Події

«я бежал целые сутки, не сомкнув глаз, но спать почти не хотелось»

0:00 — 20 вересня 2006 eye 1589

Участник состоявшегося на днях в Киеве забега «Самопреодоление» 71-летний Борис Татьянченко за 24 часа преодолел 115,8 километра

«Вы это серьезно? Они бегут целые сутки без перерыва на сон? Бедненькие!» — с искренним сочувствием и изумлением выпалила молоденькая велосипедистка, подъехавшая к арбитрам поинтересоваться, что это за необычный кросс устроили на территории Экспоцентра Украины (бывшая Выставка достижений народного хозяйства). У обочины бегового круга — столы, заставленные подносами с бутербродами, изюмом, орехами, курагой, ломтиками арбуза, бананов, яблок, лимонов и апельсинов, стаканами с напитками, банками меда и варенья… Бегуны угощаются на ходу.

«Ночью беговая дорожка была уставлена зажженными свечами»

- Желательно, чтобы бегуны что-нибудь съели или выпили после каждого круга (его длина — без пяти метров километр), — говорит главный судья соревнований Андрей Земляной.  — Ведь при столь длительном беге организм нужно постоянно подпитывать. Впрочем, недостаточно поступать только согласно пословице: курочка по зернышку клюет, а сыта бывает. Требуется несколько обильных приемов пищи, причем горячей. Их за сутки организовано пять. Подобраны такие продукты, которые быстро усваиваются, чтобы организм как можно скорее получил энергию для бега.

Для участия в забеге «Самопреодоление» в Киеве собрались последователи бенгальского гуру Шри Чинмоя, который проповедует путь физического и духовного совершенствования человека. Сейчас гуру уже 75 лет, но он до сих пор так крепок и здоров, что ему под силу поднять автомобиль. Минувшим летом в Нью-Йорке в самом большом в мире по протяженности ультрамарафоне длиной пять тысяч километров, организованном Шри Чинмоем, уже третий раз участвовал 36-летний киевлянин Олег Лебедев. «ФАКТЫ» писали об Олеге год назад. Тогда он рассказал, что за ультрамарафон 2005 года истоптал десять(!) пар кроссовок. А в этом году ему понадобилось аж 16 пар спортивной обуви. Пять тысяч километров он преодолел за 54 дня, причем на сон отводил лишь пять часов в сутки, все остальное время бежал.

Неудивительно, что Олег Лебедев организовал первый в Киеве суточный забег «Самопреодоление», стартовавший в минувшую пятницу в половине восьмого вечера и завершившийся ровно через 24 часа. Кстати, за участие в нем нужно было заплатить 80 гривен, и желающих бежать набралось 28 человек из Украины и России. Как это ни удивительно, после столь продолжительного забега самочувствие у участников было хорошим, а их лица расплывались в счастливых улыбках.

- Вчера я, признаться, не верил, что мне это окажется под силу, — сказал невысокий подтянутый мужчина пенсионного возраста с радостным блеском в глазах и здоровым цветом лица.  — Меня зовут Борис Яковлевич Татьянченко, мне уже 71 год, но я продолжаю работать — преподаю в Сумском национальном аграрном университете. Ну и бегаю. На моем счету несколько марафонов. Это дистанции длиной 42 километра 195 метров, которые я преодолевал в среднем за пять с половиной часов. Дважды участвовал в 12-часовых забегах, а вот в суточных — ни разу. Я еще не восстановился после марафона, в котором участвовал в конце августа. До сих пор болят колени. Добавьте к этому то, что предыдущей ночью мне не спалось, наверное, нервничал, переживал, выдержу ли 24-часовой бег. Но на дистанции произошло то, на что я никак не надеялся: бежал сутки, не сомкнув глаз, а спать, можно сказать, почти не хотелось.

Хорошо, что мы стартовали вечером: со свежими силами было легче пережить темное время суток. Беговая дорожка освещалась фонарями, но в некоторых местах было недостаточно светло. Вот девушки и придумали отметить свечками выбоины и неровности на асфальте. Картина от этого получилась сказочная: бежишь по фарватеру, отмеченному огоньками, вдыхаешь чистый бодрящий воздух, и душа поет. Даже немного гордишься собой: мол, мне под силу то, с чем некоторые молодые вряд ли справятся. Правда, колени все же болели, порой довольно сильно, но я был уверен: перетерплю. И действительно, через несколько часов неприятные ощущения в ногах исчезли.

Чтобы не натереть ноги, после первых 12 часов переобул кроссовки и поменял носки. К счастью, потертостей на ногах и других частях тела не заработал.

- Ночью уже холодно, поэтому я даже замерз в футболке, мокрой от пота, — продолжает Борис Татьянченко.  — Но сменил ее на сухую, — и вскоре почувствовал себя комфортно. В столь продолжительном забеге без туалета, извините, не обойтись. Организаторы это учли, выбрали трассу, на обочине которой стоит общественная уборная. Причем недавно отремонтированная, с новеньким кафелем, унитазами, писсуарами. Правила суточных забегов не требуют того, чтобы ты ни на секунду не останавливался. Разрешается обратиться к дежурящему массажисту (многие этим воспользовались) и даже прилечь минут на 10-15. Дольше разлеживаться нельзя: организм расслабится, и ты уже не сможешь продолжать бег. Кстати, еще одно ключевое правило преодоления длинных дистанций: не соревноваться с другими участниками, не стараться их обогнать, иначе если не через час, то через два-пять сил не останется. Главное — победить самого себя, точнее, свой разум, здравый смысл, который твердит тебе: бежать сутки без перерыва невозможно, твоя затея  — бредовая.

«Во время десятидневного ультрамарафона для нормального отдыха мне хватало трех часов сна в сутки»

Самая необычная экипировка была у 31-летней бегуньи из Винницы Натальи Глущук: носки ее кроссовок оказались… отрезанными.

- В этой обуви я участвовала в десятисуточном забеге в США минувшей весной, преодолела 960 километров, — рассказывает Наталья.  — Обычно я сплю, как и все люди, шесть-восемь часов, но во время ультрамарафона мне хватало трех часов сна (отдыхала я всегда с 21 часа до полуночи). Представляете, что произойдет с ногами, если весь день и всю ночь бежать в закрытой обуви? Пальцы «сварятся», обязательно образуются потертости, волдыри. Выход один: обрезать все лишнее. А это носки, часть пятки и часть языка кроссовка. Кстати, так же поступает и Олег Лебедев, который участвует в забегах на пять тысяч километров.

Наталья в суточном забеге преодолела 154 километра. Спортсменка беседовала с нами, с наслаждением уплетая арбуз.

- Извините, не могу удержаться: ужасно хочется есть, ведь во время бега мы брали понемногу пищи. Горячее последний раз ели в четыре часа дня, а после этого еще три с половиной часа бежали, так что проголодались.

- Если вам интересно, кто готовил обеды, то я одна из них, — вступает в разговор доцент Киевского экономического университета Екатерина Коценко.  — Кстати, на моем счету уже семь марафонов, причем первый я пробежала в 49 лет. К приготовлению еды для участников суточного забега тщательно готовилась. Провела в своей кухне генеральную уборку, приняла душ. В меню вошли только вегетарианские блюда. Первое горячее блюдо — овсянку — бегуны получили в полночь, в четыре часа утра — рис с овощами и соевым сыром тофу. В девять утра мы предложили им картофель и омлет, в полдень — бутерброды и суп из китайских бурых водорослей, содержащих много йода, а в четыре часа дня — овощные голубцы и гречневую кашу с грибами. Все это следует есть небольшими порциями, причем так, чтобы как можно большая часть продукта усваивалась, находясь еще во рту. Поэтому ультрамарафонцы едят медленно, смакуя, как бы рассасывая пищу. Кроме еды, я принесла вазелин (он помогает предотвратить потертости под мышками, между ног, под шлейками лифчика), лекарства от изжоги и болей в печени, поджелудочной железе, желудке. Впрочем, здесь дежурят врачи, которые при необходимости окажут квалифицированную помощь.

- К счастью, у участников забега не возникло серьезных проблем со здоровьем, — сообщил врач соревнований Александр Марченко, приехавший из Николаева.  — Кстати, самому старшему ультрамарафонцу, которого мне довелось встретить, было 80 лет. Он участвовал в многосуточном забеге, пробегал по 15 километров в день.

А вот 75-летняя физиолог Анна Березникова приехала, чтобы поддержать бегунов морально и при необходимости снять боль в мышцах и суставах при помощи прибора, созданного в советские годы для армейских спецподразделений.

- Я бы с удовольствием поучаствовала в суточном забеге, но недавно перенесла инфаркт. В больницу не ложилась, лечилась с помощью этого некогда секретного прибора. Сейчас чувствую себя нормально.

Смотрела Анна Александровна, как другие наматывают круги, и все же решила присоединиться к ним в конце забега. Финишировав, заявила окружающим: «Видите, ребятки, есть еще порох в пороховницах!»