В кораблекрушении под Новороссийском, случившемся ровно 20 лет назад, погибли 423 человека, отдыхавших в дорогостоящем круизе по Черному морю
1986 год оказался роковым для Украины. Весной 1986-го мир содрогнулся от Чернобыльской катастрофы, а спустя четыре месяца в Черном море затонул круизный пароход «Адмирал Нахимов». На нем находились 1243 пассажира. Пароход принадлежал Черноморскому морскому пароходству и отправлялся в круиз из Одессы, поэтому большинство членов экипажа и туристов были жителями Украины.
Получив известие о трагедии, первый секретарь ЦК Компартии Украины Владимир Щербицкий поручил срочно организовать украинскую группу по оказанию помощи пострадавшим. Через несколько часов делегация во главе с секретарем ЦК КПУ Яковом Погребняком вылетела на самолете Совета министров УССР в Новороссийск.
- Это сегодня горячие новости можно узнать из экстренных выпусков теленовостей. В советские времена, помнится, даже известие о смерти генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева стране сообщили с трехдневным опозданием. Много информации умалчивалось и в дни Чернобыльской катастрофы. Как вы узнали о гибели «Адмирала Нахимова»?
Утром 1 сентября по телефону Щербицкий попросил меня зайти. Я еще подумал: наверное, какое-то поручение по Чернобылю.
Тогда вся Украина жила чернобыльской бедой. Владимир Щербицкий и председатель Совета министров УССР Александр Ляшко работали день и ночь, а мы, естественно, выполняли их указания. В чрезвычайной ситуации отпуск для многих был перенесен на конец года. Даже врачи Четвертого управления Минздрава УССР, обслуживающие цэковцев, старались никого не госпитализировать. Открывшуюся у меня язву стали лечить амбулаторно, хотя раньше язвенников направляли в стационар. Так что те, кто (типа Владимира Яворивского) утверждают, что недосмотрели, недоработали, пусть бы сами посидели в ЦК в то время, посмотрел бы я на них! Сейчас-то умничать легко!
- Никаких нехороших предчувствий у вас не было?
- У всех тогда было подавленное настроение. Из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС Щербицкий ходил серый, потускневший. Когда после звонка я зашел к нему в кабинет, он посетовал: «Ну вот, опять беда» — и вкратце рассказал о катастрофе под Новороссийском.
Шифровка пришла по горячим следам: столкнулись два судна, на «Нахимове» путешествовали 525 жителей Украины, в команде из 300 человек тоже почти все были украинцами. Не было только известно, сколько людей погибло.
Во время нашего разговора в кабинете присутствовал второй секретарь ЦК КПУ Алексей Титаренко, который в то время занимался транспортом. Но поскольку он был уже немолод, Щербицкий решил назначить меня руководителем украинской делегации. «Из Москвы выезжает правительственная комиссия во главе с первым зампредом Совета министров СССР Гейдаром Алиевым. Возглавь, пожалуйста, украинскую группу!» — сказал Владимир Васильевич.
- Видимо, выбор пал на вас неспроста. Ведь вы были знакомы с Гейдаром Алиевым еще с тех времен, когда он возглавлял партийную организацию Азербайджана.
- Украинская делегация прибыла в Новороссийск после обеда 1 сентября. Следующим утром я встречал в аэропорту первого заместителя председателя Совмина СССР. Мы тепло поздоровались, но Гейдар Алиев обронил: «Не лучшая у нас с тобой встреча».
Для расследования причин катастрофы из Москвы прибыла группа из 50 человек. В том числе несколько следователей прокуратуры и заместителей председателя КГБ, замминистра внутренних дел, министры морского флота, транспорта и торговли, ответственные работники ЦК и других ведомств. В нашу группу вошли заместитель председателя Совета министров УССР Дзысь, зампредседателя КГБ УССР Петров, секретарь Укрсовпрофа Ефименко и другие. После разбора причин трагедии задержали капитанов «Нахимова» и сухогруза «Петр Васев».
Я смотрел на них: оба ухоженные, хорошо одетые, уверенные в себе. В те времена это была высшая каста морского флота, работа которой хорошо оплачивалась. И думал: как они могли допустить гибель сотен отдыхающих? Капитану Маркову (»Адмирал Нахимов») дали четыре года, а капитан Ткаченко (»Петр Васев») получил десять лет.
- Парадоксально, что столкновение произошло при хорошей погоде, в спокойном море.
- Все члены комиссии не могли понять, как столкнулись суда. Сотрудники КГБ даже отрабатывали версию диверсии со стороны иностранных спецслужб, а все оказалось значительно проще — ЧП произошло из-за грубых нарушений правил судовождения.
31 августа в 22. 00 «Адмирал Нахимов» вышел из Новороссийска. В это время «Петр Васев», везший из Канады 30 тысяч тонн ячменя, заходил в Цемесскую бухту. Получив команду от береговой службы уступить дорогу «Нахимову», капитан Ткаченко полностью положился на показания приборов и лично не наблюдал за происходящим. Да и капитан круизного парохода за несколько минут до столкновения спустился в каюту, передоверив управление вахтенному штурману. Тот, в свою очередь, видя, что на пассажирское судно движется сухогруз, не вызвал капитана и не изменил курс, чтобы избежать столкновения. Во время крушения он погиб — таким образом судьба увела штурмана от ответственности.
«Петр Васев» протаранил «Нахимов» в борт, самое уязвимое место любого корабля. Через огромную пробоину в корпус хлынула вода. Сразу же отключилось энергоснабжение, а значит, и все системы жизнеобеспечения корабля. Точно как на злосчастном «Титанике». «Нахимов» резко накренился и через несколько минут пошел ко дну. Только наша авария произошла не среди арктических льдов, а в Черном море, в четырех километрах от берега. Это и спасло многих пассажиров «Нахимова». Удивительно, но на сугорузе никто не пострадал.
- Вы приехали в Новороссийск, когда спасенные уже находились на берегу. Оставалось извлекать из воды тела.
- Авария произошла около полуночи. В это время на верхней палубе «Нахимова» еще продолжалось гулянье, а на нижних пассажиры уже спали в каютах. Как потом выяснилось, шлюпок на всех не хватило бы (опять как на «Титанике»). Да и некогда было их спускать — круизный корабль затонул всего за восемь минут! За это время пассажиры нижних палуб даже не успели подняться наверх. К тому же на нижних палубах путешествовали человек 50 безбилетников — некоторые члены экипажа взяли с собой в рейс родственников. Которые тоже, к сожалению, погибли. В воде оказались в основном люди с верхних палуб, которые упали за борт с накренившегося судна.
Узнав о крушении, руководители Новороссийска вместе с транспортниками мобилизовали все, что было на плаву. Спасательные шлюпки, прогулочные и военные катера, рыбацкие шхуны за каких-то два часа подобрали барахтавшихся в воде людей. Кстати, спасательных кругов в воде оказалось по одному на трех человек. Возможно, в возникшей панике все круги не успели сбросить. Во всяком случае, на берег доставили 700 счастливчиков. Другое дело, что они остались в чем мать родила — их документы, вещи и деньги утонули вместе с кораблем.
Первым делом Гейдар Алиев сказал: «Раздать потерпевшим одежду со складов». Всех спасенных одели, обули, накормили, выдали им железнодорожные билеты и отправили по домам. С ними уехала часть счастливых родственников, хлынувших в Новороссийск после сообщения о крушении. Но часть родственников осталась. Убитым горем людям предстояла процедура опознания тел.
В первые дни работы водолазы доставали из воды по 30-40 утопленников. В основном это были люди, находившиеся в кафе и кинозале. Обнаружив тело, водолаз привязывал его к себе и дергал за веревку — сигналил о подъеме.
Под хранение тел приспособили морские рефрижераторы (в начале сентября температура воздуха на черноморском курорте достигала 30 градусов). Когда я туда заходил, у меня волосы поднимались дыбом. У некоторых утонувших лица были перекошены от страха, у многих вырваны клочья волос, одни лежат, как живые, — люди просто захлебнулись. Тут же жена опознает своего мужа, дочь — отца Стоит массовый плач. К Алиеву, которого многие узнавали по портретам членов Политбюро, люди обращались с укором: «Как же такое могло случиться? Войны нет, а столько погибших. Что это за порядки?»
- Чем снимали стресс?
- Ужиная в ресторане обкомовской гостиницы, Гейдар Алиев выпивал рюмку армянского коньяка. Я же из-за обострившейся язвы даже этого не мог себе позволить. Особых диетических блюд в ресторане не подавали. Русские обычно готовят борщ кислее нашего, подливы тоже более острые из-за краснодарского соуса. Что ни поем — боли страшные! Так что вместо водки я до еды принимал по четыре таблетки «Викарина»
- Путевка на одного человека, отправлявшегося на недельку в круиз на «Нахимове», в зависимости от класса стоила от 80 до 200 советских рублей (при среднемесячной зарплате 150 рублей). Эти деньги возвращались потерпевшим?
- Конечно. Я находился в Новороссийске около 20 дней, работал в комиссии по опознанию и составлению списков погибших. Затем заказывали цинковые гробы и отправляли тела по областям. А под конец подготовили проект постановления Совета министров УССР, по которому областные исполкомы и Укрсовпроф смогли выделить материальную помощь пострадавшим. В эти дни в Новороссийск несколько раз звонил Владимир Щербицкий и просил меня обязательно учесть просьбы людей.
В завершение командировки все члены украинской группы вместе с родственниками погибших сели на катер и выехали на место катастрофы. Почтили память погибших минутой молчания и бросили на воду венки и букеты цветов.