожей (специально обработанной свиной кожей, которая временно выполняет функцию поврежденной кожи человека), был отложен на следующий день.

- Владимир Александрович, почему же сразу не закрыли раневую поверхность ксенокожей?

- Возникла угроза жизни ребенка из-за большой кровопотери. Поэтому отстроченная первичная ксенопластика в данном случае была оправдана — ни воспалительного процесса, ни нагноения в столь объемной ране за сутки не возникло. А уже примерно на седьмые сутки под ксенокожей начала восстанавливаться собственная кожа ребенка.

Надо сказать, что метод ксенотрансплантации, разработанный и широко внедренный в практику винницкими ожоговыми хирургами во главе с областным комбустиологом кандидатом медицинских наук Василием Нагайчуком совместно с тернопольскими коллегами, в сочетании с другими современными методами лечения ожоговых больных позволяет спасти самых безнадежных пациентов. Дело в том, что специально обработанная свиная кожа — превосходное биологическое покрытие, временно выполняющее роль собственной потерянной кожи человека. Она хорошо приживается, особенно у детей, кроме того, вскоре после пересадки у больного снижается болевой синдром, быстро восстанавливается работа внутренних органов, и, что очень важно, с ее помощью больных можно уберечь от сепсиса…

У Влады Мельниченко несколько дней после операции ожоговая болезнь не отступала. Сказывались перенесенные девочкой внутренние кровотечения и другие осложнения. Но нам удалось с ними справиться!

Сегодня большая часть утерянной кожи ребенка восстановилась, оставшиеся же раны затягиваются. Эта миленькая девочка играет, поет песенки.

«Винницкие врачи ничуть не хуже практикующих на Западе!»

Многие медики, спасавшие Владу, считают, что девочке еще и невероятно повезло. Впрочем, такое же невероятное везение сопутствовало и другим тяжелейшим ожоговым пациентам, которых винницкие врачи вернули к жизни. И упавшему на раскаленную печку младенцу, получившему несовместимые с жизнью ожоги, и попробовавшему соляную кислоту мальчишке, и угодившему в 100-литровый котел с кипятком ребенку, и мальчику, из-за смертельно опасного недуга лишившемуся кожных покровов тела и слизистой внутренних органов (о двух последних случаях «ФАКТЫ» подробно рассказывали.  — Авт. ).

- Сразу после случившегося с Владочкой несчастья наши родственники и соседи обратились в Министерство здравоохранения Украины с просьбой помочь малышке, как и Насте Овчар, с лечением в США, — продолжает Лариса Мельниченко, мама Влады.  — Теперь все убедились, что и у нас на родине, в Виннице, медицина может творить чудеса! Благодарна медикам за их героический труд. Ценой невероятных усилий они вернули дочку к жизни.

Благодарна и руководителям Винницкой областной детской клинической больницы — главврачу Татьяне Антонец, ее заместителю по лечебной работе Оксане Моравской, которые прониклись нашим горем и нашли возможность бесплатно выделить дорогостоящие медикаменты для ребенка. Ведь нашей многодетной и малообеспеченной семье огромные средства на лечение дочери вряд ли бы удалось найти!

Понимаю, в случившемся с ребенком, конечно же, виновата я сама. Слишком была занята домашними хлопотами, вот и недосмотрела. Поэтому обращаюсь ко всем мамам и папам — берегите своих деток.

Влада заново учится ходить, кушать, да и просто радоваться жизни. Потянувшись к подаренной отцом маленькой колясочке для кукол, девочка сделала первый шаг еще неокрепшими ножками. Потом, поддерживаемая мамой, шагнула еще раз — ведь надо же покатать любимую куклу! Раньше у нее и игрушек не было — денег в семье хватало только на то, чтобы прокормиться. Наверное, потому с таким усердием она собирает разбросанные игрушки. Хотя, нагибаясь за ними, охает и кряхтит, как старушка. Эта работа девочке еще не под силу. Слава Богу, радуется мама, и аппетит к малышке вернулся! Вот только замечает, что прежде бесстрашная малышка теперь стала очень осторожной и даже трусливой. Например, боится больших игрушечных мишек и собак. Отойдет от них подальше и сердито машет пальчиком: «Не кусай, не кусай!» Еще Влада очень скучает по своим братикам и сестричке. Пока мама лежит с девочкой в больнице, за ними присматривают родственники.

Чудом выжившей Владе предстоит долгая реабилитация, ведь получившие такие тяжелые ожоги люди становятся постоянными пациентами врачей. И в связи с этим совершенно непонятным выглядит приказ министра здравоохранения Украины о том, чтобы детям до трех лет санаторно-курортное лечение не проводилось. А ведь именно в полноценном санаторном лечении нуждается теперь и Владочка, и многие попавшие в беду ее сверстники.