Події

Наташа кампуш, которую восемь лет держал в заточении психически больной мужчина: «он угрожал, что убьет моих родителей, если я попытаюсь покончить с собой»

0:00 — 9 вересня 2006 eye 2521

Австрийская девочка, похищенная в 1998 году в возрасте 10 лет, сумела сбежать от своего мучителя лишь в августе нынешнего года

В среду вечером австрийский государственный телеканал ORF показал первое интервью Наташи Кампуш. Эту девушку в возрасте 10 лет еще в 1998 году похитил психически больной мужчина и держал ее в подвале своего гаража вплоть до конца августа этого года. По самым скромным подсчетам, эту передачу смотрели три четверти населения Австрии. Кроме того, в тот же день интервью Наташи опубликовали ежедневная газета «Кронен цайтунг» и популярный еженедельник «Ньюз». Тираж обоих изданий превысил все ожидания. Это доказывает, что интерес к судьбе девушки огромен.

«Приклопил схватил меня и забросил в фургон возле моего дома»

Кампуш держалась перед телекамерами спокойно, уверенно отвечая на вопросы. Часто щурилась. Оно и не удивительно, ведь последние восемь лет своей жизни Наташа провела в темном подвале, оставаясь порой без света несколько суток. В остальном девушка выглядела так же, как ее сверстницы. Единственный вопрос, на который она отказалась давать ответ, касался ее взаимоотношений с Вольфгангом Приклопилом. Ранее местная пресса сообщала, что маньяк заставлял похищенную девочку заниматься с ним сексом. Высказывались предположения, что Наташа впоследствии стала его любовницей. «У меня был выбор — либо сидеть одной в темном душном подвале, либо находиться в компании этого человека. Ни один из вариантов мне не нравился. Однако вам не стоит подробно расспрашивать меня о нем, потому что он в свою защиту уже ничего не скажет (Приклопил бросился под поезд сразу после того, как девушка сбежала от него.  — Ред. ). А жаловаться на мертвеца мне не по душе. Я о нем часто плохо думала. Иногда мне снилось, что у меня есть топор, и я отрубаю этому человеку голову!» — сказала Кампуш.

Наташа в мельчайших деталях помнит, как Приклопил ее похитил. Видимо, этот кошмар не раз являлся ей в кромешной темноте подвала. «Я возвращалась из школы. До ворот нашего дома оставалось всего несколько шагов, когда я увидела незнакомую машину. Это был светлый фургон. У меня вдруг возникло неприятное ощущение. Не могу объяснить, какое. Просто я почувствовала себя в опасности. Но продолжала идти, ведь находилась рядом с домом. Я не стала кричать, звать на помощь. Наверно, это была моя ошибка. Тут он меня и схватил, забросил в фургон и прошипел: «Сиди тихо. Это похищение. Будешь меня слушаться и тогда с тобой ничего не случится». Я была очень напугана. Хотела закричать и поняла, что открываю рот, а из него ни звука не раздается!» — вспоминает Наташа.

Приклопил привез ее к себе домой. Очевидно, что он долго готовился к осуществлению своего преступного плана. Есть предположения, что на замыслы Вольфганга повлиял роман Джона Фаулза «Коллекционер», написанный в начале 60-х годов прошлого столетия, или его экранизация с Теренсом Стампом в главной роли. Герой этих произведений создал в доме звуконепроницаемую клетку, в которую посадил похищенную им студентку. Маньяк считал себя коллекционером красоты. Ему наскучило собирать бабочек, и он перешел на девушек. Когда жертва разочаровала его своим поведением, преступник убил ее и снова вышел на охоту. Сейчас в связи с историей Наташи Кампуш и книга, и фильм пользуются в Европе повышенным спросом.

«Он толкнул меня в черную дыру подвала. Меня окутала кромешная тьма. Ни лучика света, ни даже тени! Не знаю, сколько времени я так просидела. Может, всего несколько минут, а может, и час. Потом этот человек включил свет. Заработал вентилятор, от которого исходил неприятный запах. Потом меня много раз тошнило от этого запаха. «Если твои родители будут вести себя правильно, ты увидишь их уже завтра!» — сказал он», — продолжает свой страшный рассказ девушка. «Я злилась от собственного бессилия. Чувствовала себя как зверь в клетке. Поначалу пыталась кричать, чтобы привлечь внимание соседей, потом поняла, что это бесполезно. Ведь я не сдалась. Я словно заключила сама с собой соглашение, что обязательно убегу от него, став старше. У этого человека явно не все в порядке было с психикой. Он испытывал чувство вины. Бывало, начинал рассуждать вместе со мной, как я могла бы совершить побег. Мне тогда казалось: он хочет, чтобы я убежала. Однажды он взял меня на прогулку. Мы сели в его фургон и поехали за город. В какой-то момент я попыталась распахнуть на ходу дверь и выпрыгнуть, но он схватил меня. Когда мы вернулись, он снова посадил меня в подвал и выключил свет на три дня… » — рассказывает Наташа.

Приклопил впервые выпустил девочку из подвала только через полгода после похищения. Он разрешил ей зайти к нему в дом и помыться. Спустя еще полтора года Наташа стала выполнять различную работу по дому. Ей позволили смотреть телевизор, слушать радио, читать газеты. Однако Вольфганг по-прежнему не доверял своей пленнице. Забрав у нее газету или журнал, он тщательно осматривал каждую страницу, проверяя, не оставила ли девочка каких-нибудь призывов о помощи или иных посланий.

«Мама не знает, может ли считать меня хорошей дочерью, а я не знаю, хорошая ли она мать»

Кампуш считает, что одержала психологическую победу над своим мучителем. Она всегда обращалась к нему вежливо, называла его не иначе как господин Приклопил. «Я говорила ему, что он поступает неправильно и его накажет Господь, что меня ищут. Он сразу начинал нервничать. Теперь я понимаю, что он разрешил мне смотреть телевизор только после того, как полиция разуверилась в том, что я еще жива. Так мучительно слышать, когда в новостях о тебе говорят как о мертвом человеке. Он тут же пытался давить на меня со своей стороны: «Видишь? Тебя уже никто не ищет. Родители тебя не любят и никогда не любили. Если это не так, то тебя бы здесь не было! Они бы не позволили тебя похитить!» Слышать это было невыносимо. Оставшись одна, я спрашивала себя, почему это произошло со мной? Из всех миллионов, живущих на Земле, почему именно со мной? Я говорила себе: ты родилась на свет не для того, чтобы провести остаток жизни взаперти. И снова клялась, что убегу. Иногда мной овладевало отчаяние. Я хотела умереть. За себя не боялась. Я люблю свободу, и смерть была бы для меня освобождением. Но он чувствовал мое настроение и начинал угрожать. Постоянно говорил, что, если я попытаюсь покончить с собой, он сперва убьет соседей, потом моих родителей, затем меня и покончит с собой… » — вспоминает Кампуш.

Наташа призналась в интервью, что Вольфганг регулярно дарил ей что-то. Он не пропустил ни единого дня рождения своей жертвы, ни одного Рождества, а на Пасху обязательно преподносил ей шоколадное яйцо. «Но это я заставила его проявлять такое внимание. Говорила ему, что другие дети не лишены этих приятных мелочей. И он покупал для меня разные сувениры. Возможно, ему казалось, что эти подарки являются для меня своеобразной компенсацией за все, что мне приходится испытывать по его вине», — говорит девочка.

Ее побег получился спонтанным. Приклопил стал поручать ей мыть его машину и пылесосить в кабине. Все это девушка делала на заднем дворе за гаражом, где никто из соседей не мог ее увидеть. При этом Вольфганг все время находился рядом. В то утро его отвлек звонок мобильного телефона. Наташа тут же воспользовалась этим шансом, который предоставился ей впервые за восемь лет, и бросилась бежать к воротам. Она действовала инстинктивно. Силы оставляли ее. Кампуш успела-таки добежать до соседнего дома. Увидев в его окне женщину, крикнула ей: «Полиция! Вызовите полицию!» Так закончилось ее заточение.

С момента своего освобождения девушка находится в клинике под присмотром психиатров. Она виделась с родителями, которые развелись после ее похищения. С отцом встречалась всего один раз, а мать приходит к ней регулярно. «У меня сейчас странное чувство. Мама не знает, может ли она считать меня хорошей дочерью, а я не знаю, хорошая ли она мать. Думаю, это скоро пройдет. Между нами уже состоялся откровенный разговор. И я узнала, что мама все эти годы продолжала меня искать. Она делала все, что было в ее силах. Теперь я мечтаю о том, чтобы вся наша семья собралась вместе и отпраздновала мое освобождение. Мне хочется, чтобы это было что-то вроде выпускного вечера… » — завершает интервью Наташа Кампуш.

P. S. Рассказ Наташи Кампуш фактически опроверг многочисленные публикации в европейской прессе, появившиеся вскоре после ее побега и утверждавшие, что девушка была влюблена в похитившего ее мужчину и даже хотела выйти за него замуж и родить ребенка. Психиатр, наблюдающий сейчас Наташу, заявил журналистам, что, возможно, в какой-то период ее заточения у девушки мог возникнуть так называемый хельсинский синдром — когда жертва начинает испытывать симпатию к своему мучителю. Однако в данном случае пациентка быстро справилась с такими настроениями. В своем первом интервью Кампуш умолчала об одном парадоксальном моменте: девушка наняла адвоката, которому поручила попытаться отсудить в свою пользу имущество Вольфганга Приклопила, оставшееся после его самоубийства. Речь идет о гараже и подвале под ним, который был ее тюрьмой восемь лет, а также двух третях дома (одна треть принадлежит матери Приклопила), автофургоне и денежных средствах на личном банковском счете похитителя. Адвокат уже подал соответствующий иск в суд.