Події

«среди коряг из воды торчала лишь детская голова, облепленная мухами»

0:00 — 22 вересня 2006 eye 334

Двое суток(!) по шею в холодной болотной воде просидел 9-летний житель Волынской области, пока его не обнаружил местный участковый милиционер. Врачи убеждены: мальчик уцелел лишь каким-то чудом

Этот невероятный случай произошел неподалеку от села Люботынь Любешовского района Волынской области. Пока Владимир, житель соседних Гирок, косил сено, его сын, 9-летний Коля, игравший рядом, отправился гулять по окрестностям и… заблудился. Обнаружив пропажу, родители забили тревогу. Мальчика искали всем миром, но он как сквозь землю провалился. Лишь через двое суток его обнаружил за несколько километров от сенокоса по шею(!) в болотной воде участковый инспектор Руслан Вознюк. Милиционер утверждает: опоздай он буквально на несколько минут, мальчик мог бы погибнуть.

«На вторые сутки все были уверены, что Коленьку мы больше живым не увидим»

- Ох, и натерпелись мы страху! — сокрушается бабушка спасенного мальчика Федора Федоровна.  — Мы все уже думали, что погиб наш Коленька. Спасибо участковому Руслану за спасение внука, долгих ему лет жизни! Вы знаете, у меня семь внуков, но я их всех люблю, и сердце за каждого болит одинаково. А те страшные дни я запомню до самой смерти. Коля пошел с отцом Володей и старшим братом Андрейкой на луг косить сено. Пока Володя работал, дети играли. Забрели в заросли. Андрей пошел по тропе обратно. Коля замешкался. Потеряв брата из виду, перепутал направление и вместо того, чтобы выйти из зарослей, углубился в сторону болота. Я в то время была дома. Первым вернулся Андрей. Спрашиваю у него: «А где же Коля?» «Он первым домой побежал!» — ответил внук. Вскоре вернулся Володя. Узнав, что Коля до сих пор не появился, он сильно встревожился, тут же сел на велосипед и поехал в Люботынь, туда, где косил сено. Искал Коленьку за каждым кустом, за каждым деревом. Расспрашивал людей, копавших картофель возле болота, не проходил ли здесь мальчик. Некоторые женщины говорили, что слышали детский плач вдали, но не придали этому значения, мол, мало ли чей ребенок капризничает.

Володя вернулся домой, когда уже давно стемнело. Коленьку он так и не нашел. На следующий день, как только начало светать, отец забил тревогу. Колю искали всем миром, позвонили в милицию. Два дня разыскивали! Все были уверены, что Коленьку мы больше живым не увидим. В наших болотах и взрослому находиться опасно, что уж говорить о ребенке. Но участковый все-таки нашел его!

Когда Коленьку привезли домой, он был еле живой. Его положили в больницу. Выписали через неделю. Слава Богу, из больницы он вернулся здоровым. Это просто чудо — ребенку столько всего выдержать! Я расспрашивала Колю, как все случилось. Но он мало что помнит. Рассказывал, что, потеряв из виду брата, заблудился, долго бродил по лесу, пока не вышел к реке. На другом берегу виднелось село. Коля решил перебраться через реку. Пройдя по вязкому дну болотистой заводи несколько десятков метров, замер, словно его остановила какая-то сила. Он просто не мог сдвинуться с места. Пытался выбраться назад на берег, но это у него не получилось. Так и остался стоять по самую шею в воде. Чтобы не утонуть, держался за корягу. Все время плакал, почти не спал. Ничего не ел, только пил воду. Очень замерз, его сильно искусали мухи и комары. А еще, бедненький, он очень испугался.

И за Колиного брата Андрюшу нам в тот день пришлось поволноваться. Вечером родители отругали его за то, что не присмотрел за младшеньким, так он обиделся и ушел из дому. Правда, под утро вернулся. Конечно же, мы не спали всю ночь. Слава Богу, все обошлось.

Кстати, участковый не только Коленьку спас, но и лошадь нам вернул. Утром того злополучного дня, когда пропал Коля, убежала наша лошадь, купленная неделю назад. Сообщили о пропаже участковому. И он ее нашел! Привел целую и невредимую. На следующий день, отправляясь на поиски Коли, Руслан сказал: «Не плачьте, бабушка, я лошадь вашу нашел, и внука отыщу». Так и получилось.

«Один-единственный чудом сохранившийся след указал нам, где искать ребенка»

- Телефонное сообщение о пропаже ребенка поступило к нам около 17 часов, — говорит старший инспектор группы работы с населением и гражданскими формированиями

Любешовского районного отдела УМВД Украины в Волынской области Алексей Павлючик, дежуривший по райотделу в день, когда случилось ЧП.  — Жители Люботыни прочесали каждую пядь хорошо знакомой местности, но мальчик как сквозь землю провалился. На место происшествия сразу были направлены две следственно-оперативные группы во главе с начальником райотдела Сергеем Хвесиком. В операции принимали участие 12 сотрудников милиции, поисковая группа расположенной неподалеку пограничной заставы «Дольск» (6 человек) со специально обученной собакой, а также два десятка жителей села. Мальчика искали до позднего вечера. Поскольку тщательно исследовать болотистую местность ночью практически невозможно, поиски временно прервали. Ранним утром они были продолжены…

- Местность у нас сложная, — рассказывает участковый инспектор, лейтенант милиции Руслан Вознюк.  — Много озер, неподалеку протекает река Припять. Но самое опасное — это, конечно, густо поросшие кустами и деревьями болота.

С первыми лучами солнца мы разбились по два человека и продолжили поиски. Моим напарником был сержант милиции Сергей Кравчук, мой помощник. За день мы с ним намотали не один километр. Ближе к вечеру Сергей Адамович, опрашивая местных жителей, выяснил, что несколько человек недалеко от Гирок видели одиноко бредущего мальчика. Он направлялся через болото в сторону села. Но сам бы он там не прошел — место очень опасное, гиблое даже для взрослых. Так что эту версию мы отбросили.

Было также предположение, что Коля, заблудившись, стал ориентироваться на купол церкви, который хорошо видно практически из любой точки. Поэтому мы с Сергеем Адамовичем пересекли лес и взобрались на высокий холм. И на самой вершине наткнулись на человеческий след! Судя по небольшим размерам, это был отпечаток детской ноги. Несколько часов назад прошел сильный дождь, превративший тропу в сплошное месиво. Но этот — один-единственный — след сохранился совершенно непонятным образом — как будто знак, специально оставленный, чтобы мы смогли отыскать Колю. Не будь этого следа, мы мальчика, скорее всего, не нашли бы.

Определив по расположению следа, куда пошел ребенок, мы отправились дальше. Сразу за холмом начиналось болото. За ним — река, до которой оставалось около километра. До ближайшего села за рекой — километров семь. Очевидно, Коля, стоя на вершине холма, тоже видел крыши домов вдали. Значит, пошел туда же. Спустившись в долину, я обнаружил у кромки воды еще один детский след. Он был развернут так, что стало ясно: мальчик пошел через болото.

Передвижение по кочкам — дело весьма непростое. Удержаться на крохотных, покрытых скользким мхом, островках земли очень трудно. Как это удалось ребенку — уму непостижимо! Даже Сергей Адамович — с его-то опытом! — один раз не устоял и свалился в воду.

Через болото мы пробирались больше часа, пройдя за это время километра два. Честно говоря, надежда найти мальчика живым таяла с каждой минутой. Но следы раз за разом попадались на нашем пути, и мы продолжали поиск.

«Увидев нас, мальчик застонал, в этот момент из его рта вылетело несколько мух»

- На берегу старой заводи след упирался в воду, — продолжает Руслан Вознюк.  — Выходило, что мальчик решил перейти реку вброд или переплыть. А это — неминуемая гибель. Я уже мысленно решил, что, очевидно, придется искать труп утопленника, но что-то подсказало окликнуть Колю — в последний раз. В ответ на мой крик далеко в стороне послышался едва уловимый, слабенький голос, даже стон. «Слава Богу, живой!» — одновременно вырвалось у нас с Сергеем Адамовичем. Мы пошли на голос. Двигались по грудь в воде. Прибрежная зона в том месте сильно заросла травой, очень мешали кусты и многочисленные коряги. По редким надломанным веткам и надорванным листьям мы поняли, что недавно здесь кто-то пробирался. Как там прошел Коля — с его ростом в метр тридцать — еще одна загадка. Сам он этого не помнит.

Мы обнаружили мальчика рядом с ночлегом стаи диких уток. Из воды среди коряг торчала лишь голова, облепленная мухами, оводами и другими насекомыми. Одной рукой ребенок держался за корягу. Увидев нас, Коля застонал. Из его рта вылетело несколько мух. Рядом на ветвях лежала разорванная пополам утка. Чьих когтей это дело, не знаю. Коля тоже не помнит. В общем, зрелище перед нами предстало жуткое.

Недолго думая, я вытащил мальчика из воды, уложил на плечо и понес к берегу. Сергей Адамович шел впереди, прокладывая путь. Выбравшись на сушу, двинулись вниз по течению реки. На привал остановились на импровизированном пляже. Совсем обессиленного Колю я уложил на траву. По его состоянию было видно, что, опоздай мы буквально на несколько минут, у него просто не осталось бы сил удерживаться на поверхности. Он был весь в грязи, волосы слиплись. Говорил с трудом, еле ворочая языком. Щеки запали, глаза красные. Мы его раздели, искупали. Выстирали одежду (на нем были майка, рубашка, колготки и башмаки). Искупались сами, сполоснули служебную форму.

Немного придя в себя, Коля спросил, не будет ли его бить папа. Затем поинтересовался, успел ли отец скосить сено. Мы его успокоили, сказали, что все в порядке, наказывать его никто не собирается.

Отдохнув несколько минут, я снова взял Колю на руки, и мы двинулись к селу. Оказавшись в зоне действия мобильной связи, сообщил руководству радостную весть, а также о том, что мальчику нужна медицинская помощь. В Люботыни нас уже ждали милицейские «Жигули». Колю отвезли домой. Там его осмотрела главврач участковой больницы соседнего села Ветлы Иванна Костюк, по удачному стечению обстоятельств именно в тот день гостившая в Гирках у своих родителей. Оказав Коле первую помощь, Иванна Алексеевна вызвала «скорую»…

- Руслан Иванович, вы действовали, как профессиональный следопыт!

- Я охотник, и не понаслышке знаю, как выследить зверя. Рад, что эти навыки помогли отыскать ребенка… Коля определенно родился в рубашке. Хотя старожилы говорят, что не сомневались, что мальчик уцелеет и вскоре отыщется. Другой ребенок на его месте погиб бы. А Коля, мол, обладает очень сильным инстинктом выживания в экстремальных условиях.

- Коля был в сознании, но полностью физически и психически истощен, — говорит главврач участковой больницы села Ветлы Иванна Костюк.  — У него температура тела поднялась выше 38 градусов, что могло указывать на ряд серьезных заболеваний, таких, как воспаление легких, кишечная инфекция. Мальчик с трудом отвечал на вопросы, жаловался на боль во всем теле. При малейшем прикосновении вскрикивал. Ссадины и царапины покрывали все тело, но особенно пострадали руки, когда ребенок, пытаясь выбраться из болота, хватался за траву и коряги. Также у мальчика наблюдались признаки конъюнктивита — сильно покраснели глаза. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: он не спал две ночи, много плакал.

Скорая помощь отвезла Колю в районную больницу. К счастью, худшие опасения не оправдались. Сейчас с мальчиком все в порядке. То, что он остался жив и практически невредим, иначе, как чудом, не назовешь.

- При первичном осмотре ничего особо опасного у Коли мы не обнаружили, — говорит заместитель главврача Любешовской районной больницы Андрей Гук.  — Лишь признаки респираторного заболевания. Затем ребенка госпитализировали в инфекционное отделение. И здесь дополнительное обследование не показало никакой серьезной патологии. А ведь он двое суток пил болотную воду! Так что и в этом смысле мальчику очень повезло. Мы назначили ему курс профилактического лечения и через пять дней отправили домой в удовлетворительном состоянии.

Коля встретил корреспондента «ФАКТОВ» радостной улыбкой.

- Как самочувствие? — спрашиваю у мальчика.

- Хорошо, — тихим голосом ответил Коля.

Мальчик постепенно оправляется от перенесенного стресса. Чтобы не травмировать еще не совсем окрепшую психику ребенка, мы не стали тревожить его расспросами о пережитых ужасах, ограничившись фото на память.

P. S. 15 сентября жена Колиного спасителя Руслана Вознюка благополучно родила ему здорового сына. «ФАКТЫ» поздравляют счастливого отца с прибавлением в семействе.

Автор благодарит Центр

общественных связей УМВД

Украины в Волынской области

за помощь в подготовке материала.