Эксперты считают, что гораздо выгоднее приобретать чуть-чуть подержанный, но уже укомплектованный автомобиль на вторичном рынке, нежели вкладывать деньги в дооснащение машины «с нуля»
С приходом осени на автобазаре всегда чувствовалось оживление, однако в этом году на «Центральном» необычно грустно. И дело не в количестве машин — их по-прежнему довольно много. Скорее, изменилась атмосфера. В те светлые времена, когда на импорт б/у машин в Украину еще не ввели ограничения, базар был центром автомобильной жизни — праздником, ярмаркой. Теперь это не более чем огромная барахолка, торговля машинами секонд-хэнд. Массовый покупатель ушел в салоны — там кредит, гарантия и запакованные в целлофан сиденья
Впрочем, списывать автобазар со счетов пока рано. На «Центральный» по-прежнему стоит съездить тем, кто на новое авто из салона не тянет финансово, но и кредит брать не намерен, чтобы, во-первых, не переплачивать, а во-вторых — не ощущать себя должником. Нет смысла покупать новую машину и начинающим водителям. А совсем недавно к принципиальным сторонникам подержанных авто присоединились и те, кому в салонах машин просто не досталось. И многие из таких автомобилистов отнюдь не прогадали
Сейчас самый обычный «Ланос» нужно ждать полтора месяца. В салонах машин пока нет, зато на рынке их в избытке. Конечно, неопытный покупатель может легко нарваться на «таксистскую» машину, однако, по словам бывалых людей, на рынке много и вполне достойных вариантов. Типичная ситуация: автомобилист теряет работу и не может выплачивать кредит, в результате сосед по гаражу выгодно перекупает почти новую машину и выгоняет ее на базар
Читатели «ФАКТОВ» часто спрашивают, с какой суммой можно ехать на авторынок. Поход на «Центральный» показал, что самые дешевые «колеса» обойдутся в тысячу долларов. За эти деньги можно, к примеру, выторговать «Жигуленок» года эдак восьмидесятого. Иномарки продают, начиная с двух с половиной тысяч долларов — это, скажем, 20-летний «Опель Кадет» с карбюраторным мотором. Понятно, что в такой автомобиль и садиться страшно, не то что ехать Рассчитывать на более-менее приличную машину стЧит, имея в кармане хотя бы пять тысяч долларов. Во столько, к примеру, обойдется трехлетняя вазовская «девятка». Если машина в нормальном состоянии, покупка беспроигрышная: ВАЗы не дешевеют, даже старея. Например, за 17-летний ВАЗ 2109 просят три с половиной тысячи долларов. Между прочим, лет пять назад этот же автомобиль стоил на пару сотен долларов дешевле!
Прохаживаясь между рядами машин, корреспондент «ФАКТОВ» случайно встретил старого знакомого, работавшего несколько лет назад экспертом в управлении рынка, а затем ставшего весьма авторитетным автомобильным брокером. В отличие от торговцев брокер не занимается перепродажей машин, а только помогает своим клиентам продать автомобиль, одновременно подыскивая что-то взамен.
- В прессе нередко сообщают, что машина, выехав из салона, якобы теряет 20 процентов своей стоимости. Это не так, — говорит брокер. — Многие модели, особенно дефицитные, почти не дешевеют. Мой клиент купил новенькую Audi Q7, поездил три месяца и продал ее по той же цене. Если потери и есть, то не более пяти процентов. Правда, нужно учесть, что постановка машины на учет в ГАИ, а потом снятие ее с учета — это еще около пяти процентов. Но в целом — ничего катастрофического
- Значит, вы ратуете за покупку машины в салоне?
- Нет, я считаю, что рациональнее приобретать слегка подержанный автомобиль. Впрочем, не спорю, можно погореть на, казалось бы, стопроцентно верной покупке. Недавно мой клиент взял новый Opel с коробкой тип-троник, так в течение месяца машину раза четыре эвакуатором забирали на СТО — происходил какой-то сбой в электронике, «мозг» автомобиля не видел положение рычага передач А Opel новенький, ни царапинки. Вывезли его на базар, он «улетел» мгновенно. Теперь это проблема следующих владельцев Поэтому я всегда рекомендую: какой бы исправной ни казалась машина, оформляйте поначалу не договор купли-продажи, а генеральную доверенность. Поездите месяц-другой, убедитесь, что все в порядке, и тогда переоформляйте машину на себя. А вылезет хроническая «болячка» — снова гоните авто на базар.
Кстати, оформляя генеральную доверенность, обязательно возьмите с продавца расписку, что он получил от вас деньги за машину. Но в любом случае я бы порекомендовал более тщательно обследовать автомобиль перед покупкой. Сейчас ведь у многих свеженьких авто на базаре довольно типичная предыстория: купили жене машину, она и сотни километров не наездила — попала в аварию. Автомобиль продают, не ремонтируя, хотя повреждения подчас бывают несерьезные
Довольно быстро мы с приятелем находим на рынке новенький «Дэу Сенс» с пробегом тысячу километров. Два молодых перекупщика просят за него 7600 долларов при цене в автосалоне порядка 8200 долларов. На вопрос, не битая ли машина, продавцы возмущенно отвечают: «Причем тут битая, это новьЁ!» Хотя перепад цвета между левым крылом и остальным кузовом сразу бросается в глаза. Открываем капот — точно, был ударчик. Заменена фара. Разоблаченные перекупщики сбрасывают цену еще на сотню-другую.
- Вариант неплохой, — тихо говорит брокер. — Повреждения чисто косметические. Хозяева после покупки успели «нафаршировать» машину — красивые литые диски, коврики, тонировка, проигрыватель компакт-дисков. В целом, экономия по сравнению с покупкой в салоне больше тысячи долларов! Да, это машина, побывавшая в мелком ДТП. Ну и что? Вы еще десять раз это крыло поцарапаете. Какой в таком случае смысл брать новое авто? Прелесть б/у автомобиля еще и в том, что, покатавшись годик, вы сможете продать его почти с минимальными потерями
По словам брокера, ориентироваться на еще свеженький, но не новый автомобиль, выгоднее прежде всего тем, кого не устраивает стандартная комплектация модели. Дело в том, что дополнительное оборудование на цене подержанной машины почти не сказывается. Деньги, изначально вложенные в антикоррозийную обработку, противоугонку, красивые диски, шикарную резину, защиту картера, потом не окупаются.
- Многие говорят: снимите все эти «прибамбасы» и продайте нам просто машину, — пояснил брокер.
Через пару минут мы встречаем бедолагу, зачем-то решившего превратить свой «Ланос» в BMW. По словам хозяина машины, после покупки он вложил в нее еще три тысячи долларов. Фирменные диски, дорогая музыка, обесшумка салона, газомасляные амортизаторы, бортовой компьютер. Правда, спустя полтора года автомобилист понял: «Дэу», даже позолоченный, не станет «Мерседесом» или хотя бы «Опелем». За свой суперлюксовый «Ланос» с мотором 1,6 литра хозяин просил 11,5 тысячи долларов. При том, что нынешняя цена такой машины в салоне 13,5 тысячи
- С «Ланосами» следует быть осторожнее, — предупредил брокер, — попадается очень много «таксистских» машин. И если раньше их вывозили на рынок без серьезной подготовки, то сейчас конкуренция среди продавцов «Ланосов» столь высока, что народ старается по возможности скрыть прошлое машины. В первую очередь, сбиваются показания спидометра — кстати, делается это прямо на рынке. Видишь вывеска: «Ремонт спидометров»! Обнаружить однозначные доказательства того, что это списанное авто «с шашечками», не так-то просто. Разве что найдете следы установки радиостанции, дополнительной антенны, какие-то характерные крепежи. Но ведь есть и косвенные признаки — пробег вроде небольшой, а водительское сиденье разболтано и так далее
- Автомобилисты-новички поражаются, как вы, профи, определяете, что новенькая с виду машина побывала в жуткой аварии
- В первую очередь, нужно смотреть на зазоры между кузовными панелями. В неповрежденном или очень хорошо восстановленном автомобиле зазоры везде одинаковы. Линия перехода капота в фары имеет естественное продолжение без каких-либо выступов. Заодно следует проверить, нет ли перепадов по цвету, как положена краска. В краске-металлик есть такой параметр, как зернистость. При покраске в гараже добиться зернистости, как на заводе, очень сложно.
- Неспециалисту проще всего научиться находить на кузове так называемую шагрень — неровности покраски Ее легко обнаружить — она, как зыбь на воде.
- Сейчас шагрень не является показателем того, что машина перекрашивалась. Многие и с конвейера выходят с шагренью. Универсальный совет: не имея возможности сравнить целый и битый автомобиль, ищите в нем симметрию. Если есть отличия правой стойки от левой, значит, был ремонт.
- Вы профессионально продаете старые машины. Посоветуйте, как лучше это делать? Может, проще отдать машину перекупщикам, которые буквально роятся на повороте к рынку?
- Продавать им машину можно лишь в случае, если деньги вам необходимы сию минуту. Если нет — подавайте объявления в каталоги фотопродажи. Мы, торговцы, кроме выезда на рынок, также подаем объявления. Недели две подождите звонков. Поезжайте на базар — на первом этапе важно определить, есть спрос на машину или нет. Если интерес есть, продадите быстро, возможно, лишь чуть снизив цену. Правда, называя ее, не забывайте закладывать два-три процента «на торг». И только если ваше авто не интересует покупателей в принципе, его и в самом деле стоит отдать перекупщикам
Opel Omega 1997-1998 гг. выпуска
VW Passat B4 1996 года выпуска
Audi 100 1994 года выпуска
Opel Astra 2001-2002 гг. выпуска
Skoda Octavia 1998-1999 гг. выпуска
VW Golf 1999 года выпуска
Mazda 626 1998-1999 гг. выпуска
Ford Focus 2000-2001 гг. выпуска
g