Події

Из горящего вагона поезда «симферополь-киев» в шесть часов утра в степи выпрыгивали раздетые пассажиры. Среди них была и женщина с шестимесячным ребенком

0:00 — 29 серпня 2006 eye 836

К счастью, никто не погиб. Но практически у всех сгорели документы, деньги, мобильные телефоны и другие вещи, ключи от квартир

В воскресенье утром нашему сотруднику позвонила родственница:

- Встретьте нас, пожалуйста, на вокзале, — просила дрожащим голосом пожилая женщина.  — Вагон, в котором мы ехали, сгорел. На мне чужой халат. У внука глубокий порез на ноге, он не может ничего обуть…

Люди, ехавшие в злополучном вагоне поезда N 284 «Симферополь-Киев», выходили на перрон столичного вокзала полураздетыми. Поразили резиновые женские шлепанцы нежно-розового цвета на одном из мужчин. Кроме этой обуви и шорт на нем больше ничего не было.

«Казалось, мы вот-вот потушим огонь, но справиться с ним было невозможно»

- Пожар начался часов в шесть утра, — рассказывает 26-летний Александр.  — Я не спал, смотрел со второй полки в окно. Наш первый вагон оказался в хвосте поезда, поэтому всю дорогу трепало немилосердно. Сквозь стук колес услышал крик из соседнего, первого, купе: «Не кажется ли, что дымом пахнет? Что, горим?» Я перевернулся на спину: из кондиционера валил дым! Спрыгнул вниз, разбудил жену, начал тормошить соседей. Одного из них пришлось похлопать по лицу, настолько крепко он спал. Выскочив в коридор, я понял: дым валит со стороны купе проводника. Решил, что нужно уводить людей в другой конец вагона. К этому времени поезд уже остановился. Мужчины из других купе тоже будили пассажиров, выводили их. Мы все как-то сообразили: нельзя произносить слово «пожар», чтобы не возникла паника. Просто говорили людям, что нужно выйти на улицу.

В первом купе, ближайшем к очагу пожара, находились только женщины. Сев в поезд в Симферополе, они обнаружили, что дверь в их «комнату» изнутри не открывается, только со стороны коридора. Поэтому на ночь поставили тапочку в дверь, чтобы она не захлопнулась.

- Благодаря такой «вентиляции» мы учуяли дым сразу, — говорит одна из пассажирок.  — А если бы дверь была закрыта? Нам бы нечем было даже окно выбить!

- Как я позже услышал из разговора проводника со следователем прокуратуры, проводник сразу же обнаружил огонь, — добавляет Алексей — свидетель происшествия, ехавший в третьем вагоне.  — Попытался гасить его огнетушителем, но он не сработал! Я предполагаю, что этот состав собран из некондиционных вагонов. Поезд N 284 курсирует между Симферополем и Киевом только летом. Неудивительно, что заклинивает двери, проводка старая, огнетушители просроченные… Проводник сразу же сорвал стоп-кран, вызвал коллег и начальника поезда. Кстати, в третьем вагоне я не почувствовал рывка от неожиданной остановки. Мы же только-только отъехали от станции Долинской, поезд еще не набрал ход.

Собравшимся в конце вагона проводник открыл двери.

- Люди начали выпрыгивать, — продолжает Александр.  — А вагон стоял на насыпи в степи. От нижней ступеньки до земли было метра три. Я видел, как упал ребенок, на него сверху свалился кто-то из взрослых. Оказалось, с нами в вагоне ехала женщина с крошечным ребенком — месяцев шести от роду. Она прыгала с ним на руках.

- Никто не пытался вернуться в свое купе за вещами?

- Дыма было уже так много, что в коридоре я ничего не мог рассмотреть. Помню, на меня кто-то побежал, но я вернул его к выходу. Дышать было нечем, гарь, вонь… Мы с другими ребятами открывали окна, чтобы проветрить, но свежий воздух только усиливал тягу. Дым из сизого мгновенно стал черным и распространялся еще быстрее.

- Вы сами не пытались вынести свои документы, деньги?

- Почему-то об этом не думал вовсе. Я слышал крик жены, не мог понять, где она. И для меня в тот момент самым важным было узнать, что она отошла от вагона как можно дальше. Знаете, хотелось защитить самого родного человека и помочь другим людям. По вагону метался проводник, я подавал ему огнетушитель. Казалось, мы вот-вот потушим огонь, но справиться с ним было невозможно.

«Проводник последним прыгнул на землю и тут же, обессиленный, упал»

Возле вагона толпились люди: кто в халате, кто в шортах, многие босые, некоторые в плавках. Кое-кто успел прихватить с собой простынку…

- Тогда-то мужики решили разбить окна в купе, чтобы попытаться достать вещи, — продолжает Александр.  — Но от этого только быстрее распространялся огонь. Так никому и не удалось ничего вынести. Только некоторые люди из последних купе сообразили прихватить с собой сумки или барсетки.

Последним из вагона, как капитан тонущего корабля, выпрыгнул проводник.

- Уже все пассажиры были на земле, а он еще пытался хоть что-то сделать в вагоне. Мы видели его мелькающим в окнах. Кричали: «Выходи, хоть воздуха глотни! Задохнешься же… » Когда он спрыгнул на землю, тут же, обессиленный, упал… Мы его приподняли, чтобы мог отдышаться. Вагон полностью выгорел минут за семь. Мы стояли внизу и смотрели, как горят наши документы, мобильные телефоны, ключи от квартир, вещи, деньги…

В то время как эвакуировались пассажиры, проводники под руководством начальника поезда отцепляли горящий вагон. На видеозаписях, сделанных очевидцами происшествия, четко видно, что дымится и второй вагон!

- Огонь мог перекинуться дальше в любой момент, — объясняет Алексей, который сделал видеозапись.  — Слаженность и быстрота действий проводников не допустили этого. Хотя пассажиры второго вагона часть пути до Киева провели не на своих местах, а в соседних вагонах, потому что в их купе еще несколько часов воняло гарью.

Три часа поезд N 284 простоял между станциями Долинской и Знаменкой. Из-за огня пострадала линия электропередач, ее срочно ремонтировали. К месту происшествия съехались пожарные, чиновники железной дороги, работники милиции и прокуратуры.

- «Скорая помощь» приехала только через два с половиной часа после пожара! — возмущаются погорельцы.  — К счастью, серьезно никто не пострадал, но некоторые получили порезы, ушибы. Им оказывали помощь проводники. Всем давали выпить успокоительные лекарства.

«Чтобы о нас начали беспокоиться, нужно было кому-то сгореть?»

- Свободных мест в поезде не было, поэтому нас «расселили» где могли, — продолжает Александр.  — Кто-то из других пассажиров потеснился, а кто-то возмущался: «Спать мешаете», «Чего вы здесь толпитесь». Мне вспомнилась недавняя ситуация на железной дороге, когда из-за взрывов в Новобогдановке поезда по 16 часов стояли в степи, и «сердобольные» люди приносили пассажирам воду, продавая ее по восемь гривен за поллитровую бутылку! К сожалению, чужую беду у нас мало кто понимает. С этим мы столкнулись и в Киеве.

Восемь часов пути до столицы погорельцы провели, приходя в себя. «Звонили и курили», — кратко описывают они свои действия.

- Хорошо, что моя мама живет на станции имени Шевченко, — говорит Александр.  — Я позвонил ей с чужого мобильного, так она принесла вещи, еду. Ведь я остался только в шортах, босой, жена — в легком халатике. Мама удивилась, что на вокзале никто ничего о случившемся не говорил, встречавших не предупреждали, что в этом поезде уже нет первого вагона.

В Киеве пострадавших людей ждали начальник вокзала и представитель «Укрзалізниці».

- На наш ропот кто-то из чиновников сказал: «Чего вы возмущаетесь? Радуйтесь, что живы остались», — продолжает Александр.  — Я ему ответил: «Тебя бы в эту банку, в которой из-за вони дышать нечем!» Нас всех побыстрее увели в здание вокзала. Никто не позаботился о том, чтобы пострадавших осмотрели врачи, а чаем напоили только после наших просьб. Тележурналистку, которая пришла нас встречать, под руки вывели из помещения, ей запретили с нами говорить. Мне кажется, железнодорожники просто боялись огласки. Нам не удалось встретиться ни с представителями страховой организации, ни с начальством Юго-Западной железной дороги. «Сегодня выходной. Они за городом!» — только и слышали мы. Но за восемь часов с момента ЧП можно было из Одессы в Киев приехать! Мы потребовали справки, подтверждающие утерю документов. Сразу их выдать никто не смог. Для этого нужны подтверждения пожара со станции, где все случилось, и киевского вокзала. Мы написали заявления с перечислением сгоревших вещей, документов, указали суммы денег. Я вот лишился еще и водительских прав, справки о присвоении идентификационного кода. Хорошо, ключи от нашей квартиры были у моего родного брата. А у многих возникла проблема, как попасть в квартиру… Краем уха я услышал слова кого-то из чиновников: «Сомневаемся, что им компенсируют все потери».

Пострадавшим пообещали выдать справки об утере документов во вторник.

- Пока мы не потребовали развезти пострадавших людей по домам, никто об этом не подумал, — продолжает Александр.  — Как могли ехать домой люди, оставшиеся в халатах и без копейки? У меня создалось впечатление, что происшествие хотят замять и спустить на тормозах. Каждый пассажир застрахован, но, оказывается, условия страхования таковы, что 500 необлагаемых налогом минимумов выплачивают только в случае гибели человека. В сердцах я на вокзале сказал: «Чтобы вы начали что-то делать и переживать, нужно было кому-то из нас сгореть?» У меня есть просьба к читателям газеты: нам нужен опытный адвокат, который согласится вести наше дело в суде. С нами можно связаться через редакцию газеты. Все погорельцы хотят добиться справедливости и возмещения ущерба. Насколько мне известно, задержали проводника нашего вагона, но он в случившемся не виноват.

Согласно сообщению пресс-службы Министерства транспорта и связи, предварительная причина пожара — техническая неисправность в электрооборудовании вагона.

Пострадавшие еще не вполне пришли в себя. Они вновь и вновь прокручивают в памяти случившееся, вспоминая, как полусонные выпрыгивали из горящего задымленного вагона. Честно говоря, даже от их рассказов по телу пробегала нервная дрожь. А уж каково было стоять босыми в степи…