Спорт

Вратарь киевского «динамо» александр рыбка: «я не помню ни как доиграл матч с «реалом», ни как ко мне, лежащему на газоне, подходил бекхэм»

0:00 — 3 жовтня 2006 eye 394

19-летний футболист, получивший сотрясение мозга во время игры с испанцами в прошлый вторник, в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» рассказал о том, как все происходило

1:5. С таким унизительным счетом киевские динамовцы уступили королевскому клубу в гостевом матче Лиги чемпионов. Более того, все признают: в наши ворота могло влететь еще несколько мячей, если бы не молодой голкипер с милой фамилией Рыбка. Получив сильнейший удар в лицо от игрока «Реала» Серхио Рамоса, он продолжил защищать свои ворота. И это с сотрясением головного мозга! Сразу же по прилете динамовцев в Киев Александра забрала карета скорой помощи медицинской фирмы «Борис». Ее президент Михаил Радуцкий твердо сказал: «Александру нужен покой, беседовать с журналистами не разрешим как минимум три дня». В минувшую пятницу мы все-таки проведали вратаря.

«Уже в больнице вспомнил, что мне нашатырь давали, что кровь шла из губы и я ее выплевывал»

- Саша, как самочувствие?

- Нормально. Каждый день ставят капельницы — видите, в руке катетер. Врачи говорят, что мне нужно отдыхать. Телевизор не разрешают смотреть, читать — как можно меньше. Скучно немного, конечно. Хорошо, телефон не отобрали, поэтому с друзьями много разговариваю. Ребята из команды звонят, интересуются, как я. Проведывали Макс Шацких, Горан Гавранчич, Саня Шовковский. Президент клуба звонит, тренеры… Без внимания не остаюсь.

- Долго предстоит лечиться?

- Пять дней я проведу в стационаре клиники «Борис». Затем две недели нельзя тренироваться. А там будет видно.

- Ситуация, когда Шовковский получил красную карточку и вам пришлось войти в игру, стала неожиданностью?

- Да. Помню, мне ребята, которые рядом на скамейке запасных сидели, говорят: «Смотри, сейчас красная карточка будет». Но я, если честно, не думал, что Шовковского удалят с поля. Свои эмоции, которые тогда испытал, даже передать не могу. Все слишком быстро произошло. Но не скажу, что испугался или растерялся.

- Когда вы вышли на поле, готовившийся бить пенальти Руд ван Нистельрой бросил вам мяч. Зачем?

- Соперник поступил как настоящий профессионал. Дал мне почувствовать мяч. Это имеет большое психологическое значение для вратаря, вступающего в игру.

- Обидно было, что сразу же пропустили гол?

- Конечно, обидно. Тем более что счет стал 5:1. Но нужно было продержаться до конца игры.

- Столкнувшись с игроком «Реала», вы почувствовали боль?

- Ничего я не почувствовал. Пошла передача, и… для меня все стало, как в тумане.

- Но после этого вы отбили еще не один удар…

- Находясь в больнице, я начал вспоминать многие моменты, но четкости нет до сих пор… (Задумывается. ) Нет. Я даже удара не почувствовал в момент столкновения. Уже здесь вспомнил, что мне нашатырь давали, что кровь шла из губы и я ее выплевывал. Все было, как во сне.

- Вас ударил Серхио Рамос…

- Он хороший игрок. Молодой, как и я. На год старше меня…

- После финального свистка вы упали на газон.

- Это я уже увидел в газетах, опубликовавших снимок: я лежу на поле у ворот. Но этого тоже не помню.

- И не помните, что к вам первым подошел Дэвид Бекхэм?

- (С сожалением. ) Мне об этом только говорили. Когда ехал в Мадрид, конечно же, думал о том, что встречусь с такими звездами! Я их только по телевизору видел. А получилось…

- Ну, они-то теперь вас точно запомнят.

- Мне бы хотелось, чтобы и они, и болельщики запомнили меня по другим ситуациям.

«Думал, голова отвалится, такая боль была»

- Как вы перенесли перелет из Мадрида в Киев?

- Ужасно. Мне старались помочь какими-то препаратами. Врачи сразу предположили сотрясение, хотя опасались и более тяжелой травмы головы. Я помню, как мы ехали в аэропорт, как летели в самолете… Осознавать происходящее начал после того, как зашел в раздевалку. Мне помогли переодеться. Я думал, у меня голова отвалится, такая боль была.

- В киевском аэропорту вас уже ждала «скорая»…

- Да, мне сразу поставили капельницу, и это очень помогло.

- Что это за царапина у вас на руке? — обращаю внимание на красный шрам на внутренней стороне правой руки ниже локтя.

- Давняя. Года два назад я на даче помогал папе доски носить.

- Для вратаря руки очень важны. Нужно их беречь.

- Да, но я же не могу сидеть, ничего не делая. Никто ни от чего не застрахован.

- Давно занимаетесь футболом?

- С 11 лет. Года четыре играл в баскетбол. Как-то в 1997-м отец повел меня на «Олимпийский» на матч «Динамо» — «Ньюкасл». 2:2 сыграли. Атмосфера на стадионе меня просто поразила, и отец предложил: «Может, попробуешь в футбол поиграть?» У нас был знакомый тренер Виктор Кащей — он живет на одной лестничной площадке с моей бабушкой. Он как раз набирал группу детей моего возраста. Посмотрел на меня: «Видно, что мальчик знаком со спортом. Подвижный, игровичок». Так я начал заниматься футболом.

- И никогда не было мыслей вернуться в баскетбол?

- Нет.

- У мальчишек всегда есть футбольные кумиры…

- Саша Шовковский, Ващук, Белькевич… Я смотрел на них по телевизору и думал: здорово было бы с ними увидеться, рядом постоять, пообщаться. Бекхэм, Роналдо… Эти имена тоже для меня были значимы.

- Когда вы начали играть за «Динамо»?

- В октябре прошлого года Тарас Луценко, который играл за дубль, получил травму колена. И я поехал вместо него на игру с «Днепром» в Днепропетровск, затем меня вызвали в юношескую сборную в Латвию на отборочные игры. К тому времени Тарас уже восстановился, одну игру был на замене и получил повторную травму. Мне позвонили в Латвию, и я вернулся в Киев. Дебютировал в первой команде в матче с «Металлистом» за Кубок Украины, поскольку тогда Саша Шовковский получил микротравму.

- Вы всегда хотели быть вратарем?

- Я играл в нападении. Как-то тренер сказал: «Давай попробуем тебя в воротах». Мне было все равно где играть, главное — играть. Но получилось.

- Не хочется сменить амплуа? Ведь на вратаря сыплются все шишки. Вы хорошо знаете, как часто достается Шовковскому от болельщиков…

- Ошибки вратаря очень яркие, самые заметные. Промахи нападающего или защитника не так видны. Я не боюсь отвечать за ворота. Если бояться, зачем тогда что-то делать? Каждому голкиперу хочется поменьше пропускать, чтобы его команда постоянно выигрывала. Но сами видите, по-разному бывает.

«В команде тренеры и ребята называют меня Рыбой, а мама — Шуриком»

- Как друзья, бывшие одноклассники относятся к вашим успехам? Небось, просят автографы у всех брать…

- Нет, не просят. Когда я только начинал заниматься, они говорили: «Какой из тебя футболист?!» Когда их вижу сейчас, вспоминаю эти слова. Они говорят: «Видишь, ты очень хотел чего-то добиться, и получилось». Зависти ни у кого нет, по крайней мере, я не ощущаю.

- Вы один в семье?

- Нет, есть еще 12-летняя сестра. Вот она и ее подружки просят взять автографы у футболистов. Мой одноклубник Милош Нинкович, помню, расписался… Но обычно говорю сестре: «Инна, ну не буду я этим заниматься!»

- Вас в детстве не дразнили из-за фамилии?

- Нет. В команде тренеры и ребята называют меня Рыбой. А мама — Шуриком.

- Как родители относятся к вашему выбору профессии?

- Папа очень доволен, гордится мной, а мама переживает. Она смотрела матч, видела столкновение. Говорит, удар был очень сильным. После игры начала набирать мой номер мобильного, а я долго не отвечал: просто не понял, что телефон звонит. Сейчас каждый день мама приезжает ко мне в клинику.

- Не говорит: «Все, завязывай с футболом»?

- Нет. От травм не застрахован ни один спортсмен. Бывает, и в 20 лет вынуждены заканчивать карьеру. У нас в команде «Динамо-2» играл очень хороший защитник Сергей Пучков. Но он серьезно травмировал колено, и ему сказали: «Если хочешь ходить, надо заканчивать с футболом». Я не знаю, как быть в такой ситуации, не представляю, что делать… Но даже если бы мама мне так сказала, не смог бы бросить. Уже отдал футболу столько лет! Сейчас заочно учусь в Институте физкультуры, но сказать, что блещу знаниями, не могу. Все время уходит на футбол. Бывает, даже на сессии не попадаю из-за сборов. У меня дороги назад нет. Футбол — моя жизнь.

- Футболисты — люди обеспеченные. Это тоже стимул играть дальше.

- Если будешь хорошим игроком, естественно, у тебя все будет. Но ошибается тот, кто считает, что на футболистов бешеные деньги с неба падают всего лишь за полтора часа беготни. Меня это из себя выводит. Люди не знают, сколько нужно сделать, чтобы стать хорошим игроком, сколько здоровья надо отдать во время матча, какие последствия могут быть.

- Последний год часто дома бываете?

- Не очень. Разъезды, база… Сейчас вот меня в молодежку вызвали, но не поеду из-за травмы. Обидно, конечно.

- Как вы думаете, с чем связана серия неудач киевского «Динамо»?

- Мнений много, но единого нет. Собирались игроки, обсуждали, что случилось с командой, но никто не может это понять. После поединка нашей национальной команды со сборной Грузии пошла какая-то темная полоса. То ли сил не хватает у ребят, то ли психологический сбой какой-то. Каждый из футболистов хочет реабилитироваться перед болельщиками, зрителями, журналистами, тренерами, выходит на матч сконцентрированным, но игры не идут. Невиданный спад в команде, яма… Хочется выбраться из нее побыстрее.

- Вам 19 лет. Возраст такой, что только отдыхать с друзьями, развлекаться. А у вас — строгий режим, тренировки…

- Хочется, конечно, и погулять, но иногда нужно перебороть себя. Мои сверстники идут на шашлыки, а я еду в Мадрид. У меня другие приоритеты и интересы. И в этом свой кайф, свое удовольствие.

- У вас есть девушка?

- Да. (Смущаясь. ) Встречаться недавно начали. Она тоже видела тот матч. Говорит, что я сразу после игры позвонил, разговаривал. Но я этого не помню.

- Живете с родителями?

- Нет, клуб снимает мне квартиру. Полгода уже сам живу. Правда, это громко сказано. Так, ночую иногда. Но решил попробовать жить сам. Хотя, если честно, скучно. Хочется иной раз приехать к маме с папой.

- Чтобы борщик домашний был…

- Да. Когда домой приезжаю, мама всегда кормит чем-то вкусненьким. Она замечательно готовит. Даже не могу сказать, какое у меня любимое блюдо.

- А что в больницу приносит?

- Я прошу только фрукты. Надо режим поддерживать, вес.

- Машина у вас есть?

- Пока заработал на «Хонду Аккорд». Сейчас на ней папа ездит.

- Наверное, ваша мечта — выиграть чемпионат мира?

- Главное — закрепиться в команде. Чтобы мне доверяли. Каждый футболист хочет выиграть Лигу чемпионов и чемпионат мира. Это естественно. Но не всем удается. Я мог быть в числе победителей на чемпионате Европы среди молодежных команд, но нашей сборной немножко не повезло. Хотя и то, что мы вышли в финал, стало большим достижением!