А его коллеги по фракции отказались под держивать владельца сомнительных записей в суде
Напомним, что в июле нынешнего года член фракции блока Юлии Тимошенко Олег Ляшко заявил о подкупе представителями Партии регионов социалистов и их лидера Александра Мороза. Парламентарий также сообщил, что имеет доказательства, в частности записи телефонных разговоров одного из лидеров «регионалов» Андрея Клюева с народным депутатом от СПУ Николаем Рудьковским и неким Рубеном.
В связи с громкими обвинениями народные депутаты даже создали парламентскую следственную комиссию. Впрочем, история, возможно, с самым большим подкупом в Верховной Раде оказалась фарсом. Инициатор скандала так и не смог предоставить доказательств, подтверждающих его слова. За этими перипетиями следило интернет-издание «Украинская правда», которое 20 сентября опубликовало запись заседания следственной комиссии.
«В среду следственная комиссия, которая занималась темой взяточничества при избрании Мороза (спикером Верховной Рады. — Ред. ), выдала реабилитирующий отчет: «Обвинения в подкупе, обнародованные депутатом Олегом Ляшко, являются безосновательными и бездоказательными». Член комиссии Владимир Сивкович также предложил признать поведение Ляшко «морально неэтичным», но потом эту формулировку сняли с обсуждения. Оправдание спикера состоялось на основании «очень мощных» аргументов.
Первый — это заявления самого Мороза, который от руки написал: «Это самая обыкновенная клевета, которая, кстати, даже не имеет абстрактной логики (формально я должен был обращаться к Партии регионов за поддержкой, а не наоборот)». Второй — это письмо Клюева аналогичного содержания.
Было бы интересно посмотреть, если бы эти моральные лидеры подтвердили: «Да, все признаю — я дал/взял взятку». Но, по большому счету, амнистия Мороза состоялась руками самих тимошенковцев, которые выбрали в качестве главного борца за правду Ляшко. Его поведение на заседании комиссии сыграло злую шутку с оппозицией. Мало того, что он не смог ничем доказать свои же слова, он убил доверие к будущим разоблачительным заявлениям, которые прозвучат из уст представителей блока Тимошенко.
В начале заседания Ляшко заявил, что у него есть доказательства подкупа. Он передал членам комиссии в конверте аудиокассету для диктофона. При этом Ляшко отказался включить запись, объяснив, что не умеет пользоваться диктофоном. Такое признание, сделанное бывшим журналистом, могло вызвать только улыбку. Когда члены комиссии сами попробовали прослушать запись, то увидели, что пленка в кассете разорвана. Депутаты отказались вставлять кассету в диктофон и вернули ее Ляшко. Присутствовавшего представителя Генпрокуратуры пригласили в свидетели того, что кассету бютовский депутат получил в том же виде, в котором он ее предоставил. Затем автор обвинительного заявления покинул заседание комиссии.
По словам членов комиссии, они раскрыли намерение Ляшко: «Кассета, которую он нам дал, была перед этим разорвана. И если бы мы ее вставили в диктофон и попытались включить запись, понятно, что ничего бы не услышали. Однако после этого Ляшко начал бы заявлять, что мы повредили ему запись » Представитель блока Тимошенко в комиссии Григорий Омельченко от возмущения поступком соратника по партии перешел на крик: «Понятно, если бы у него на самом деле что-то было, то он сделал бы не одну копию с кассеты!»
Другой член БЮТ, Андрей Портнов, подтвердил, что кассета была повреждена: «Она действительно разорвана и очень жеваная. Я не буду называть белое черным!» Портнов отметил, что для него «авторитет фракции БЮТ выше, нежели комментировать действия Ляшко». «Как руководитель юридического департамента БЮТ я не буду поддерживать его в суде», — добавил Портнов.
Сам Ляшко заявил, что кассета, которую перед этим пытался вручить членам комиссии как доказательство, была целой. Но он отказался продемонстрировать ее журналистам. «Ну, мне лень наклоняться и доставать ее из портфеля», — сказал Ляшко. По его словам, на этой кассете запись разговора «регионала» Андрея Клюева и его знакомого по имени Рубен, где обсуждается взятка социалистам. «Это запись, которую я слышал собственными ушами. Кассету мне передали, но кто — не скажу», — заявил Ляшко.
Как известно, предыдущие обвинения Ляшко базировались на двух телефонных разговорах. Первый — при участии Клюева и социалиста Николая Рудьковского, второй — Клюева и человека по фамилии Рубен. О чем идет речь в первом — неизвестно. Во втором — Клюев вроде бы заявил Рубену, что Холодного (то есть Мороза) купили за 300 миллионов и вроде бы эта сумма также является авансом за будущий импичмент Ющенко. «А вы знаете, что в следственную комиссию поступило заявление Клюева о том, что у него действительно есть знакомый с именем Рубен, являющийся гражданином Польши? Если меня обвиняют во лжи, то откуда же мне несколько месяцев назад было известно, когда делал свое заявление, что у Клюева есть знакомый по имени Рубен? Прежде я с Клюевым никогда не общался!» — сказал Ляшко журналистам.
Однако при этом он признал, что кассета не проходила ни одной экспертизы, и он сам решил, что голос на записи принадлежит Клюеву. Прослушать запись Ляшко больше не давал никому. Он пообещал журналистам отнести пленку в Генпрокуратуру, при этом сделав копию для представителей прессы. Пока, по словам Ляшко, он передал следователям только(!) распечатку разговора, сделанную одним из сайтов, а также несколько статей из различных интернет-изданий на тему подкупа депутатов.
В заключение Ляшко пообещал добиваться международной экспертизы записей на порванной кассете. А сама Юлия Тимошенко позже сказала журналистам, что кассету не прослушивала, но не сомневается в подкупе социалистов со стороны Партии регионов».