Україна

Налог на недвижимость предлагается платить за квартиры стоимостью выше 70 тысяч долларов

0:00 — 26 вересня 2006 eye 211

Новый депутатский законопроект предусматривает внедрить новый налог, а полученные

от него средства направить… на возвращение утраченных сбережений нашим согражданам

Что-то в последнее время желание ввести налог на недвижимость вспыхивает в стране с завидной регулярностью — если не в правительственных кругах, так среди парламентариев. За последний год было представлено минимум три варианта взимания и ставок этого налога. И пока еще ни один не был рассмотрен Верховной Радой. Но это никого не смущает — законопроекты по налогу на недвижимость продолжают поступать в парламентские закрома. В этот раз с законодательной инициативой выступил народный депутат социалист Василий Цушко, который представил общественности свое видение этого налога.

Облагать налогом планируется недвижимое имущество, находящееся не только на территории нашей страны, но и за ее пределами

По мнению народного депутата, ставка налога на имущество (а точнее, недвижимость) должна составлять один процент стоимости этого имущества в год. Стоимость определяется по оценке органов государственной регистрации. А если таковой оценки госорганом не установлено, тогда оценивать недвижимость поручается… налоговой инспекции по месту расположения объекта. Правда, в проекте не указано, по каким критериям налоговикам следует оценивать имущество. Разве что «на глазок»…

Налог предполагается взимать с недвижимости, находящейся в собственности граждан: жилых домов, квартир, дачных (садовых) домов, гаражей, а также других помещений и сооружений, перечень которых определяется Кабинетом министров Украины. О земле в данном законопроекте речь вообще не идет.

Интересно, что облагать налогом планируется недвижимость не только на территории нашей страны, но и за ее пределами, если такое имущество было приобретено резидентами Украины. Это новый нюанс в налогообложении, который непонятно как можно воплотить в жизнь. Ведь во многих странах такой налог уже существует. Так что в том государстве, где находится недвижимое имущество резидента Украины, оно уже обложено налогом. И как тогда прикажете бороться с двойным налогообложением? Кроме того, не совсем ясно, кто сможет оценить стоимость зарубежной недвижимости: украинских налоговых инспекций по месту ее расположения (то бишь в других государствах) нет.

Налог на украинскую недвижимость должны платить не только граждане нашей страны, но и иностранцы и лица без гражданства, которые владеют этим имуществом. А на зарубежную недвижимость — ее владельцы, которые постоянно (то есть более 183 дней в календарном году) проживают в Украине, независимо от того, являются ли они нашими гражданами или нет. То есть приедет к нам американец на год-другой поработать, а мы тут с него налог на его виллу во Флориде и возьмем сполна, невзирая на то, что он исправно платит этот налог в свой местный «штатовский» бюджет.

Существует в проекте так называемый необлагаемый минимум. Это стоимость всех объектов недвижимости, находящихся в собственности гражданина, в сумме менее 70 тысяч долларов. Если учесть, что в настоящее время средняя стоимость обыкновенной однокомнатной квартиры в столице (»хрущевки» или «чешки») составляет около 60 тысяч долларов, а вот двухкомнатной — уже 70-90 тысяч долларов, то льготой смогут пользоваться немногие киевляне…

Людей, имеющих особые заслуги перед Родиной, в списке льготников не оказалось

Кроме того, законопроект предусматривает ряд льгот для некоторых категорий наших сограждан. Так, от налога на имущество предлагается освободить:

инвалидов войны;

участников боевых действий;

участников войны;

лиц, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»;

лиц, которые имеют особые трудовые заслуги перед Родиной (к которым относятся Герои Социалистического Труда, Герои Украины, полные кавалеры ордена Трудовой Славы)

ветеранов труда;

одиноких граждан пожилого возраста, на которых распространяется действие Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста»;

«чернобыльцев» первой и второй категорий;

«чернобыльцев» третьей и четвертой категорий, получивших категорию до их отселения из зоны гарантированного добровольного отселения и зоны усиленного радиоэкологического контроля;

инвалидов с детства;

инвалидов I и II групп.

Непонятно, впрочем, почему автор среди льготников не упомянул лиц, которые имеют особые заслуги (заметьте — не «особые трудовые», а просто «особые») перед Родиной по Закону «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»: Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, лиц, награжденных четырьмя и более медалями «За отвагу», а также Героев Социалистического Труда, удостоенных этого звания за работу в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

И теперь самое интересное: средства, собранные от нового налога, депутат предлагает использовать исключительно по целевому назначению — на погашение утраченных сбережений граждан Украины. При этом в проекте не сказано, о каких именно сбережениях идет речь — только ли о «сбербанковских» или обо всех, которые были утрачены вследствие неоднократного банкротства финансовых учреждений уже в постсоветские времена, например, печально известные трастовые «пирамиды».

Сам автор законопроекта народный депутат Василий Цушко прокомментировал свое детище так:

- Вследствие так называемой либерализации экономики за относительно короткий срок произошло быстрое перераспределение государственной собственности в пользу отдельных лиц, создалось значительное материальное неравенство между гражданами Украины. Дифференциация в доходах населения на сегодняшний день составляет один к тридцати. Общеизвестно, что большинство граждан, которые разбогатели, стали такими не за счет добросовестного труда, а за счет «приватизации» государственной собственности.

Существующая на сегодня в Украине налоговая система дает возможность тем, кто «прихватил» государственное имущество, в дальнейшем его накапливать, поскольку налог на имущество отсутствует.

В то же время во всех демократических государствах соотношение между богатыми и бедными регулируется путем использования гибкой системы налогообложения. Именно таким налогом во многих развитых странах является налог на имущество. В отдельных государствах поступления от него в местные бюджеты составляют почти треть всех поступлений. Он не является фискальным налогом или рычагом, направленным против собственника и собственности, а служит инструментом справедливого перераспределения социальных благ.